г. Чита |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А19-14132/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ломако Н.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" Областная клиническая больница на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2021 года по делу N А19-14132/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" Областная клиническая больница (ИНН 3812014690, ОГРН 1023801756670, далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Иркутской области (ОГРН 1023801547395, ИНН 3811028531, далее - административный орган) о признании недействительным требования от 16.04.2021 N 02-184/21-(10) об устранении нарушений по результатам проверки за период с 01.07.2018 до 01.07.2020 в части возврата в бюджет ТФОМС Иркутской области средств ОМС в сумме 277 811 руб. 18 коп., использованных не по целевому назначению.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2021 года по делу N А19-14132/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что судом неправильно истолкованы нормы права, регламентирующие порядок назначения и выплат надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и порядок использования средств обязательного медицинского страхования.
Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.01.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области от 01.03.2021 N 37 комиссией фонда в период с 09.03.2021 по 07.04.2021 проведена плановая комплексная проверка использования средств, полученных Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областной клинической больницей средств обязательного медицинского страхования за период с 01.07.2018 по 01.07.2020.
По результатам проверки составлен акт от 06.04.2021 N 14 за период с 01.07.2018 до 01.07.2020 которым установлена обязанность возвратить в бюджет ТФОМС Иркутской области средства ОМС в сумме 277811 руб. 18 коп., использованных не по целевому назначению на выплату надбавки за работу со сведениями составляющими государственную тайну.
В связи с тем, что требования, изложенные в акте проверки, в полном объеме не исполнены, Фондом выдано требование от 16.04.2021 N 02-184/21-(10) об устранении нарушений по результатам проверки за период с 01.07.2018 до 01.07.2020 в части возврата в бюджет ТФОМС Иркутской области средств ОМС в сумме 277811 руб. 18 коп., использованных не по целевому назначению.
Полагая, что требование в части выводов о нецелевом использовании средств в сумме 277811 руб. 18 коп. и необходимости их восстановления не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Полномочия ТТФОМС Иркутской области на проведение контроля и порядок его проведения установлены Положением о контроле за деятельностью медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Федерального фонда ОМС от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения, территориальный фонд проводит проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы. Пунктами 17 и 17.2 Положения предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе по структуре тарифа на оплату медицинской помощи, проверку использования средств на указанные цели.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, согласно пункту 23.3 Положения в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326 -ФЗ.
В силу положений статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 данного Кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств, согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ, признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование, это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также -тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями).
Исходя из норм статей 35, 36 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется как базовой программой обязательного медицинского страхования, так и территориальной программой обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации и, соответственно, расходование средств обязательного медицинского страхования должно осуществляться на условиях данной территориальной программы и быть строго целевым.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки установлены факты нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования расходы на выплаты ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну на сумму 277811 руб. 18 коп., в том числе: 53017 руб. 53 коп. за период с 01.07.2018 года по 01.01.2019 года, 156674 руб. 86 коп. за период с 01.01.2019 года по 01.01.2020 года, 68119 руб. 37 коп. за период с 01.01.2020 года по 01.07.2020 года.
Вывод Фонда о нецелевом характере расходов по оплате ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну основан на том, что компенсация данных расходов производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на содержание государственного учреждения в областном бюджете, при этом в данном случае средства были использованы сверх установленных норм, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС.
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее-Закон о гостайне).
В силу положений статьи 1 Закона о гостайне, его положения обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее - органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В статье 5 Закона о гостайне определен перечень сведений, составляющих государственную тайну, куда относятся сведения в военной области, сведения в области экономики, науки и техники, сведения в области внешней политики и экономики, а также сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.
В соответствии со статьей 29 Закона о гостайне финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, предусмотренных Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций - за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно статье 4 Закона о гостайне Правительство Российской Федерации устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 (далее - Постановление N 573) утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны. В пункте 3 Постановления N 573 определено рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать начиная с 2007 года в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах средства на выплату надбавок в размерах, установленных вышеуказанными Правилами.
В приказе Минздравсоцразвития РФ от 19.05.2011 N 408н "О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" даны Разъяснения о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, пунктом 10 которых предусмотрено, что при определении источников финансирования мероприятий связанных с реализацией Постановления N 573 следует руководствоваться частью 1 статьи 29 Закона N 5485-1, согласно которой финансирование деятельности государственных органов, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, предусмотренных Законом N 5485-1, осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций - за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В спорный период и настоящее время Законом Иркутской области от 27.12.2006 года N 131-ОЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области" предусмотрено, что надбавки работникам государственного учреждения за работу со сведениями составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами относится к видам компенсационного характера.
В соответствии с Законом Иркутской области от 27.12.2006 года N 131-ОЗ приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 года N 1129-мпр утверждено Примерное положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области.
Согласно п. 41 главы 8 Положения надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну устанавливается в размере и порядке определяемом законодательством Российской Федерации.
Заявитель указывает, что процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установлена главврачу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областной клинической больницы Дудину П.Е. распоряжением Министерства здравоохранения Иркутской области N 2 от 09.01.2019 года, N 3 от 09.01.2020 года которыми Дудину П.Е. установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими степень секретности "секретно", в размере 10 процентов.
В указанных распоряжениях средства ОМС в качестве источника финансирования надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы оплаты труда работников и материально-технического и финансового обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 вышеуказанного Федерального закона.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установленная в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательством субъектов Российской Федерации, тогда как направление средств ОМС на выплату данной надбавки не предусмотрено.
При наличии иных источников выплаты надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, расходование средств ОМС является нецелевым.
Следовательно, является правомерным вывод Фонда о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в размере 277811 руб. 18 коп., направленных на выплату ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о неправильном толковании приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2021 года по делу N А19-14132/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14132/2021
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области