г. Пермь |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А60-47779/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, муниципального унитарного предприятия "Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства" Городского округа Рефтинский,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 ноября 2021 года по делу N А60-47779/2021
по заявлению Уральского межрегионального управления Росприроднадзора (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457)
к муниципальному унитарному предприятию "Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства" Городского округа Рефтинский (ИНН 6603010391, ОГРН 1026600629868)
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства" Городского округа Рефтинский (далее - заинтересованное лицо) с требованием о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2021 года (резолютивная часть от 17 ноября 2021 года) по делу N А60-47779/2021 заявленные требования удовлетворены. Заинтересованное лицо привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с принятым судом решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В апелляционной жалобе изложены доводы о том, что предприятие пыталось с 2019 года решить вопрос о легитимности осуществления деятельности по размещению (хранению) отходов IV класса опасности на объекте в пос. Сухой Лог, а именно: исключить объекты из ГРОРО. Доказательств заключения договоров на оказание услуг по приему и захоронению отходов IV класса опасности и получения денежных средств за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в материалах дела не имеется. Отходы IV класса опасности по договору от 01.07.2019 с ЕМУП "Спецавтобаза" принимаются с целью соблюдения благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования Рефтинский, оплату по договору предприятие не получает.
Управление Росприроднадзора представило отзыв на апелляционную жалобу, по приведенным в ней мотивам просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора 19 августа 2021 года в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский требований законодательства в области охраны окружающей среды установлено, что МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский допущено размещение (хранение) отходов IV класса опасности на объекте размещения бытовых и промышленных отходов без лицензии на деятельность по размещению отходов IV классов опасности.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 19.08.2021 N 601.
Управлением установлено, что МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский действует на основании Устава, утвержденного постановлением главы городского округа Рефтинский от 25.10.2017 N 688; согласно п. 3.1 Устава МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский является многоотраслевым предприятием. Целью деятельности Предприятия является обеспечение функционирования объектов жилого и нежилого фонда, удовлетворение потребности населения и прочих потребителей жилищно-коммунальными услугами, содержание и эксплуатация зданий, благоустройство и озеленение территорий, содержание дорог, улиц и других объектов дорожного хозяйства, осуществление предпринимательской деятельности и извлечение прибыли. Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 25.08.2021, основным видом деятельности МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский является - управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.32.1).
Также в ходе проверки установлено, что МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский имеет объект негативного воздействия на окружающую среду II категорий федерального государственного экологического надзора: - полигон бытовых и промышленных отходов, код объекта 65-0166-001703-П, II категория, уровень надзора - федеральный, местонахождение: Свердловская область, г. Сухой Лог, в 0,3 км по направлению на северо-восток от очистных сооружений Рефтинской ГРЭС.
Согласно заявке о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду от 07.10.2017 N 11774025, МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский заявлено размещение отходов IV-V классов опасности на полигоне бытовых и промышленных отходов код 65-0166-001703-П. По результатам плановой выездной проверки установлено, что МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности N (66) - 7491-Т от 01.04.2019, выданную Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу. Разрешенный лицензией N (66) - 7491-Т от 01.04.2019 вид деятельности: транспортирование отходов IV класса опасности. Осуществление других видов деятельности данной лицензией N (66) - 7491-Т от 01.04.2019 не разрешено.
Управлением установлено, что МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский эксплуатирует объект размещения отходов: полигон бытовых и промышленных отходов, который расположен на земельном участке площадью 144000,00 кв. м, кадастровый номер 66:63:16 01 001:0097, категория: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; целевое использование: под свалку бытовых отходов, расположен на земельном участке, переданном МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский на правах аренды сроком на 49 лет по договору N 61 А-10 от 13.09.2010, заключенному с Городским округом Рефтинский.
В ходе проверки 28.07.2021 в присутствии представителя МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский произведен осмотр полигона, установлено, что основными элементами полигона являются: подъездная дорога, контрольно-пропускной пункт, хозяйственная зона, участки размещения промышленных и бытовых отходов; объект размещения промышленных отходов и объект размещения бытовых отходов расположены в границах одного земельного участка. Рабочие карты представляют собой искусственные котлованы переменной глубины (до 2,0 метров) окруженные валом из уплотненного грунта. Подъезд к картам обеспечен. Территория полигона ограждена профлистом, частично имеется сетчатое ограждение. Промышленные отходы размещены в биг-бэгах.
