г. Санкт-Петербург |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А56-4021/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Загараевой Л.П., Савиной Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Янбиковой Л.И.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле: извещены, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42448/2021) Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2021 по делу N А56-4021/2021, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"
о взыскании,
третье лицо: Комитет финансов Санкт-Петербурга,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" (ОГРН 1147847277852, ИНН 7840510987; Санкт-Петербург, ул.Тульская, д.7, лит.А, пом.1-Н, оф.2; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027810344000, ИНН 7826683829; Санкт-Петербург, наб.канала Грибоедова, д.83; далее - Учреждение) о взыскании 11 671 руб. 98 коп. задолженности, 1 896 руб. 49 коп. пени, а также пени, начисленных на задолженность на основании части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), начиная с 06.04.2020 и по дату фактического исполнения основного обязательства и Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга(ОГРН 1037851027081, ИНН 7809029013; Санкт-Петербург, пр.Измайловский, д.10; далее - Администрация) 391 553 руб. 35 коп. задолженности, 56 681 руб. 98 коп. пени, а также пени, начисленных на задолженность на основании части 14 статьи 155 ЖК РФ, начиная с 06.04.2020 и по дату фактического исполнения основного обязательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет финансов Санкт-Петербурга (ОГРН 1027810256352, ИНН 7830002430; Санкт-Петербург, ул.Новгородская, д.20, лит.А, далее - Комитет).
Решением суда от 18.11.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 18.11.2021, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение в части взыскания с Администрации задолженности и пени, принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что полномочия по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме возложены на Учреждение. Податель жалобы указывает на то, что несогласование лимитов с распорядителем бюджетных средств не является основанием для освобождения Учреждения от оплаты фактически оказанных истцом услуг.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Отзыв Общества не приобщен, поскольку представлен с нарушением требований части 2 статьи 262, части 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются апелляционным судом в обжалуемой части (в части удовлетворения иска к Администрации) с учетом разъяснений, приведенных в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Как следует из материалов дела, в собственности Санкт-Петербурга находятся пустующие жилые помещения N 20, 21, 22 по адресу: ул.11-я Красноармейская, д.15а, лит.А; пустующие жилые помещения N3-Н, 5-Н по адресу: ул.Большая Морская, д.25, лит.А; пустующие жилые помещения N 4,7 и нежилые помещения N 2-Н, 3-Н, 4-Н, 5-Н, 6-Н, 7-Н, 8-Н,9-Н, 10-Н по адресу: Малодетскосельский пр., д.29, лит.А; пустующие жилые помещения N 12, 12а, 7, 11, 11 и нежилые помещения N 17-Н, 25-Н, 29-Н, 6-Н, 8-Н, 11-Н, 15-Н, 31-Н, 19-Н по адресу: Санкт-Петербург, ул.Галерная, д.57, лит.А,Б,В; пустующие жилые помещения N7 и нежилые помещения N 1-Н, 4-Н, 5-Н по адресу: ул.Почтамтская, д.23, лит.А
Общество и Учреждение заключили договоры управления многоквартирными домами по адресам: Санкт-Петербург, ул.11-я Красноармейская, д.15а, лит.А; Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.25, лит.А; Санкт-Петербург, Малодетскосельский пр., д.29, лит.А; Санкт-Петербург, ул.Галерная, д.57, лит.А,Б,В; Санкт-Петербург, ул.Почтамтская, д.23, лит.А, согласно которым Общество обязалось по заданию Учреждения обеспечивать управление многоквартирными домами, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, обеспечивать предоставление в жилые и нежилые помещения в многоквартирных домах, являющихся собственностью Санкт-Петербурга, коммунальных услуг, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность, а Учреждение обязуется обеспечивать перечисление управляющей организации платы за выполненные работы и оказанные услуги.
Общество оказало жилищно-коммунальные услуги, в том числе в рамках договоров управления, которые ответчиками не оплачены, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В отношении пустующих жилых помещений N 20, 21, 22 по адресу: Санкт-Петербург, ул.11-я Красноармейская, д.15а, лит.А за период с 01.01.2019 по 31.12.2019; пустующих нежилых помещений N3-Н за период с 03.09.2020 по 31.12.2020, 5-Н за период с 01.01.2018 по 31.12.2019 по адресу: Санкт-Петербург, ул.Большая Морская, д.25, лит.А; пустующих жилых помещений N 4, 7 и нежилых помещений N 2-Н, 3-Н, 4-Н, 5-Н, 6-Н, 7-Н, 8-Н, 9-Н, 10-Н за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 по адресу: Санкт-Петербург, Малодетскосельский пр., д.29, лит.А; пустующих жилых помещений N 17-Н, 25-Н, 29-Н за период с 01.11.2017 по 30.11.2020; нежилых помещения N 17-Н, 25-Н, 29-Н за период с 01.11.2017 по 31.12.2017 и с 01.01.2019 по 30.11.2020 по адресу: ул.Галерная, д.57, лит.А; пустующего нежилого помещения N 6-Н за период с 01.11.2017 по 30.09.2019 по адресу: ул.Галерная, д.57, лит.Б; пустующих нежилых помещений N 19-Н, 8-Н, 11-Н, 15-Н, 31-Н за период с 01.11.2017 по 31.12.2017, N19-Н за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, N 19-Н, 8-Н, 11-Н, 15-Н, 31-Н за период с 01.01.2019 по 30.10.2019 по адресу: ул.Галерная, д.57, лит.В; пустующего жилого помещения N7 и нежилые помещения N 1-Н,4-Н,5-Н за период с 01.01.2019 по 31.05.2019 по адресу: Санкт-Петербург, ул.Почтамтская, д.23, лит.А договор с Учреждением не заключен. Собственником данных помещений является Санкт-Петербург, что сторонами не оспаривается.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
На основании пункта 1.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение N 1098), администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.13.18 Положения N 1098 установлено, что администрация района уполномочена в соответствии с действующим законодательством осуществлять полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно.
В силу пункта 4.23 Положения N 1098 полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям администрации.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определены положениями статьи 125 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органом государственной власти, выступающим в суде от имени Санкт-Петербурга, в рамках его компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, является администрация района Санкт-Петербурга на основании следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 71 Устава Санкт-Петербурга (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14.01.1998) от имени Санкт-Петербурга права собственника осуществляют органы государственной власти Санкт-Петербурга в рамках их компетенции, установленной Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Устав Санкт-Петербурга имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам Санкт-Петербурга, правовым актам органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга (ст. 5).
Администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга (пункт 1.1 Положения N 1098).
В соответствии с пунктом 4.8 Положения N 1098 администрация района выступает от имени Санкт-Петербурга в судебных органах, иных государственных органах, органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге по вопросам, находящимся в компетенции Администрации.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию по искам по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
Таким образом, исходя из приведенных законоположений в их системном толковании, Администрация является органом государственной власти, выступающим в суде от имени Санкт-Петербурга в силу закона.
При изложенных обстоятельствах Администрация является надлежащим ответчиком по иску в части помещений, по которым Учреждением не заключен договор с истцом, так как представляет интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений, имущества казны Санкт-Петербурга, в связи с чем обязана нести бремя содержания спорного имущества, включая оплату коммунальных услуг.
Факт оказания услуг подтверждается материалами дела, установлен судом и ответчиками не опровергнут. Расчет задолженности произведен с учетом действующих тарифов.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика пени, исчисленных в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 155 ЖК РФ, согласно которой установлена обязанность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должников), уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Расчет неустойки Администрацией не оспорен, контррасчет не представлен. Факт просрочки по оплате жилищно-коммунальных услуг установлен судом и подтвержден материалами дела.
Поскольку факт просрочки исполнения денежного обязательства установлен судом и подтвержден материалами дела, требование истца о взыскании пени правильно удовлетворено в сумме 56 681 руб. 98 коп.
Требование истца о взыскании пени по день фактического исполнения обязательства суд первой инстанции также признал правомерным, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
При таких обстоятельствах судом первой инстанции вынесен законный и обоснованный судебный акт. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2021 по делу N А56-4021/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4021/2021
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА"
Ответчик: Администрация Алмиралтейского района Санкт-Петербурга, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНОЕ АГЕНТСТВО АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Третье лицо: Комитет финансов Санкт-Петербурга