г. Москва |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А41-64671/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Московской области "Уваровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" - Базарная М.Н. представитель по доверенности от 10.01.2022 года,
от заинтересованных лиц:
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области, отдела надзорной деятельности и профилактической работы по пожарному надзору по Можайскому городскому округу Главному управлению МЧС России по Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Московской области "Уваровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" на решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2021 года по делу N А41-64671/21, по заявлению Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Московской области "Уваровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области, отделу надзорной деятельности и профилактической работы по пожарному надзору по Можайскому городскому округу Главному управлению МЧС России по Московской области об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Московской области "Уваровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - ГБСУСО МО "Уваровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области, отделу надзорной деятельности и профилактической работы по пожарному надзору по Можайскому городскому округу Главному управлению МЧС России по Московской области (далее - заинтересованные лица), в котором просило:
- признать недействительным и отменить предписание от 11.08.2021 N 63/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности;
- взыскании государственной пошлины в размере 3 000, 00 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 141-146 т. 3).
Не согласившись с данным судебным актом, ГБСУСО МО "Уваровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
До судебного заседания через канцелярию суда от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Московской области "Уваровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в период с 03.08.2021 по 11.08.2021 управлением на основании решения от 27.07.2021 N 63 проведена плановая выездная проверка соблюдения учреждением, расположенного по адресу: Московская область, Можайский городской округ, р.п Уваровка, ул. Урицкого, д. 40а, требований пожарной безопасности.
По результатам проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности", СП 1.13130.2020 "Системы пожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, вступившие в действие с 01.01.2021, о чем составлен акт плановой выездной проверки от 11.08.2021, и учреждению выдано предписание от 11.08.2021 N 63/1/1, которым указано на необходимость в срок до 11.02.2021 устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
Не согласившись с предписанием административного органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 названного Закона федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение N 290), установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции в том числе организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты; производят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.
В силу статьи 6 Закона N 69-ФЗ, а также подпункта "е" пункта 9 Положения N 290 государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности", СП 1.13130.2020 "Системы пожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, вступившие в действие с 01.01.2021, а именно:
двери лестничной клетки N 2 не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и не имеют уплотнения в притворах на всех этажах здания;
на центральной лестничной клетке, в районе технического этажа, допускается эксплуатация электроосветительных приборов без защитных колпаков-рассеивателей;
ручной пожарный извещатель, расположенный в техническом помещении, установлен не на высоте 1, 5 м. от уровня пола до органа управления (кнопки), фактическое расстояние 1,3 м.);
в центральной лестничной клетке, в районе 4-го этажа, размещен радиатор отопления, выступающий из плоскости стены на высоте до 2,2 м. от поверхности поступей и площадки лестницы;
дверь эвакуационного выхода с 4-го этажа, ведущая в центральную лестничную клетку, открывается не по направлению выхода из здания; ширина эвакуационного выхода, ведущего с 4-го этажа на правую лестничную клетку, составляет менее 1,2 м. (фактически 0,97 м.);
в помещении зала совещаний, расположенного на 4-ом этаже, отсутствует второй эвакуационный выход; не представлен сертификат пожарной безопасности на покрытие пола в зале совещаний, расположенном на 4-ом этаже (ламинат);
не обеспечено наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности (над двумя эвакуационными выходами из музыкального зала, расположенного на 4-ом этаже, отсутствует знак "Выход");
запоры на дверях эвакуационного выхода (эвакуационные выходы, ведущие из музыкального зала, расположенного на 4-ом этаже, не обеспечивают их свободное открывание изнутри без ключа);
ширина коридора 4-го этажа, в районе расположения кабинетов ручного труда и логопеда, при двустороннем открывании дверей, составляет менее 1,2 м. (фактически 1,07 м.), при ширине дверного полотна 0,9 м;
дверь эвакуационного выхода с 3-го этажа, ведущая в центральную лестничную клетку, открывается не по направлению выхода из здания;
двери центральной лестничной клетки не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах;
в центральной лестничной клетке, в районе 3-го этажа, размещен радиатор отопления, выступающий из плоскости стены на высоте до 2,2 м. от поверхности поступей и площадки лестницы;
на путях эвакуации 4-го, 3-го, 2-го и 1-го этажах отсутствуют знаки пожарной безопасности;
не представлен сертификат пожарной безопасности на покрытие пола в помещении МФК, расположенном на 3 -ем этаже (ламинат);
не обеспечено заполнение проемов с нормируемым пределом огнестойкости в помещении сестры-хозяйки, расположенном на 3-ем этаже (данное помещение используется как склад одежды);
автоматическая пожарная сигнализация, расположенная в помещении сестры-хозяйки на 3-ем этаже, не работоспособна и не обеспечивает свое функционирование (на датчиках автоматической пожарной сигнализации размещаются монтажные колпаки);
автоматическая пожарная сигнализация, расположенная в помещении социальный педагог на 3ем этаже, не работоспособна и не обеспечивает свое функционирование (на датчиках автоматической пожарной сигнализации размещаются монтажные колпаки);
ширина коридора 3-го этажа, в районе расположения помещения группы N 49, при двустороннем открывании дверей, составляет менее 1,2 м. (фактически 1,03 м.), при ширине дверного полотна 0,9 м;
ширина коридора 3-го этажа, в районе расположения помещений групп N 48 N 47, N 37, при двустороннем открывании дверей, составляет менее 1,2 м. (фактически 1,04 м.), при ширине дверного полотна 0,9 м;
автоматическая пожарная сигнализация, расположенная в помещении сестры-хозяйки на 3-ем этаже, в районе помещения группы N 37, не работоспособна и не обеспечивает свое функционирование (на датчиках автоматической пожарной сигнализации размещаются монтажные колпаки);
двери лестничной клетки N 1 не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и не имеют уплотнения в притворах;
в лестничной клетке N 1, в районе 3-го и 2-го этажах, размещен радиатор отопления, выступающий из плоскости стены на высоте до 2,2 м. от поверхности поступей и площадки лестницы;
ширина коридора 2-го этажа, в районе расположения помещения группы N 35, при двустороннем открывании дверей, составляет менее 1,2 м. (фактически 1,03 м.), при ширине дверного полотна 0,9 м;
дверь эвакуационного выхода со 2-го этажа, ведущая в центральную лестничную клетку, открывается не по направлению выхода из здания; в центральной лестничной клетке, в районе 2-го этажа, размещен радиатор отопления, выступающий из плоскости стены на высоте до 2,2 м. от поверхности поступей и площадки лестницы;
автоматическая пожарная сигнализация, расположенная в помещении врача-педиатра на 2-ом этаже, в районе центральной лестничной клетке, не работоспособна не обеспечивает свое функционирования на датчиках автоматической пожарной сигнализации размещаются монтажные колпаки);
коридор на 2-ом этаже, перед лифтовым холлом, не оборудован автоматической пожарной сигнализацией;
ручной пожарный извещатель, расположенный в помещении МФК на 2-ом этаже, в районе центральной лестничной клетки, установлен не на высоте 1, 5 м. от уровня пола до органа управления (кнопки), фактическое расстояние 1,37 м.);
автоматическая пожарная сигнализация, расположенная в помещении МФК на 2-ом этаже, в районе центральной лестничной клетки, не работоспособна и не обеспечивает свое функционирование (на датчиках автоматической пожарной сигнализации размещаются монтажные колпаки);
коридор на 1 -ом этаже, перед лифтовым холлом, не оборудован автоматической пожарной сигнализацией; дверь эвакуационного выхода на 1 -ом этаже, ведущая в коридор, в районе физиокабинета, открывается не по направлению выхода из здания;
автоматическая пожарная сигнализация пространства за подвесным потолком, расположенного в коридоре 1-го этажа, в районе помещения электрощитовой, не работоспособна и не обеспечивает свое функционирование (на датчиках автоматической пожарной сигнализации размещаются монтажные колпаки);
помещение электрощитовой на 1 -ом этаже, не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;
у двери, расположенной в районе игровой на 3-ем этаже, снято приспособление для самозакрывания;
у двери, расположенной в районе помещения группы N 36 на 2-ом этаже, снято приспособление для самозакрывания;
у двери, расположенной в районе помещения дезинфицирующих средств на 2-ом этаже, снято приспособление для самозакрывания;
у двери, расположенной в районе помещения группы N 38 на 2-ом этаже, снято приспособление для самозакрывания;
у двери, расположенной в районе помещения электрощитовой на 1 -ом этаже, снято приспособление для самозакрывания;
помещение пожарного поста, расположенного на 1 -ом этаже, не соответствует требованиям пожарной безопасности; не обеспечено наличие на входной двери с наружной стороны помещения электрощитовой на 1-ом этаже его категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ);
не обеспечен нормируемый предел огнестойкости вентиляционных каналов системы дымоудаления;
система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией на всех этажах здания не в работоспособном состоянии (при срабатывании автоматических установок пожарной сигнализации звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают подачу звука);
система автоматической пожарной сигнализации, расположенных в помещениях N 33, 32 на 1 -ом этаже, не в работоспособном состоянии (данные помещения не взяты под охрану в связи с технической неисправностью);
не приняты необходимые меры по защите помещений N 33, 32 на 1-ом этаже, при отключении системы автоматической пожарной сигнализации; не представлен протокол проверки состояния огнезащитного покрытия элементов и конструкции левой и правой лестничной клетки; запоры на двери эвакуационного выхода (эвакуационный выход, ведущий из пищеблока, в районе моечной на 1 -ом этаже, не обеспечивают ее свободное открывание изнутри без ключа);
не обеспечено наличие на входной двери с наружной стороны помещения электрощитовой его категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ);
ширина коридора 3-го этажа, в районе расположения спальной группы N 8 при двустороннем открывании дверей, составляет менее 1,2 м. (фактически 0,69 м.), при ширине дверного полотна 0,6 м;
не обеспечено наличие схем противопожарного водоснабжения и схем обвязки насосов с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве оросителей в помещении насосной станций;
не представлены акты проверки работоспособности наружного противопожарного водоснабжения, в части водоотдачи;
знания сотрудников о мерах пожарной безопасности не на должном уровне;
помещение главного контрольно-пропускного пункта, не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.
В целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 утвержден Свод правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", согласно требованиям которого, не менее двух эвакуационных выходов должны иметь: как правило, помещения подвальных и цокольных этажей (заглубленных более чем на 0,5 м), предназначенные для одновременного пребывания более 6 человек. В помещениях указанных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 человек, один из двух выходов допускается предусматривать аварийным в соответствии с требованиями подпункта "г" пункта 4.2.4; помещения, предназначенные для одновременного пребывания 50 и более человек; помещения, за исключением помещений класса Ф5, рассчитанные на единовременное пребывание в нем менее 50 человек (в том числе амфитеатр или балкон зрительного зала), с расстоянием вдоль прохода от наиболее удаленного места (рабочего места) до эвакуационного выхода более 25 м. При наличии эвакуационных выходов в это помещение из соседних помещений с пребыванием более 5 человек каждое, указанное расстояние должно включать в себя длину пути эвакуации людей из этих помещений; помещение, если суммарное количество людей, находящихся в нем и примыкающих помещениях (с эвакуационным выходом только через это помещение), составляет 50 и более человек (пункт 4.2.7);
двери эвакуационных выходов и двери, расположенные на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания. Не нормируется направление открывания дверей для: а) помещений классов Ф1.3 и Ф1.4;
б) помещений с одновременным пребыванием не более 15 человек и путей эвакуации, предназначенных не более чем для 15 человек (кроме помещений категорий А и Б и их путей эвакуации); в) кладовых площадью не более 200 м2 без постоянных рабочих мест; г) выхода на площадки лестниц 3-го типа; д) наружных дверей зданий, расположенных в северной строительной климатической зоне (подрайоны IА, IБ, IГ, IД, IIА); е) дверей, установленных в перегородках, разделяющих коридоры здания (пункт 4.2.22); двери эвакуационных выходов из помещений и коридоров, защищаемых противодымной вентиляцией, а также двери, установленные в перегородках, разделяющих коридоры здания, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах.
Для дверей, к которым настоящим сводом правил предъявляются требования по наличию уплотнения в притворах, указанное уплотнение допускается не предусматривать в нижней части двери при отсутствии порога в случае, если эти двери отделяют помещения и коридоры, не оборудованные противодымной вентиляцией и требования к дымогазонепроницаемости дверей не регламентируются. В случае, если по условиям технологии двери, расположенные на путях эвакуации, необходимо эксплуатировать в открытом положении, они должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре. При использовании двупольных дверей ширина эвакуационного выхода определяется только шириной выхода через "активные" дверные полотна. При этом учитывать ширину "пассивного" (зафиксированного) полотна не допускается. Для двупольных дверей следует предусматривать устройство самозакрывания с координацией последовательного закрывания полотен. При необходимости оснащения дверей устройствами типа "Антипаника" указанные устройства должны быть установлены на "активных" дверных полотнах (пункт 4.2.24);
ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 1,2 м - для коридоров и иных путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 50 человек; 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях (пункт 4.3.3);
при дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную:
на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей либо при двустороннем расположении дверей, если минимальное расстояние между любыми двумя дверями противоположных сторон коридора составляет 10 м и более;
на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей. Это требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку (пункт 4.3.4);
в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме встроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств и для освещения коридоров и лестничных клеток), предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц. Допускается размещение радиаторов отопления на высоте менее 2,2 м при сохранении нормативной ширины пути эвакуации и их ограждения для предотвращения травмирования людей.
В зданиях высотой до 28 м включительно в обычных лестничных клетках допускается предусматривать мусоропроводы и скрытую электропроводку для освещения помещений. Защиту мусоропроводов следует предусматривать в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В объеме обычных лестничных клеток, как правило, не допускается встраивать помещения любого назначения, кроме помещения охраны, помещений для узлов управления центрального отопления и водомерных узлов, выгороженных перегородками из негорючих материалов.
В зданиях детских дошкольных учреждений в объеме лестничных клеток допускается встраивать помещения санузлов площадью не более 5 м2. Под маршами первого, цокольного или подвального этажа в обычных лестничных клетках допускается размещение узлов управления отоплением, водомерных узлов и электрических вводно-распределительных устройств.
Внутри незадымляемых лестничных клеток допускается предусматривать только радиаторы отопления, трубопроводы (стояки) (из негорючих материалов, за исключением случаев применения противопожарных муфт при пересечении противопожарных преград) систем водоснабжения, канализации, водяного отопления при сохранении нормативной ширины пути эвакуации и выполнения мероприятий для предотвращения травмирования людей. Пустоты при пересечении трубопроводами строительных конструкций лестничных клеток должны быть заполнены негорючими материалами, не снижающими пожарнотехнических характеристик конструкций (пункт 4.4.9);
минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 15 человек (пункт 5.1.4).
Согласно Закону N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров.
В силу статьи 2 названного Закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Обязанность организаций по соблюдению требований пожарной безопасности установлена в статье 37 Закона N 69-ФЗ. Указанной правовой нормой предусмотрено, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
По смыслу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения юридическими лицами, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно частям 2 и 3 статьи 4 названного Закона к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности. Правила введены в действие с 01.01.2021.
В соответствии подпунктом "б" пункта 16 Правил на объектах защиты запрещается использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.
Согласно пункту 1 частим 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ положения названного Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 Закона N 123-ФЗ) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений указанного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования указанного Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, период постройки и введения в эксплуатацию спорного здания не освобождает заявителя от соблюдения действующих (введенных после постройки зданий) норм и правил пожарной безопасности.
Согласно пункту 39 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 N 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
В рассматриваемом случае речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, поскольку, изложенные в оспариваемом предписании нарушения существенно увеличивают время эвакуации людей в безопасную зону, исключают возможность воздействия опасных факторов пожара, тем самым, подвергая их жизнь и здоровье опасности, а также создают опасность возникновения неконтролируемых возгораний, затрудняют доступ пожарных бригад к источнику возгорания в целях его ликвидации.
Сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с этим подлежат применению и нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объекта проверки.
Оспариваемое предписание направлено на устранение выявленных в ходе проверки нарушений, носит понятный конкретный характер, является четким, ясным, последовательным, доступным для понимания.
Признаками неисполнимости оспариваемое предписание не обладает.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Доказательств нарушения данным предписанием прав и законных интересов заявителя не имеется.
Таким образом, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области правомерно выдано предписание об устранении допущенных учреждением нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2021 года по делу N А41-64671/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-64671/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УВАРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по пожарному надзору по Можайскому городскому округу Главного управления МЧС России по Московской области