г. Санкт-Петербург |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А56-33936/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Новиков А.В., по доверенности от 30.12.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39356/2021) общества с ограниченной ответственностью " Строй - Сити " на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2021 по делу N А56-33936/2021 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью " Строй - Сити "
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красносельского района"
о признании незаконным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строй - Сити" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными распоряжения Государственной жилищной инспекции (далее - Инспекция, ГЖИ) от 21.11.2020 N 137-рл, 138-рл, 139-рл, N 140-рл, 141-рл, 142-рл, 143-рл; об обязании ГЖИ включить сведения о многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам:
Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к. 16, лит. "А";
Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к.14, лит. "А";
Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к.13, лит. "А";
Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к.9, лит. "А";
Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к.8, лит. "А";
Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к.6, лит. "А";
Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к.5, лит. "А", в реестр лицензий Общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЖКС N 2 Красносельского района" (далее - ООО "ЖКСN 2 Красносельского района").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, единственным документом, определяющим порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации по управлению многоквартирными домами, является Приказ Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, который не содержит указаний на то, что орган государственного жилищного надзора при принятии соответствующих решений должен руководствоваться также иными нормативными правовыми актами. Также указанный Приказ не возлагает на заявителей обязанность представлять документы, подтверждающие передачу от предыдущей управляющей компании технической документации.
Перечень документов, необходимых для внесения изменений в реестр лицензий, установлен в Приказе Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр. и является исчерпывающим.
Податель жалобы считает, что поскольку Общество было избрано в качестве новой управляющей компании на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД, то к нему подлежит применению порядок, предусмотренный пп. "д" п. 3 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Не поступление заявления о внесении изменений в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления МКД от предыдущей управляющей компании не может являться основанием для отказа во внесении изменений в реестр, тем более, указанное обстоятельство не подпадает под основание, предусмотренное пп. "в" п. 5 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
ГЖИ представило отзыв на апелляционную жалобу.
ООО "Строй - Сити" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ГЖИ просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Строй - Сити" является управляющей организацией, имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 78-000661 от 18.10.2019, лицензия выдана ГЖИ.
На основании решений общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в Санкт-Петербурге по следующим адресам:
Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к. 16, лит. "А";
Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к.14, лит. "А";
Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к.13, лит. "А";
Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к.9, лит. "А";
Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к.8, лит. "А";
Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к.6, лит. "А";
Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к.5, лит. "А"
оформленными соответствующими протоколами, Общество выбрано управляющей организацией.
Между собственниками помещений и Обществом заключены договоры об управлении многоквартирным домом.
17.11.2020 Общество обратилось к ГЖИ с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в отношении указанных жилых домов, что подтверждается соответствующими заявлениями с отметками о принятии их лицензируемым органом.
21.01.2021 Инспекция приняла решения (распоряжения) об отказе во включении в реестр лицензий сведений о многоквартирных домах:
Решение N 137-рл от 21.11.2020 по адресу Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к Л 6, лит. "А";
Решение N 138-рл от 21.11.2020 по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к.14,лит. "А";
Решение N 139-рл от 21Л 1.2020 по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к.13, лит. "А";
Решение N 140-рл от 21.11.2020 по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к.9, лит. "А";
Решение N 141-рл от 21.11.2020 по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д,78, к.8, лит. "А";
Решение N 142-рл от 21,11.2020 по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к.6, лит. "А";
Решение N 143-рл от 21.11.2020 по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.78, к.5, лит. "А".
В обосновании отказов, ГЖИ сослалось на несоответствие заявления и документов требованиям подпункта "б" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), а именно:
- не предоставлены сведения и документы о приеме технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, а также подтверждение получения ранее управляющей организацией многоквартирным домом уведомления предусмотренного пунктом 18 правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила). Лицензиат - ЖКС предоставил информацию, что уведомления предусмотренные пунктами 18, 22 Правил его в адрес не поступали;
- подпункта "в" пункта 5 Порядка N 938/пр, сведения о спорных жилых домах размещены в разделе реестра, содержащем перечень адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат - ЖКС. Заявлений о внесении изменений в реестр в связи с прекращением договора управления домами от ЖКС в адрес ГЖИ не поступало.
Не согласившись с распоряжениями Инспекции от 21.01.2021 N 137-рл, 138-рл, 139-рл, 140-рл, 141-рл, 142-рл, 143-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга в отношении многоквартирных домов по адресам: Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, дом 78, корпус 16, литера А; корпус 14, литера А; корпус 13, литера А; корпус 9, литера А; корпус 8, литера А; корпус 6, литера А; корпус 5, литера А, ООО "Строй - Сити" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, придя к выводу о правомерности оспариваемого распоряжения Инспекции.
