город Томск |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А45-23613/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей Зайцевой О.О.,
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство" Карасукского района (N 07АП-12253/2021) на решение от 09.11.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45- 23613/2021 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство" Карасукского района (ОГРН: 1095474000038) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не направлении постановления в адрес должника, о признании незаконным постановления об обращении взыскания по муниципальному контракту от 04.09.2021 N49,
заинтересованные лица: 1) ведущий судебный пристав-исполнитель отдела по исполнению особых исполнительных производств Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Сорокин А.С., 2) Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области (ОГРН: 1045402545825), 3) Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Новосибирска (ОГРН: 1045403240387), 4) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Беленская средняя общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области (ОГРН: 1025404182792).
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Коммунальное хозяйство" Карасукского района (далее - заявитель, предприятие, МУП "Коммунальное хозяйство" Карасукского района) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в не направлении постановления в адрес должника, о признании незаконным постановления об обращении взыскания по муниципальному контракту от 04.09.2021 N 49,
В качестве заинтересованных лиц привлечены ведущий судебный пристав-исполнитель отдела по исполнению особых исполнительных производств Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Сорокин А.С. (далее - судебный пристав-исполнитель, Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области (ОГРН: 1045402545825), Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска (далее - налоговый орган), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Беленская средняя общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области (далее - МБОУ Беленская СОШ Карасукского района НСО).
Решением суда от 09.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции МУП "Коммунальное хозяйство" Карасукского района обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судом не учтена статья 76 от 02.10.2007 N 229-ФЗ Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) о том, что постановление об обращении взыскания на дебиторскую задолженность не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется дебитору и сторонам исполнительного производства, а также не учтен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от лиц, участвующих в деле, не представлены.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили.
На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции, на исполнении в отделе по ИОИП Управления ФССП России по Новосибирской области находится исполнительное производство N 15578/21/54043-ИП о взыскании с МУП "Комхоз" Карасукского района задолженности по налоговым платежам в размере 4 727 940 рублей 68 копеек.
МУП "Комхоз" Карасукского района состоит на налоговом учете:
- с 30.01.2009 по 30.08.2021 в Межрайонной ИФНС России N 14 по Новосибирской области;
- с 30.08.2021 по 13.10.2021 в Межрайонной ИФНС России N 19 по Новосибирской области.
В связи с неуплатой МУП "Комхоз" Карасукского района в добровольном порядке обязательных платежей в установленный законодательством срок, Межрайонной ИФНС России N 14 по Новосибирской области начата процедура принудительного взыскания в соответствии со статьей 69, статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В виду отсутствия поступлений в бюджет от принятых Межрайонной ИФНС России N 14 по Новосибирской области мер взыскания по статье 69, статье 46 НК РФ по истечении установленного срока и в порядке, предусмотренном НК РФ, Межрайонной ИФНС России N 22 по Новосибирской области (до 30.08.2021 ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска), наделенной полномочиями по взысканию задолженности за счет имущества налогоплательщиков Новосибирской области в период с 2017-2021 года вынесены и направлены постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в отделение судебных приставов по Карасукскому району Новосибирской области, отдел по исполнению особых исполнительных производств по Новосибирской области в срок, установленный частью 8 статьи 30 Закона N 229-ФЗ, возбуждены исполнительные производства.
При наличии неисполненной задолженности отделом по исполнению особых исполнительных производств по Новосибирской области письмом от 15.07.2021 N 19-08/010180 направлено согласие об обращении взыскания на имущественные права по установленным договорным отношениям МБОУ "Беленская СОШ Карасукского района Новосибирской области".
На основании предоставленной налоговым органом информации 04.08.2021 вынесено и направлено постановление об обращении взыскания по муниципальному контракту на основании заключенного муниципального контракта от 30.12.2020 N 49.
Указанное постановление направлено в адрес МБОУ "Беленская СОШ Карасукского района Новосибирской области".
Ссылаясь на не направление постановления в адрес должника, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ведущим судебным приставом-исполнителем отдела по исполнению особых исполнительных производств Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Сорокиным А.С. в рамках исполнительного производства N 15578/21/54043-ИП совершались необходимые исполнительные действия, судом не установлен факт бездействия судебного пристава-исполнителя, основания для признания незаконным постановления также отсутствуют.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В соответствии со статьей 2 Закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон N118-ФЗ) судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления.
Судебный пристав-исполнитель в соответствии со статьей 13 вышеуказанного Федерального закона обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан.
В части 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ перечислены исполнительные действия, которыми являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с названным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Из содержания пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона N229-ФЗ, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона N229-ФЗ), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц.
Меры принудительного исполнения в силу статьи 4 Закона N 229-ФЗ должны применяться с учетом принципов разумности, обоснованности, соблюдения баланса интересов сторон, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного характера и не создавать препятствия должнику в осуществлении предпринимательской деятельности.
Статьей 68 Закона N 229-ФЗ установлено, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (часть 1). Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока (часть 2). Одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги (часть 3).
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона N 229-ФЗ взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 68 Закона N 229-ФЗ мерой принудительного исполнения является обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей.
В пункте 1 части 1 статьи 75 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащие должнику имущественные права, в том числе право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором, в частности, право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и другим.
В части 2.1 статьи 75 Закона N 229-ФЗ прямо предусмотрена возможность обращения взыскания на принадлежащее должнику право получения денежных средств.
Названной нормой также определено, что обращение взыскания на принадлежащее должнику право получения денежных средств в этом случае производится в порядке, установленном статьей 76 Закона N 229-ФЗ для обращения взыскания на дебиторскую задолженность.
Как следует из материалов дела, при наличии неисполненной задолженности, Отделом по исполнению особых исполнительных производств по Новосибирской области письмом от 15.07.2021 N 19-08/010180 направлено согласие об обращении взыскания на имущественные права по установленным договорным отношениям МБОУ "Беленская СОШ Карасукского района Новосибирской области".
На основании предоставленной налоговым органом информации, 04.08.2021 вынесено и направлено постановление об обращении взыскания по муниципальному контракту на основании заключенного муниципального контракта от 30.12.2020 N 49.
Постановление направлено в адрес МБОУ "Беленская СОШ Карасукского района Новосибирской области".
В обоснование позиции по делу заявитель указывает, что постановление об обращении взыскания на дебиторскую задолженность не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется дебитору и сторонам исполнительного производства, однако постановление в адрес должника не направлено.
Как правомерно указано судом первой инстанции не направление в адрес заявителя постановления об обращения взыскания на дебиторскую задолженность не может свидетельствовать о незаконности данного постановления и не является основанием для признания его недействительным. Оспариваемое заявителем постановление принято в интересах должника, поскольку направлено на погашение его задолженности перед взыскателем.
Должник не был лишен возможности исполнить требования исполнительных документов в добровольном порядке, как и до их предъявления в службу судебных приставов.
Заявителем не указано, к каким фактическим последствиям привело неполучение должником данных документов.
Довод заявителя о том, что исполнение оспариваемого постановления приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, отклоняется судом апелляционной инстанции, перечисление муниципальным заказчиком денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов, а не на расчетный счет исполнителя при наличии законно вынесенного постановления, не является нецелевым использованием бюджетных средств, влекущим негативные последствия для заявителя.
Ссылка заявителя на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку нормы бюджетного кодекса в указанном правоотношении неприменимы в силу того, что процедура обращения взыскания на имущественные права регулируется нормами Закона N 229-ФЗ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанций, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.11.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-23613/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство" Карасукского района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-23613/2021
Истец: МУП "Коммунальное хозяйство" Карасукского района
Ответчик: Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области
Третье лицо: ведущий СПИ отдела по исполнению особых исполнительных производств Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Сорокин А.С., Инспекция Федеральной Налоговой Службы по Железнодорожному району г.Новосибирска, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Беленская средняя общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Новосибирской области, Седьмой арбитражный апелляционный суд