г. Хабаровск |
|
10 февраля 2022 г. |
А73-15233/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ДВ Стройэкспертиза": Скрябина Л.А., представитель по доверенности от 01.12.2021;
от Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края: Говорушко С.Ю., представитель по доверенности от 10.01.2022 N 1-17-24;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДВ Стройэкспертиза"
на решение от 21.12.2021
по делу N А73-15233/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДВ Стройэкспертиза"
к Комитету государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДВ Стройэкспертиза" (далее - заявитель, ООО "ДВ Стройэкспертиза", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным постановление комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края (далее - Комитет, административный орган, комитет) от 27.05.2021 N С-138-1/21, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 21.12.2021 суд в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что общество не может быть привлечено к административной ответственности, поскольку контракт был расторгнут с 04.12.2020, а проверка проводилась 03.02.2021, в связи чем обязанности по соблюдению норм действующего законодательства, нес заказчик (КГКУ "СЗ Министерства строительства Хабаровского края"). Просит решение отменить, заявление удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "ДВ Стройэкспертиза" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм права, несоответствия выводов обстоятельствам дела.
Комитет в представленном отзыве, представитель в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просили отказать в удовлетворении жалобы.
Исследовав представленные материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует, что 03.07.2020 по итогам электронного аукциона между КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" (заказчик) и ООО "ДВ Стройэкспертиза" (подрядчик) заключён контракт N 0122200002520003795-AН (далее - контракт), по условиям которого подрядчик по поручению заказчика обязуется выполнить работы по строительству объекта капитального строительства "Фельдшерскоакушерский пункт КГБУЗ "Верхнебуреинская центральная районная больница" на 25 посещений в смену (с жилым помещением) в с. Средний Ургал Верхнебуреинского муниципального района" в соответствии с Технической частью (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 4), а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (пункт 1.1 контракта).
Сроки выполнения работ предусмотрены в пункте 5.1 контракта, из содержания которого следует, что начало выполнения работ - с даты заключения контракта, а окончание работ - не позднее 10.12.2020.
На основании распоряжения от 24.12.2020 N 916-р, в период с 30.12.2020 по 03.02.2021 Комитетом в отношении общества проведена проверка на предмет соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации при строительстве объекта капитального строительства "Фельдшерско-акушерский пункт КГБУЗ "Верхнебуреинская центральная районная больница" на 25 посещений в смену (с жилым помещением) в с. Средний Ургал Верхнебуреинского муниципального района".
Результаты проверки оформлены актом от 03.02.2021 N С 01-05/2021, в котором отражены следующие нарушения:
-в нарушение пункта 6.2.2. СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" от 01.09.2001, части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) не обеспечена безопасность работ для третьих лиц, территория строительной площадки не охраняется, охранное ограждение строительной площадки частично разобрано, доступ посторонних лиц не ограничен;
-в нарушение пункта 6.2.11. СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" от 01.09.2001 строительная площадка объекта не освещена в темное время суток;
-в нарушение пункта 6.2.14. СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" от 01.09.2001 не выполнено ограждение котлована под пожарные резервуары;
-в нарушение пункта 7.18 "СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" от 27.12.2010 N 781 отсутствует и не установлен при въезде на площадку информационный щит с указанием наименования объекта, названия застройщика (технического заказчика) исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилий, должностей и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту и представителя органа госстройнадзора (в случаях, когда надзор осуществляется) или местного самоуправления, курирующего строительство сроков начала и окончания работ, схемы объекта;
-в нарушение пункта 13 Распоряжения Комитета от 24.12.2020 N 916-Р, части 6 статьи 52 ГрК РФ в комитет не представлена необходимая для проведения проверки документация: общий и специальные журналы работ, проектная и исполнительная документация, документы о качестве применяемых строительных материалов, изделий и конструкций при выполнении работ на объекте.
По факту выявленных нарушений в отношении общества, в присутствии законного представителя, составлен протокол N С12-05/2021 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.4. КоАП РФ, 27.05.2021 должностным лицом комитета вынесено постановление N С138-1/21, которым общество признано виновным по указанной норме права, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 9.4 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются отношения, связанные с соблюдением требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных статьей 9.4 КоАП РФ, состоит в несоблюдении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий). Ответственность по части 1 наступает лишь в случаях, когда нарушение требований нормативных документов не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Во всех иных случаях действия виновных лиц будут образовывать событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.4 КоАП РФ, может являться застройщик (заказчик), а также лицо, осуществляющее строительство в качестве подрядчика.