Выслушав представителя Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 ЖК РФ (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден Порядком N 938/пр.
В силу пункта 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ.
Согласно пункту 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются документы, перечисленные в указанном пункте.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка N 938/пр;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников
помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов перечислены в пункте 9 Порядка N 938/пр и к ним относятся: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 Порядка N 938/пр; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка N 938/пр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка N 938/пр.
Как следует из положений статьи 199 ЖК РФ и Порядка в их взаимосвязи изменения в Реестр лицензий вносится при условии заключения, расторжения договора управления МКД. Порядок расторжения такого договора определен положениями жилищного законодательства и Гражданским кодексом.
В соответствии с пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Собственники вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления, заключенного по результатам открытого конкурса, по истечении каждого последующего года со дня заключения договора, если до истечения срока действия договора на общем собрании собственников принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом (ч. 4 ст. 161, ч. 8.1 ст. 162 ЖК РФ).
Собственникам также предоставлено право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления, если УО не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом (ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ).
В одностороннем порядке договор управления МКД расторгается в случае изменения собственниками способа управления МКД (ч. 2 ст. 161, ч. 1 ст. 44 ЖК РФ).
Если момент прекращения договора при одностороннем отказе от него не согласован в договоре, договор будет считаться прекращенным с момента получения стороной уведомления об отказе другой стороны от договора. При этом уведомление считается доставленным и в том случае, если оно фактически не было получено по причинам, зависящим от адресата (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из анализа приведенных норм законодательства следует, что часть 1 статьи 46 ЖК РФ содержит прямое указание о направлении лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, копии решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в действующую управляющую организацию, которая на момент принятия решения осуществляла деятельность в данном многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, ООО "Строй - Сити" обратилось к ГЖИ с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в отношении многоквартирных жилых домов по адресу: Санкт-Петербург, ш. Петергофское, д. 78, корп. 16, литера А, Санкт-Петербург, ш. Петергофское, д. 78, корп. 14, литера А, Санкт-Петербург, ш. Петергофское, д. 78, корп. 13, литера А, Санкт-Петербург, ш. Петергофское, д. 78, корп. 9, литера А, Санкт-Петербург ш. Петергофское, д. 78, корп. 8, литера А, Санкт-Петербург ш. Петергофское, д. 78, корп. 6, литера А, Санкт-Петербург ш. Петергофское, д. 78, корп. 5, литера А.
Сведения об указанных многоквартирных домах размещены в разделе Реестра содержащем перечень адресов многоквартирных домов деятельность по управлению, которыми осуществляет ООО "ЖКС N 2 Красносельского района".
По состоянию на 03.12.2020 заявлений о внесении изменений в Реестр от лицензиата ООО "ЖКС 2 Красносельского района" в связи с прекращением договоров управления данными многоквартирными домами в Инспекцию не поступало.
ГЖИ в адрес ООО "ЖКС N 2 Красносельского района" и ООО "Строй-Сити" в соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Порядка направлены соответствующие запросы.
ООО "ЖКС N 2 Красносельского района" на запрос ГЖИ представило информацию о том, что в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 18, 22 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", с момента внесения изменений в Реестр 01.04.2020 в его адрес запросы о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов и уведомления о принятых решениях собственников по смене управляющей организации не поступали.
ООО "Строй-Сити" на запрос ГЖИ сведения и документы о приеме технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, а также подтверждение получения ранее управлявшей организацией многоквартирным домом уведомления предусмотренного пунктом 18 Правил не были представлены.
Таким образом, Обществом не исполнено обязательное условие, предусмотренное пунктами 18, 22 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", пунктом 8 статьи 162 ЖК РФ, в связи, с чем Инспекция, с учетом положений подпунктов "б" и "в" пункта 5 Порядка правомерно пришла к выводу об отсутствии оснований для внесения изменений в Реестр.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Инспекцией при рассмотрении заявления ООО "Строй-Сити" не соблюдены требования Жилищного кодекса Российской Федерации и Порядка N 938/пр, в связи с чем оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения Государственной жилищной инспекции от 21.11.2020 N 137-рл, 138-рл, 139-рл, N 140-рл, 141-рл, 142-рл, 143-рл не имеется.
Кроме того, права ООО "Строй-Сити" оспариваемым не нарушены, поскольку Общество после устранения причин, послуживших основанием к отказу внесения изменений в реестр, вправе обратиться повторно с заявлением в ГЖИ.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем значимым обстоятельствам дела, правильно применены и истолкованы нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допущено нарушений процессуальных норм.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2021 по делу N А56-33936/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33936/2021
Истец: ООО "СТРОЙ-СИТИ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
Третье лицо: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 2 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА"