г. Тула |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А09-7502/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 февраля 2022 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Григорьевой М.А., судей Афанасьевой Е.И. и Мосиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахбергеновой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы веб-конференции апелляционную жалобу ГК Коммерческий банк "Росэнергобанк" в лице конкурсного управляющего "Агентство по страхованию вкладов" на решение Арбитражного суда Брянской области от 23 ноября 2021 года по делу N А09-7502/2021,
принятое по заявлению коммерческого банка "Росэнегобанк" (акционерное общество) (ИНН 6167007639, ОГРН 1027739136622)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области, ИНН 3250777772, ОГРН 1103254777779
о признании незаконным записи об исключении сведении из ЕГРЮЛ,
третье лицо: ООО ТД "СИМТЭК", ИНН 3257010077,
при участии в онлайн заседании:
от Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области - представителя Смородиной Е.В. (доверенность 03-44/115 от 21.12.2021),
в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Коммерческий банк "Росэнегобанк" (АО) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области о признании недействительной записи ГРН 2213200020450 от 24.02.2021 об исключении ООО ТД "Симтэк" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением от 23 ноября 2021 года (резолютивная часть от 18.11.2021) Арбитражный суд Брянской области отказал Коммерческому банку "Росэнергобанк" (акционерное общество) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области в удовлетворении заявления о признании записи ГРН 2213200020450 от 24.02.2021 об исключении общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "СИМТЭК" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Коммерческий банк "Росэнергобанк" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации Агентство по страхованию вкладов обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит судебный акт отменить, а требование Банка о признании записи в ЕГРЮЛ об исключении из реестра ООО ТД "Симтэк" недействительной удовлетворить.
В обоснование жалобы Банк ссылается на то, что регистрирующий орган в обход запрета, установленного Законом о государственной регистрации юридических лиц, инициировал повторно процедуру исключения юридического лица из ЕГРЮЛ до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.
От Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция возражала против доводов жалобы, просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Симтэк" было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц при создании юридического лица 21.10.2013 за ОГРН 1133256015177.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в реестре 27.10.2014 зарегистрировано место нахождения и адрес общества: г. Брянск, ул. Литейная, д. 82.
12.12.2017 регистрирующий орган внес в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о месте нахождения и адресе общества (строка 12 реестра), а 28.12.2018 регистрирующий орган внес в реестр запись о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении генерального директора общества - Сергеенкова Андрея Александровича (строка 30 реестра).
Согласно материалам дела запись о недостоверности сведений в отношении генерального директора внесена на основании представленного Сергеенковым А.А. в инспекцию заявления по форме N 34001 вх. 10011А с приложением пакета документов (л.д. 70-74). Из содержания представленных документов следует, что Сергеенков А.А. снял с себя полномочия генерального директора общества.
Последняя налоговая отчетность представлялась юридическим лицом 17.01.2018, последнее движение по расчетному счету - 13.09.2019, недвижимое имущество, транспортные средства, за организацией не зарегистрированы.
Действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности в отношении адреса места нахождения и генерального директора ООО ТД "Симтэк" оспорены в установленном порядке не были, записи о недостоверности не устранены. Заявлений о назначении нового генерального директора в инспекцию не поступало.
24.02.2021 в связи с наличием указанных записей в ЕГРЮЛ более шести месяцев, налоговым органом было принято решение N 59 о предстоящем исключении ООО ТД "Симтэк" из ЕГРЮЛ (л.д. 77).
Указанное решение размещено в ЕГРЮЛ, ГРН 2213200020450 от 24.02.2021 и опубликовано в Журнале "Вестник государственной регистрации" от 24.02.2021 часть 2 N 7(826) (л.д. 78).
В публикации были указаны сведения о порядке и сроках направления мотивированных заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с ни точением юридического лица, и адрес Инспекции, по которому могли быть заявлены соответствующие возражения.
Возражений о предстоящем исключении ООО ТД "Симтэк" в инспекцию не поступило.
16.06.2021 наличие в ЕГРЮЛ более шести месяцев сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности, послужило основанием для исключения ООО ТД "Симтэк" из ЕГРЮЛ (ГРН записи 2213200075020).
Ранее Инспекция неоднократно принимала решения о предстоящем исключении ООО ТД "Симтэк" (26.09.2018, 20.02.2019, 13.11.2019, 22.04.2020), публиковала их в Вестнике государственной регистрации.
Предыдущие процедуры в 2018 и 2019, были прекращены в связи с поступившими возражениями от заинтересованного лица.
Считая, что указанные действия налогового органа по исключению ООО ТД "Симтэк" противоречат действующему законодательству, а также нарушают права и законные интересы КБ "Росэнергобанк" (АО) в сфере предпринимательской деятельности, конкурсный управляющий общества обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование нарушение интересов Банка заявитель ссылается на то, что КБ "Росэнергобанк" (АО) является кредитором ООО ТД "Симтэк".
Между КБ "Росэнергобанк" (АО) и ООО ТД "Симтэк" (заемщик) был заключен кредитный договор N 3002 от 01.06.2016, в соответствии с которым банк предоставил заемщику кредит на срок до 19.04.2019 под 16 % годовых.
В обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору между Банком и заемщиком заключен договор залога N 3002/З-1 от 01.06.2016.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 июня 2018 года по делу N А40-204095/2017 с заемщика в пользу банка взыскана задолженность по кредитному договору в размере 265 329 075,37 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 ноября 2018 года по делу N А40-16231/2018 обращено взыскание на предметы залога по договору залога N 3002/З-1 от 01.06.2016 на сумму 251 348 659,96 руб.
Конкурсный управляющий КБ "Росэнергобанк" (АО) настаивает, что размер задолженности ООО ТД "Симтэк" перед Банком составляет 265 329 075,37 руб. и до настоящего времени указанная задолженность перед банком не погашена.
Принимая обжалуемый судебный акт и отказывая в удовлетворении заявления банка, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что процедура исключения ООО ТД "Симтэк" из ЕГРЮЛ регистрирующим органом соблюдена, поскольку банк не реализовал возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении общества из реестра, в установленный срок. По мнению суда области, оспариваемые действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи за ГРН 2213200020450 от 24.02.2021 о прекращении деятельности ООО ТД "Симтэк" не противоречат законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Оценив представленные доказательства, обстоятельства дела и доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд рассмотрел повторно дело по правилам главы 34 АПК РФ и пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении единого государственного реестра регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 Федерального закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (абзац 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
Федеральным закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (начало действия 01.01.2016) статья 9 Закона N 129-ФЗ дополнена положениями, наделяющими регистрирующий орган правом проводить проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
Проверка достоверности сведений о юридическом лице осуществляется посредством проведения мероприятий, предусмотренных пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий установлены приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2016 N 42195) (далее - Основания и Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Оснований и Порядка основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В силу пункта 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В силу пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В силу пункта 4.3 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий.
Согласно пункту 4 Приказа N ММВ-7-14/72@ основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами Федеральной налоговой службы после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 21.1 Закона N 129-ФЗ дополнена пунктом 5, согласно подпункту "б" которого наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Условие, предусмотренное подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ является самостоятельным основанием прекращения деятельности юридического лица путем исключения из ЕГРЮЛ, которое осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа установлен статьями 21.1, 22 Закона N 129-ФЗ и предусматривает следующее.
В соответствии с положениями статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Такие заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
Согласно положениям статье 21.1 Закона N 129-ФЗ исключение из ЕГРЮЛ юридического лица по решению регистрирующего органа возможно в случае наличия у него признаков недействующего юридического лица. Так, согласно пунктам 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона о регистрации).
Согласно пункту 4 статьи 21.1 указанного закона заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Пунктом 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что в случае, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
В силу подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 названного Закона предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случае наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (пункт 8 статьи 22 Закона о регистрации).
В Постановлении от 18.05.2015 N 10-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра должно приниматься с учетом предусмотренных положениями статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
Письмом ФНС России от 09.04.2020 N КВ-4-14/6053@ разъяснено, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 указанного закона не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра лиц, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах. Установленный шестимесячный срок наличия записи о недостоверности сведений предназначен для установления действительности недостоверности сведений, так как до принятия решения об исключении у заинтересованных лиц есть право предоставить в налоговый орган достоверные сведения об организации.
Исходя из вышеуказанных норм права и разъяснений, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для признания записи а ГРН от 08.07.2021 N 2217705930990 об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц ООО ТД "Симтэк" недействительной.
При этом, апелляционный суд вопреки доводам налогового органа полагает, что является обязательным соблюдение регистрирующим органом порядка исключения общества из реестра, установленного пунктом 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, независимо от того, каким пунктом данной статьи предусмотрено основание для исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
В пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2021, разъяснено, что повторная процедура исключения недействующего юридического лица из реестра не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.
Так как в соответствии с пунктом 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, то повторная процедура исключения из реестра такого юридического лица тоже не может быть инициирована до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.
Данная правовая позиция поддерживается практикой округа, что отражено в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 09.12.2021 N Ф10-5679/2021 по делу N А35-8856/2020.
В абзаце седьмом на третьей странице приведенного постановления суда округа указано - так как в соответствии с пунктом 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, то повторная процедура исключения из реестра такого юридического лица тоже не может быть инициирована до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.
В настоящем случае, как указано выше, предыдущая процедура исключения общества из ЕГРЮЛ была прекращена 28.04.2020 в связи с представлением заявления лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ (строка 323 выписки из реестра). Следовательно, до 28.04.2021 процедура исключения общества из ЕГРЮЛ не может быть инициирована.
Вместе с тем, запись о принятии решения о предстоящем исключении общества из реестра, на основании которого принято оспариваемое решение об исключении юридического лица из реестра, сделана регистрирующим органом 24.02.2021, до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.
В данном случае оспариваемые действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО ТД "Симтэк" не соответствуют требованиям ФЗ N 129-ФЗ и нарушают права и законные интересы КБ "Росэнергобанк" (АО) - кредитора исключенного юридического лица.
Принимая во внимание разъяснения, изложенные в абзаце 8 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 года N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которым, суд апелляционной инстанции применительно к части 4 статьи 170 АПК РФ устанавливает, соответствуют ли выводы судов практике применения правовых норм, определенной постановлениями Пленума ВС РФ и сохранившими силу постановлениями Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, постановлениями Президиума ВС РФ и сохранившими силу постановлениями Президиума ВАС РФ, а также содержащейся в обзорах судебной практики, утвержденных Президиумом ВС РФ, суд апелляционной инстанции указывает на то, что аналогичный подход выражен в постановлениях Арбитражных судов: Центрального округа от 27.01.2021 по делу N А08-12829/2019, Западно-Сибирского округа от 09.03.2021 по делу N А81-3907/2020, Поволжского округа от 12.12.2019 по делу N А72-21320/2018, Западно-Сибирского округа от 10.08.2020 по делу N А46-24009/2017, Волго-Вятского округа от 03.07.2020 по делу N А38- 12776/2018, Северо-Кавказского округа от 12.11.2020 по делу N А53- 43389/2019.
С учетом того, что основанием для внесения спорной записи в ЕГРЮЛ (ГРН 2217705930990 от 08.07.2021) является решение инспекции от 24.02.2021 N 59 и права банка не могут быть восстановлены в полном объеме без признания указанного решения недействительным, заявление КБ "Росэнергобанк" (АО) подлежит удовлетворению.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
Ввиду изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости признания недействительной записи ГРН 2217705930990 от 08.07.2021 о прекращении деятельности ООО ТД "Симтэк" и обязания инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов КБ "Росэнергобанк" (АО).
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, заявление банка следует удовлетворить.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 23 ноября 2021 года по делу N А09-7502/2021 отменить.
Заявление коммерческого банка "Росэнегобанк" (акционерное общество) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области удовлетворить.
Признать недействительной запись ГРН от 08.07.2021 N 2217705930990 об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц ООО ТД "Симтэк".
Обязать Инспекцию ФНС N 10 по Брянской области устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.А. Григорьева |
Судьи |
Е.И. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7502/2021
Истец: ГК Коммерческий банк "РОСЭНЕРГОБАНК" в лице конкурсного управляющего "Агенство по страхованию вкладов"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области
Третье лицо: АО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "РОСЭНЕРГОБАНК", ГК "Агентство по страхованию вкладов", ООО "Торговый дом "СИМТЭК"