г. Самара |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А55-14673/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 февраля 2022 года в помещении суда апелляционную жалобу Гаражно-строительного кооператива N 25 "Соцгород" на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2021 года по делу N А55-14673/2021 (судья Рагуля Ю.Н.)
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное), Самарская область, г. Тольятти, ОГРН 1056320397605, ИНН 6323087137 (правопреемник ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области)
к Гаражно-строительному кооперативу N 25 "Соцгород", г. Тольятти, Самарская область, ОГРН 1086320029135, ИНН 6323112471
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Гаражно-строительного кооператива N 25 "Соцгород" финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в сумме 4 000 руб.
Определением от 01.06.2021 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. ст. 226, 227 АПК РФ.
Определением от 05.07.2021 в соответствии со ст. 227 АПК РФ, суд определил о рассмотрении дела по правилам искового судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены.
Взысканы с Гаражно-строительного кооператива N 25 "Соцгород" (г. Тольятти, Самарская область, ОГРН 1086320029135, ИНН 6323112471) в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное) (Самарская область, г. Тольятти, ОГРН 1056320397605, ИНН 6323087137) финансовые санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в сумме 4 000 руб.
Взыскана с Гаражно-строительного кооператива N 25 "Соцгород" (г. Тольятти, Самарская область, ОГРН 1086320029135, ИНН 6323112471) в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2 000 руб.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2021 в порядке процессуального правопреемства произведена замена заявителя ГУ - УПФ РФ в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное) по настоящему делу на ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Самарской области (ИНН 6315802062).
В апелляционной жалобе Гаражно-строительный кооператив N 25 "Соцгород" просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об уменьшении финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, до 1000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции не было рассмотрено ходатайство ответчика о снижении штрафных санкций. Также в жалобе указывает на то, что судом первой инстанции не было принято во внимание, что ответчик является некоммерческой организацией, у него не было умысла на уклонение от своевременного представления сведений о застрахованных лицах. Считает, что нарушение сроков представления сведений по форме СЗВ-М и форме СЗВ-СТАЖ не причинило вреда и не создало ситуации для возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Негативные последствия в виде убытков для бюджета Пенсионного фонда РФ отсутствуют, поскольку они не подтверждены истцом документально.
ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Управлением проведена проверка своевременности и достоверности представления индивидуальных сведений, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, страхователем, в результате чего были составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Проверкой установлено, что страхователем форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах":
- за сентябрь 2019 г. "исходная" в отношении 1 застрахованного лица представлена 27.03.2020, т.е. позже установленного п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ срока;
- за октябрь 2019 г. "исходная" в отношении 1 застрахованного лица представлена 27.03.2020, т.е. позже установленного п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ срока;
- за ноябрь 2019 г. "исходная" в отношении 1 застрахованного лица представлена 27.03.2020, т.е. позже установленного п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ срока:
- за декабрь 2019 г. "исходная" в отношении 1 застрахованного лица представлена 27.03.2020, т.е. позже установленного п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ срока;
- за январь 2020 г. "исходная" в отношении 1 застрахованного лица представлена 27.03.2020, т.е. позже установленного п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ срока;
- за февраль 2020 г. "исходная" в отношении 1 застрахованного лица представлена 27.03.2020, т.е. позже установленного п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ срока.
Ранее Управление обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника штрафных санкций.
19.04.2021 Арбитражным судом Самарской области вынесено определение по делу N А55-5825/2021 об отмене судебного приказа.
Согласно ст. 11 Федерального закона РФ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на каждое работающее у него застрахованное лицо.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом - годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета:
2) фамилию, имя и отчество:
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы:
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы:
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнею Севера и приравненных к ним местностях;
6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии:
7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения:
8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения:
9) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Управлением проведена проверка своевременности и достоверности представления индивидуальных сведений, предусмотренных Законом N 27-ФЗ страхователем, в результате чего был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Проверкой установлено, что страхователем форма СЗВ-СТАЖ "Сведения о страховом стаже застрахованного лица с типом формы "исходная" за 2018 год в отношении 1 застрахованного лица представлена 29.03.2019, т.е. позже установленного п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ срока.
Также проверкой установлено, что страхователем форма СЗВ-СТАЖ "Сведения о страховом стаже застрахованного лица с типом формы "исходная" за 2019 год в отношении 1 застрахованного лица представлена 27.03.2020, т.е. позже установленного п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ срока.
Как отмечает заявитель, акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, направлены должнику заказным письмом. В актах указывались дата, место и время рассмотрения актов и вынесения по ним решений. Письменные возражения на акты не представлены.
Управление рассмотрело акты и вынесло по ним решения о применении финансовых санкций к страхователю за нарушение законодательства Российской федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; применена ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2. 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке Федерального закона РФ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Страхователю были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Требования ответчиком в установленный срок исполнены не были, что явилось основанием для обращения органа Пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Представленные данные ежемесячной отчетности являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положений частей 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 3 ст.17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Факт непредставления в установленные сроки сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета подтверждается материалами дела: актами, извещением о доставке, надлежащих доказательств обратного ответчик суду в соответствии со ст. 9, 65 АПК РФ не представил.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что ответчик совершил правонарушение в виде непредставления страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем кооператив был правомерно привлечен к ответственности на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Заявитель правильно квалифицировал допущенное заинтересованным лицом правонарушение.
В соответствии со статьей 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Частью 6 статьи 215 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судом первой инстанции в полной мере исследованы обстоятельства по делу и им дана должная правовая оценка.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно не рассмотрено ходатайство ответчика о снижении размера финансовых санкций, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы ответчика о наличии смягчающих вину обстоятельств, поскольку оснований для снижения размера финансовых санкций не имелось.
Отсутствие умысла на совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ не может быть признано в качестве смягчающего ответственность обстоятельства, так как добросовестное исполнение обязанностей должно являться нормой поведения страхователя.
Отсутствие негативных последствий деяния также не может расцениваться как смягчающее обстоятельство, поскольку, учитывая состав правонарушения, угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных, материальных и иных последствий правонарушения, а в игнорировании страхователем требований законодательства Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодателем в целях обеспечения пенсионных прав застрахованных лиц.
Кроме того, страхователем допущен значительный период просрочки в представлении вышеуказанных сведений по форме СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ.
Так, сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года на одно застрахованные лицо представлены с нарушением срока на пять месяцев.
Арбитражный апелляционный суд отмечает, что представленные сведения ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых орган ПФР ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами трудовой деятельности в целях реализации положений статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Эти же сведения являются инструментом контроля за правомерностью выплаты иных видов материального обеспечения, осуществление которых связано с трудовой деятельностью граждан.
Сведения о страховом стаже по форме СЗВ-СТАЖ представляются страхователями в целях правильного назначения страховой пенсии, и непредставление указанных сведений влечет нарушение прав застрахованных лиц на пенсионное обеспечение.
Поэтому своевременное и правильное представление страхователем сведений о застрахованных лицах имеет исключительное значение при соблюдении конституционных прав граждан.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2021 года по делу N А55-14673/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14673/2021
Истец: Государсртвенное учреждение-Отделения Пенсионного фонда РФ по Самарской области, ГУ ОПФ РФ по Самарской области, ГУ УПФ РФ в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области межрайонное
Ответчик: Гаражно-строительный кооператив N25 "Соцгород", ГСК N 25 "Соцгород"
Третье лицо: Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе Самарской области, Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области