Составлен Акт обследования от 28.07.2021. Выполнено фотографирование.
Далее из отчета по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" за 2020 год Управлением установлено, что МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский принято отходов от других хозяйствующих субъектов и размещено на эксплуатируемом объекте размещения отходов: 250,861 тонн (с целью хранения), 2382,062 тонн (с целью захоронения), наличие отходов на конец года составило 100 772,359 тонн.
Анализ отчетных данных показал, что МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский размещены с целью хранения следующие отходы IV класса опасности в количестве: - отходы шлаковаты незагрязненные код 45711101204 - 55,2 т; - осадки при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженные малоопасные код 72212511394 - 72 т; - ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственнобытовых и смешанных сточных вод код 72220001394 - 120 т; - смет с территории предприятия малоопасный код 73339001714 - 3,4 т; - обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) код 91920402604 - 0,1 т; - камеры пневматических шин автомобильных отработанные код 92112001504 -0,15 т; - фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные код 92130101524 -0,011 т; - мусор и смет производственных помещений малоопасный код 73321001724 -4,761 т.
При проверке МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский предоставлены договоры на оказание услуг по захоронению отходов за 2020 год, 2021 год, заключенные с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Предметом договора является оказание услуг МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский по приему и захоронению отходов производства и потребления.
Из указанных документов и установленных обстоятельств Управлением сделан вывод, что МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский принимает отходы от сторонних организаций с целью захоронения, извлекая прибыль.
Согласно разработанному в 2021 году проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в результате деятельности МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский образуется отход IV класса опасности "Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" код 7 33 100 01 72 4, который также показан в отчете 2-ТП (отходы) за 2020 год на размещение на полигоне твердых бытовых и промышленных отходов МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский.
Материалами проверки зафиксирован факт осуществления МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский деятельности по размещению (хранению) отходов IV класса опасности, подлежащую лицензированию, без специальной лицензии на деятельность по размещению отходов IV класса опасности, что нарушает требования пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
По результатам рассмотрения материалов Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении предприятия составлен протокол от 07.09.2021 N 08-01-12-281/2021 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, который с материалами проверки и с заявлением о привлечении лица к административной ответственности направлен в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводам о наличии состава вмененного административного правонарушения и об отсутствии существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ) размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности установлена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности". В данный перечень включена деятельность по размещению отходов IV класса опасности.
Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора в соответствии с п. 4.49, 4.50 Положения об Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 N 501, является лицензирующим органом.
В ходе проверки лицензирующим органом установлено, что предприятие, осуществляя деятельность размещению отходов IV классов опасности, не имеет лицензии.
Факт правонарушения, как он отражен в протоколе об административном правонарушении от 07.09.2021 N 08-01-12-281/2021, подтвержден материалами дела и предприятием документально не опровергнут, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина предприятия в совершении административного правонарушения установлена судом первой инстанции в ходе производства по делу, исследована и подтверждена представленными в материалы дела доказательствами.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности вины заинтересованного лица в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку у него имелась возможность для соблюдения требований, установленных действующим законодательством.
Таким образом, в действиях заинтересованного лица доказан состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, на что правомерно указал суд первой инстанции в решении.
Апелляционный суд, оценивая и отклоняя доводы апеллянта, отмечает, что приведенные в ней доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о доказанности состава административного правонарушения.
Предприятие утверждает, что им не осуществляется предпринимательская деятельность по размещению отходов, однако данное утверждение опровергается актом проверки.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент принятия решения судом первой инстанции не истек.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным, суд апелляционной инстанции с такой оценкой обстоятельств дела согласен.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности деяния, влекущего угрозу охраняемым общественным отношениям, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Рассматривая вопрос о возможности назначения предупреждения, суд первой инстанции указал, что оснований для применения положения ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение не имеется, поскольку совершенное предприятием правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Апелляционный суд из обстоятельств дела не усматривает оснований для изменения выводов суда в данной части.
Наказание в виде административного штрафа 40 000 руб. 00 коп. соответствует минимальному размеру санкции ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Рассмотрев дело и проверив доводы апелляционной жалобы, суд пришел к выводу, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает
По приведенным в постановлении мотивам обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2021 года по делу N А60-47779/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-47779/2021
Истец: ОСП УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора
Ответчик: МУП ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРЕСТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕФТИНСКИЙ