г. Чита |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А19-19676/2021 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 декабря 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-19676/2021 по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области (адрес: 664007, Иркутская область, Иркутск город, Декабрьских Событий улица, дом 92, ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980) к обществу с ограниченной ответственностью "ДОК" (665710, Иркутская область, город Братск, жилой район Чекановский, дом П 03 23 01 01, ОГРН: 1173850019309, ИНН: 3804110979) о взыскании штрафных санкций в размере 19000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ДОК" (далее - ООО "ДОК", общество, страхователь) финансовой санкции в размере 19 000 руб. за не предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации за отчетные периоды январь, февраль, март, апрель, май 2020 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 декабря 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-19676/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, в данном случае представление сведений о застрахованных лицах за указанные отчетные периоды по формам СЗВ-М с типом "доп" являлось не исправлением ошибок в ранее представленных сведениях, а дополнительным представлением сведений на застрахованных лиц, информация о которых ранее в сведениях за указанные отчетные периоды не представлялась. Таким образом, страхователь, не представив своевременно сведения в отношении застрахованных лиц, отраженных в дополнительных сведениях, но не отраженных ранее в исходных сведениях, совершил такое правонарушение, как непредставление сведений в отношении таких застрахованных лиц в установленный срок.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
В приобщении доказательств, поступивших с апелляционной жалобой, отказано на основании части 2 статьи 272.1 АПК РФ, согласно которой дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 15.12.2021.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ответчиком по месту учета - в Управление Пенсионного фонда в г. Братске и Братском районе Иркутской области представлены формы СЗВ-М (дополняющая) в отношении застрахованного лиц, которые отсутствовали в "исходных" формах отчетности: январь, март, апрель май - 15.12.2020, февраль 2020 года - 16.12.2020.
За непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в установленные законодательством сроки, Пенсионным фондом были приняты решения о привлечении должника к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании от 01.03.2021: N 048S19210004316, N 048S19210004317, N048S19210004324, N048S19210004327, N 048S19210004330.
Требованиями от 29.03.2021: N 048S01210006827, N 048S01210006828, N 048S01210006829, N 048S01210006830, N 048S01210006831, ответчику предложено уплатить финансовые санкции в общем размере 19000 руб.
Срок исполнения требований истек, денежные средства в соответствующий бюджет не поступили.
Согласно постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 03.03.2021 N 51п "О реорганизации территориальных органов ПФР в Иркутской области" Управление Пенсионного фонда в г. Братске и Братском районе Иркутской области и ряд других территориальных органов ПФР реорганизованы в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника ООО "ДОК" финансовых санкций в размере 19000 руб. 00 коп.
Определением суда от 26.08.2021 N А19-16134/2021 в принятии заявления Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о выдаче судебного приказа на взыскание с должника финансовых санкций в размере 19000 руб. 00 коп., отказано.
Неисполнение ООО "ДОК" в установленный срок требований от 29.03.2021: N 048S01210006827, N 048S01210006828, N 048S01210006829, N 048S01210006830, N 048S01210006831 и отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа явились основанием для обращения Пенсионного фонда в соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N27-ФЗ в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отделение Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил следующие нормы права.
В силу ст.1 Федерального закона Российской Федерации "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ (далее Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска Детский сад N 2 является страхователем.
В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество с ограниченной ответственностью "ДОК" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ст.14 вышеуказанного закона страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице (ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: - страховой номер индивидуального лицевого счета; - фамилию, имя и отчество; - идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основанием для привлечения страхователя к ответственности в виде штрафа в сумме 19000 руб. явилось непредставление обществом формы СЗВ-М (дополняющая) за отчетные периоды январь, февраль, март, апрель, май 2020 года в установленный Инструкции срок.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) (действовала до 26.07.2020, утратила силу с 27.07.2020 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" (далее - Инструкция N 211н) и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц. Представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица. Представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
Как установлено судом и не оспаривается заявителем, сведения по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за отчетные периоды: январь, февраль, март, апрель, май 2020 года, представлены Обществом в Пенсионный фонд в установленные законом сроки.
Далее, Обществом в Пенсионный фонд представлены дополняющие сведения, а именно: январь, март, апрель май - 15.12.2020, февраль 2020 года - 16.12.2020, на застрахованных лиц, не отраженных в исходных формах СЗВ-М за указанные отчетные периоды, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктом 40 Инструкции N 211н, согласно которой страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 40 Инструкции N 211н следует признать, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, содержащейся в определении от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, то обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Поскольку исходные сведения за спорные периоды страхователем представлены своевременно, представление корректирующих сведений не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, учитывая, что у Пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения ООО "ДОК" к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за нарушение сроков представления дополняющих индивидуальных сведений за отчетные периоды январь, февраль, март, апрель, май 2020 года в размере 19 000 руб., суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 декабря 2021 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-19676/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19676/2021
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области
Ответчик: ООО "ДОК"