Субъективная сторона может выражаться в форме, как умысла, так и неосторожности.
Строительство объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 52 ГрК РФ).
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Нормы и правила, установленные СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" (далее - СниП 12-03-2001) распространяются на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт (далее - строительное производство), производство строительных материалов (далее - промышленность строительных материалов), а также на изготовление строительных конструкций и изделий (далее - строительная индустрия) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы.
В нарушение пунктов 6.2.2, 6.2.11, 6.2.14 указанных СпиН, лицом, осуществлявшим строительство, работы 1-го этапа (подготовительного периода) не выполняются и не завершены в соответствии с проектной документацией, а именно: территория строительной площадки не охраняется, охранное ограждение строительной площадки частично разобрано, доступ посторонних лиц не ограничен; строительная площадка объекта не освещена в темное время суток; не выполнено ограждение котлована под пожарные резервуары.
Кроме того, в нарушение пункта 13 Распоряжения Комитета от 24.12.2020 N 916-Р, части 6 статьи 52 ГрК РФ обществом в Комитет не представлена необходимая для проведения проверки документация: общий и специальные журналы работ, проектная и исполнительная документация, документы о качестве применяемых строительных материалов, изделий и конструкций при выполнении работ на объекте.
Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781 утверждены "СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004".
Согласно пунктам 1.1, 1.2 указанного свода правил, последние распространяются на следующие виды градостроительной деятельности - проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов (в части организации строительства) при реализации проектов в отношении объектов гражданского и промышленного назначения, а также направлены на реализацию перепрофилирования промышленных территорий в условиях сложившейся застройки.
Согласно пункту 7.18 свода правил при въезде на площадку устанавливают информационные щиты с указанием:
- наименования объекта, сроков начала и окончания работ, схемы объекта;
- наименования застройщика (технического заказчика);
- представителя застройщика (технического заказчика) - должностного лица, отвечающего за ведение строительного контроля;
- исполнителя работ (подрядной организации, генеральной подрядной организации) - инициалы, фамилия, должность, номер в национальном реестре специалистов и номера телефонов лица, ответственного за организацию работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта, сносу объекта;
- представителя органа государственного строительного надзора или местного самоуправления, курирующего строительство;
- ответственного представителя проектной организации - должностное лицо, отвечающее за ведение авторского надзора, в случаях, когда он выполняется.
Однако, в нарушение указанного пункта правил, обществом данные требования не выполнены, необходимая информация при въезде на объект строительства отсутствовала.
При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, выявленные нарушения, за исключением нарушения, указанного в пункте 4 акта от 03.02.2021 (отсутствие и не установление при въезде на объект строительства информационного щита) создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Учитывая, что нарушение указанных требований технических регламентов в области строительства при организации и производстве строительных работ создало угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что наличие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, нашло подтверждение материалами дела.
Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, обществом не представлено и материалы дела не содержат.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного выводы органа строительного надзора о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, являются верными. Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении выявленного административного правонарушения.
Следовательно, у Комитета имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности в порядке части 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судебной коллегией также не установлено, поскольку последний был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Оснований для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не установлено, с чем судебная коллегия согласна. При этом с учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, в спорной ситуации отсутствуют.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, судом также не установлены, учитывая, что в рассматриваемом случае имеется угроза причинения вреда жизни и здоровью людей.
Оценив характер совершенного административного правонарушения, степень вины правонарушителя, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, финансовое положение, административный орган посчитал возможным снизить размер административного штрафа ниже низшего предела санкции части 2 статьи 9.4 КоАП РФ до 150 000 рублей.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что назначенное ООО ДВ Стройэкспертиза" административное наказание в сумме 150 000 руб., отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Доводы общества о невозможности привлечения его к административной ответственности ввиду того, что контракт на момент проверки был расторгнут, и, как следствие обязанность по соблюдению норм действующего законодательства нес заказчик (КГКУ "СЗ Министерства строительства Хабаровского края"), апелляционным судом отклоняются, поскольку установленные нарушения были допущены обществом в период действия названного контракта и имели место быть на момент проверки.
Кроме того, прекращение действия контракта не освобождает стороны от предусмотренной контрактом и законодательством ответственности за нарушение условий расторгаемого контракта.
В этой связи арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.12.2021 по делу N А73-15233/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15233/2021
Истец: ООО "ДВ Стройэкспертиза"
Ответчик: Комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края, Правительство Хабаровского края Комитет государственного строительного надзора