город Томск |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А03-12126/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Афанасьевой Е.В., |
судей |
|
Сорокиной Е.А., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воронецкой В.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (N 07АП-12330/2021) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.11.2021 по делу N А03-12126/2021 (судья Зверева В.А.) по исковому заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (ОГРН 1042202282132, ИНН 2225066565), г. Барнаул, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (ОГРН 1092221004040, ИНН 2221172516), г. Барнаул, об обязании принять в казну Российской Федерации объекты недвижимости.
В судебном заседании приняли участие - без участия (извещены).
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (далее - ответчик, Росимущество), которым просит обязать ответчика принять в казну Российской Федерации:
1) нежилое помещение площадью 89,44 кв.м, (337/948 долей), кадастровый номер: 22:43:060111:193, расположенное по адресу: Алтайский край, Солонешенский район, с. Солонешное, ул. Красноармейская, д. 19;
2) земельный участок общей площадью 790 кв.м., кадастровый номер: 22:43:060111:14, расположенный по адресу: Алтайский край, Солонешенский район, с. Солонешное, ул. Красноармейская, д. 19;
3) нежилое помещение площадью 145,6 кв.м. (135/263 долей), кадастровый номер: 22:08:011240:299, расположенное по адресу: Алтайский край, Волчихинский район, с. Волчиха, ул. Ленина д. 89;
4) земельный участок общей площадью 565 кв.м., кадастровый номер: 22:08:011240:8, расположенный по адресу: Алтайский край, Волчихинский район, с. Волчиха, ул. Ленина д. 89;
5) нежилое помещение общей площадью 283,6 кв.м., кадастровый номер: 22:19:030010:5403, расположенное по адресу: Алтайский край, Косихинский район, с. Косиха, ул. Комсомольская, д. 14 пом. 1;
6) земельный участок общей площадью 1136 кв.м., кадастровый номер 22:19:030010:116, расположенный по адресу: Алтайский край, Косихинский район, с. Косиха, ул. Комсомольская, д. 14;
7) административное здание площадью 233,46 кв.м, (823/992 доли), кадастровый номер: 22:55:110402:1433, расположенное по адресу: Алтайский край, Усть-Пристанский район, с. Усть-Чарышская Пристань, ул. Левачева, д. 12;
8) земельный участок общей площадью 1420 кв.м, кадастровый номер: 22:55:110402:121, расположенный по адресу: Алтайский край, Усть-Пристанский район, с. Усть-Чарышская Пристань, ул. Левачева, д. 12;
9) административное здание общей площадью 123,9 кв.м., кадастровый номер: 22:20:030201:4904, расположенное по адресу: Алтайский край, Красногорский район, с. Красногорское, ул. Советская, д. 95а;
10) земельный участок общей площадью 797 кв.м., кадастровый номер: 22:20:030201:332, расположенный по адресу: Алтайский край, Красногорский район, с. Красногорское, ул. Советская, д. 95а;
11) административное здание площадью 138,03 кв.м, (170/469 долей), кадастровый номер: 22:42:060106:1026, расположенное по адресу: Алтайский край, Советский район, с. Советское, ул. Ленина, д. 91;
12) административное здание площадью 95,4 кв.м, (53/204 доли), кадастровый номер: 22:38:020848:186, расположенное по адресу: Алтайский край, Романовский район, с. Романово, ул. Крупская, д. 4;
13) нежилое помещение площадью 40,5 кв.м (31/528 долю), кадастровый номер: 22:38:020846:198, расположенное по адресу: Алтайский край, Романовский район, с. Романово, ул. Советская, д. 66 (гаражный бокс N 35);
14) административное здание площадью 172,09 кв.м, (из них офисные помещения - 136,19 кв.м. (59/250 доли), бокс для автомобилей - 35,90 кв.м.), кадастровый номер: 22:34:010802:344, расположенное по адресу: Алтайский край, Петропавловский район, с. Петропавловское, ул. Жукова, д. 35;
15) нежилое помещение, общей площадью 136,6 кв.м., кадастровый номер: 22:58:080308:450, расположенное по адресу: Алтайский край, Чарышский район, с. Чарышское, ул. Центральная, д. 24, пом. H11;
16) нежилое помещение площадью 180,05 кв.м, (10/21 долей), кадастровый номер: 22:18:120116:642, расположенное по адресу: Алтайский край, Ключевский район, с. Ключи, ул. Центральная, д. 33, пом. 1;
17) нежилое помещение площадью 251,4 кв.м., (29/71 долей), кадастровый номер: 22:15:050501:3327, расположенное по адресу: Алтайский край, Зональный район, с. Зональное, ул. Ленина, д. 28, пом. 1;
18) нежилое помещение площадью 37,82 кв.м, (59/100 долей), кадастровый номер: 22:21:020019:1262, расположенное по адресу: Алтайский край, Краснощековский район, с. Краснощеково, ул. Ленина, д. 139, пом. 3.
Исковые требования обоснованы ссылками на статьи 12, 296, 236, 268, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы тем, что указанное недвижимое имущество в деятельности истца не используется, Управлением был согласован отказ от прав на указанное имущество, между тем, ответчик отказался принять указанное имущество, указав, что его изъятие в казну Российской Федерации является нецелесообразным.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 16 ноября 2021 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование к отмене судебного акта ответчик указывает, что Положение, утвержденное приказом Росимущества от 19.12.2016 N 470, в соответствии с которым осуществляет деятельность ответчик, не закрепляет обязанность территориального органа принимать в казну Российской Федерации имущество не используемое истцом, изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества в силу пункта 2 статьи 296 ГК РФ является правом собственника, истец ввиду специального статуса ограничен в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому не вправе без согласия собственника отказаться от права оперативного управления; истцом не доказан факт нецелесообразности использования имущества.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, участвующие в деле лица своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, ходатайств об отложении заседания, отзыва на жалобу не поступало.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей извещенных участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю на праве оперативного управления владеет: нежилым помещением площадью 89,44 кв.м, (337/948 долей), кадастровый номер: 22:43:060111:193, расположенным по адресу: Алтайский край, Солонешенский район, с. Солонешное, ул. Красноармейская, д. 19; нежилым помещением площадью 145,6 кв.м. (135/263 долей), кадастровый номер: 22:08:011240:299, расположенным по адресу: Алтайский край, Волчихинский район, с. Волчиха, ул. Ленина д. 89; нежилым помещением общей площадью 283,6 кв.м., кадастровый номер: 22:19:030010:5403, расположенным по адресу: Алтайский край, Косихинский район, с. Косиха, ул. Комсомольская, д. 14 пом. 1; административным зданием площадью 233,46 кв.м, (823/992 доли), кадастровый номер: 22:55:110402:1433, расположенным по адресу: Алтайский край, Усть-Пристанский район, с. Усть-Чарышская Пристань, ул. Левачева, д. 12; административным зданием общей площадью 123,9 кв.м., кадастровый номер: 22:20:030201:4904, расположенным по адресу: Алтайский край, Красногорский район, с. Красногорское, ул. Советская, д. 95а; административное здание площадью 138,03 кв.м, (170/469 долей), кадастровый номер: 22:42:060106:1026, расположенным по адресу: Алтайский край, Советский район, с. Советское, ул. Ленина, д. 91; административным зданием площадью 95,4 кв.м, (53/204 доли), кадастровый номер: 22:38:020848:186, расположенным по адресу: Алтайский край, Романовский район, с. Романово, ул. Крупская, д. 4; нежилым помещением площадью 40,5 кв.м (31/528 долю), кадастровый номер: 22:38:020846:198, расположенным по адресу: Алтайский край, Романовский район, с. Романово, ул. Советская, д. 66 (гаражный бокс N 35); административное здание площадью 172,09 кв.м, (из них офисные помещения - 136,19 кв.м. (59/250 доли), бокс для автомобилей - 35,90 кв.м.), кадастровый номер: 22:34:010802:344, расположенным по адресу: Алтайский край, Петропавловский район, с. Петропавловское, ул. Жукова, д. 35; нежилым помещением, общей площадью 136,6 кв.м., кадастровый номер: 22:58:080308:450, расположенным по адресу: Алтайский край, Чарышский район, с. Чарышское, ул. Центральная, д. 24, пом. H11; нежилым помещением площадью 1 80,05 кв.м, (10/21 долей), кадастровый номер: 22:18:120116:642, расположенным по адресу: Алтайский край, Ключевский район, с. Ключи, ул. Центральная, д. 33, пом. 1; нежилым помещением площадью 251,4 кв.м., (29/71 долей), кадастровый номер: 22:15:050501:3327, расположенным по адресу: Алтайский край, Зональный район, с. Зональное, ул. Ленина, д. 28, пом. 1; нежилым помещением площадью 37,82 кв.м, (59/100 долей), кадастровый номер: 22:21:020019:1262, расположенным по адресу: Алтайский край, Краснощековский район, с. Краснощеково, ул. Ленина, д. 139, пом. 3, что подтверждается выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021-86386426 от 12.07.2021, выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021-86404831 от 12.07.2021, выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021-86402371 от 12.07.2021, выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021- 86390429 от 12.07.2021, выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021-75979072 от 22.06.2021, выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021-89108070 от 16.07.2021, выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021-86389139 от 12.07.2021, выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021- 8638592 от 10.07.2021, выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021-86385192 от 12.07.2021, выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021-86384641 от 12.07.2021, выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021-86387216 от 12.07.2021, выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021- 86388213 от 12.07.2021, выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021-79375435 от 29.06.2021.
