г. Санкт-Петербург |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А56-72647/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.,
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Снукишкис И.В.,
при участии:
от заявителя: Серова И.Ю. по доверенности от 07.10.2021,
от ответчика: Чкалова Т.В. по доверенности от 14.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40010/2021) Дачного некоммерческого партнерства "Солнечное" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2021 по делу N А56-72647/2021, принятое
по иску Дачного некоммерческого партнерства "Солнечное"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Ленинградской области (правопредшественник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Ленинградской области)
о признании недействительным требования об уплате налога,
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое партнерство "Солнечное" (далее - ДНП "Солнечное", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Ленинградской области N 22048 по состоянию на 02.07.2021 года об уплате земельного налога.
В ходе рассмотрения дела была произведена замена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Ленинградской области на правопреемника Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 3 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган).
Решением от 15.10.2021 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ДНП "Солнечное", ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, использование земельных участков не являлось предпринимательской деятельностью для ДНП "Солнечное".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Инспекции доводы жалобы отклонил и просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в собственности ДНП "Солнечное" в 2020 году находились 117 земельных участка с категорией земель "Земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "Для ведения гражданами садоводства и огородничества", "Для дачного строительства". Участки расположены по адресу: 188523, РОССИЯ, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, дер. Воронино, ЗАО "Лопухинка", рабочий участок 41.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 8 по Ленинградской области в отношении земельных участков, принадлежащих ДНП "Солнечное", исчислен земельный налог с применением налоговой ставки 1,5 %, в адрес налогоплательщика направлено сообщение от 13.05.2021 N 650566 об исчисленной сумме налога в размере 1 785 692 руб.
02.07.2021 в адрес ДНП "Солнечное" посредством телекоммуникационных каналов связи направлено оспариваемое требование N 22048 об уплате налога со сроком исполнения до 30.07.2021.
Не согласившись с указанным требованием, ДНП "Солнечное" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Ленинградской области N 22048.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган федеральной территории "Сириус") определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган федеральной территории "Сириус"), устанавливая налог, определяют также порядок уплаты налога (часть 2 статьи 387 ГК РФ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ).
В отношении прочих земельных участков установлена налоговая ставка 1,5 процента (пункт 2 части 1 статьи 394 НК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 54 Закона N 217-ФЗ для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными.
Решением Совета депутатов МО Лопухинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 12.11.2019 N 171 "Об установлении земельного налога на территории МО Лопухинское сельское поселение на 2020 год" в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена ставка земельного налога 0,3 %. В отношении прочих земельных участков налоговая ставка установлена в размере 1,5%.
Согласно части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
ДНП "Солнечное" согласно ОКВЭД имеет основной вид деятельности 68.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе" и, в частности, дополнительные виды деятельности 01.13.1 "Выращивание овощей", 01.13.3"Выращивание столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина". 01.25.1 "Выращивание прочих плодовых и ягодных культур", 68.1 "Покупка и продажа собственного недвижимого имущества", 68.2 "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом", 68.3 "Операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе", 68.32.2 "Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе", то есть ДНП "Солнечное" имеет виды экономической деятельности, связанные с коммерческой (предпринимательской) деятельностью.
Инспекцией установлено, что ДНП "Солнечное" производило реализацию земельных участков начиная с 2011 года, в 2020 году реализовало физическим лицам на основании договоров купли-продажи 13 земельных участков, в 2021 реализовало физическим лицам на основании договоров купли-продажи 10 земельных участков.
Суд первой инстанции обоснованно установил, что реализация земельных участков по договорам купли-продажи подразумевает их фактическое использование в целях коммерческой деятельности - извлечения прибыли от их продажи, а не в целях использования данных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества.
По смыслу действующего налогового законодательства пониженная ставка земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства, строительства установлена для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства (строительства), а не в целях извлечения прибыли.
Оценив в совокупности представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что заявителем не представлены документы, подтверждающие факт использования им принадлежащих ему земельных участков для сельскохозяйственного производства либо дачного строительства, между тем факт реализации ДНП "Солнечное" земельных участков начиная с 2011 года, а именно в 2020 году реализовано физическим лицам на основании договоров купли-продажи 13 земельных участков, в 2021 реализовано физическим лицам на основании договоров купли-продажи 10 земельных участков, стороной не оспорен, таким образом, заявителем не доказано наличие оснований для применения налоговой ставки 0,3% при расчете земельного налога за 2020 год.
С учетом изложенного, оспариваемое требование Инспекции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления ДНП "Солнечное".
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 октября 2021 года по делу N А56-72647/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-72647/2021
Истец: НП ДАЧНОЕ "СОЛНЕЧНОЕ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N8 ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 3 ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