Управлению на праве постоянного (бессрочного пользования) предоставлены: земельный участок общей площадью 790 кв.м., кадастровый номер: 22:43:060111:14, расположенный по адресу: Алтайский край, Солонешенский район, с. Солонешное, ул. Красноармейская, д. 19; земельный участок общей площадью 797 кв.м., кадастровый номер: 22:20:030201:332, расположенный по адресу: Алтайский край, Красногорский район, с. Красногорское, ул. Советская, д. 95а; земельный участок общей площадью 1420 кв.м, кадастровый номер: 22:55:110402:121, расположенный по адресу: Алтайский край, Усть-Пристанский район, с. Усть-Чарышская Пристань, ул. Левачева, д. 12; земельный участок общей площадью 1136 кв.м., кадастровый номер 22:19:030010:116, расположенным по адресу: Алтайский край, Косихинский район, с. Косиха, ул. Комсомольская, д. 14; земельный участок общей площадью 565 кв.м., кадастровый номер: 22:08:011240:8, расположенный по адресу: Алтайский край, Волчихинский район, с. Волчиха, ул. Ленина д. 89, что подтверждается выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021- 87682569 от 14.07.2021, выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021-70748245 от 10.06.2021, выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021-87679540 от 14.07.2021, выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021-8768150 от 14.07.2021, выпиской из ЕГРН N КУВИ-002/2021- 86392995 от 12.07.2021.
Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) согласовала прекращение права оперативного управления истца на вышеперечисленное имущество письмами от 28.06.2021, от 08.07.2021, от 08.07.2021, от 06.07.2021, от 06.07.2021, от 13.07.2021, от 20.07.2021, от 15.06.2021, от 08.07.2021, от 13.07.2021.
Отказ ответчика принять имущество в казну Российской Федерации послужил основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования к Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из положений статей 235, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 и сделал вывод, что законодательством предусмотрена возможность отказаться от имущества, предоставленного на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования. Доводы ответчика о нецелесообразности изъятия спорных объектов в казну судом отклонены, поскольку данные обстоятельства не предусмотрены законодательством в качестве оснований для отказа в принятии спорного имущества в казну Российской Федерации.
Спор разрешен судом первой инстанции правильно.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (абзац 1 статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что спорное имущество не используется истцом по назначению в соответствии с целями его деятельности.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд пришел к обоснованным выводам о том, что истец реализовал свое право на отказ от права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования спорным имуществом и наличии правовых оснований для передачи имущества в казну Российской Федерации.
Примененный подход основан на правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637.
Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (пункт 5.2 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (пункт 5.3 Положения); закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений (пункт 5.22 Положения N 432).
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Учитывая, что неустановление надлежащего лица, заинтересованного в пользовании и владении спорным имуществом, не отнесено ни одним нормативным правовым актом к законным препятствиям для принятия в казну спорного имущества от лица, отказавшегося от права оперативного управления и бессрочного пользования этим имуществом из-за неиспользования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении требований истца. Не является таким препятствием и нецелесообразность, по мнению МТУ Росимущества, передачи спорного объекта в казну Российской Федерации, а отсутствие со стороны ответчика мер по принятию в казну противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, является не правом, а обязанностью ответчика, иное толкование норм гражданского права приводило бы к тому, что истец, имея законное право на отказ от имущества, не имел бы фактической возможности реализовать свое право.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение Арбитражного суда Алтайского края является законным и обоснованным. Нарушений норм материального или процессуального права судом допущено не было, поэтому оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.11.2021 по делу N А03-12126/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
Е.А. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12126/2021
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай