г. Самара |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А49-7258/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 07 декабря 2021 года по делу N А49-7258/2021 (судья Столяр Е.Л.),
по заявлению Министерства здравоохранения Пензенской области (ОГРН 1025801361035, ИНН 5836012921)
к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области (ОГРН 1025801353060, ИНН 5836200530)
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Пензенской области (далее - Минздрав Пензенской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области (далее - УФК по Пензенской области, ответчик), в котором просило признать недействительным представление от 04.06.2021 N 55-22-13/1941.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 07 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Минздрав Пензенской области просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 07 декабря 2021 года по делу N А49-7258/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, указывая на их обоснованность и незаконность оспариваемого представления ответчика от 04.06.2021 N 55-22-13/1941.
В материалы дела поступил отзыв УФК по Пензенской области на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области от 07 декабря 2021 года по делу N А49-7258/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, приказом УФК по Пензенской области от 30.03.2021 N 138 назначена внеплановая выездная проверка Минздрава Пензенской области по вопросам проверки осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" в части использования средств дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р.
Актом выездной проверки УФК по Пензенской области от 13.04.2021 установлено, что в 2020 году со стороны Минздрава Пензенской области отсутствовал контроль за использованием субсидии на иные цели, предоставленной 30 подведомственным государственным бюджетным учреждениям здравоохранения для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р, что привело к неправомерному удержанию из дохода медицинских работников в виде дополнительной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р, за ноябрь и декабрь 2020 года налога на доходы физических лиц в общей сумме 7 790 017,2 руб., тогда как выплата не подлежит налогообложению.
По результатам проведения выездной проверки заявителя УФК по Пензенской области 04.06.2021 вынесено представление N 55-22-13/1941, в котором последнее потребовало от Минздрава Пензенской области в срок до 01.09.2021 принять меры по возврату в подведомственных учреждениях здравоохранения излишне удержанного налога на доходы физических лиц медицинским работникам, получателям дополнительной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р, а также принять меры по устранению причин и условий совершения выявленного нарушения.
Виды государственного (муниципального) финансового контроля определены в главе 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой такой контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Согласно пункту 3 статьи 265 Бюджетного кодекса РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля в силу пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ являются, в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы).
В соответствии с пунктом 1 статьи 267.1 Бюджетного кодекса РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.
Под проверкой в целях настоящего Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Бюджетные полномочия Федерального казначейства изложены в статье 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой Федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В силу пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Полномочия Федерального казначейства (Казначейство России) закреплены в Положении о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 (далее - Положение N 703), согласно которому Казначейство России является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения N 703).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 100 утвержден Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля", согласно которому должностные лица органа контроля обязаны направлять представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
В пункте 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 предусмотрено, что в представлении помимо требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ, указываются:
объект контроля, тема проверки (ревизии), проверенный период;
основания проведения проверки (ревизии), реквизиты акта проверки (ревизии);
информация о выявленных нарушениях - нарушениях, по которым принято решение о направлении представления, в том числе информация о суммах средств, использованных с этими нарушениями;
положение о представлении объектом контроля информации о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, и сроки направления объектом контроля указанных информации и материалов органу контроля.
В соответствии с нормами статьи 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.
В силу пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся:
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Понятие бюджетного нарушения приведено в пункте 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому бюджетным правонарушением признается совершенное, в том числе главным администратором (администратором) бюджетных средств, нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В силу частей 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, суд осуществляет проверку оспариваемого акта, решений и действий и устанавливает их соответствие закону, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта, законности принятия оспариваемых решений и совершения действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения действий, возлагается на орган, который принял этот акт, решение или совершил действия.
Согласно оспариваемому представлению содержание вменяемого заявителю нарушения заключается в том, что в Минздраве Пензенской области в 2020 году отсутствовал контроль за использованием субсидии, предоставленной подведомственным организациям здравоохранения, предназначенной для выплаты медицинским и иным работникам медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, что привело к неправомерному удержанию из доходов данных медицинских работников налога на доходы физических лиц за ноябрь и декабрь 2020 года в общей сумме 7790017,2 тыс.руб.
В качестве нарушенных положений законодательства в представлении указаны следующие: пункт 3 статьи 78.1, подпункт 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, подпункт 1.9 Положения о Министерстве здравоохранения Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 31.01.2013 N 30-пП.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансферов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок, условия, объем предоставления вышеуказанных субсидий из федерального бюджета устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Предоставление вышеуказанных субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными организациями.
Глава 16 Бюджетного кодекса РФ устанавливает формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, к которым, в том числе относятся дотации бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 131 Бюджетного кодекса РФ дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 131 Бюджетного кодекса РФ дотации бюджетам Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 130 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р Минфину России из резервного фонда Российской Федерации в 2020 году выделены бюджетные ассигнования в размере 10000000 тыс.руб. (в том числе Пензенской области -131204,5 тыс.руб.) на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" государственной программы Российской Федерации "Развитие федеральных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 6 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р Казначейству России было поручено осуществить проверку использования средств вышеуказанных дотаций в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им получателей бюджетных средств.
Анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд пришел к верному выводу о том, что основной целью предоставления вышеуказанных дотаций является предоставление медицинским работникам, которые оказывают помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, дополнительных выплат с соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Как установлено материалами дела, в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 31.01.2013 N 30-пП (далее - Положение о Минздраве Пензенской области), Минздрав Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области.
Финансирование Министерства осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области, целевых средств, выделяемых Министерству на реализацию областных, долгосрочных целевых, федеральных программ и иных программ из средств бюджета Пензенской области и федерального бюджета, субвенций и субсидий из федерального бюджета (пункт 1.8 Положения о Минздраве Пензенской области).
Министерство осуществляет полномочия учредителя для государственных бюджетных учреждений и государственных автономных учреждений и является главным распорядителем средств бюджета Пензенской области для государственных казенных учреждений, относящихся к сфере здравоохранения Пензенской области (далее -медицинские организации, подведомственные Министерству) (пункт 1.9 Положения о Минздраве Пензенской области).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р Правительство Пензенской области приняло Постановление от 01.12.2020 N 836-пП, в соответствии с которым были внесены изменения в Положение о системе оплаты работников государственных бюджетных и казенных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Минздрав Пензенской области, а также указано, что данные выплаты носят стимулирующий характер, и установлены их размеры.
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р и Постановления Правительства Пензенской области от 01.12.2020 N 836-пП Минздравом Пензенской области как учредителем в 2020 году заключены с 30 подведомственными государственными бюджетными учреждениями здравоохранения соглашения о порядке и условиях осуществления расходов по выплате медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
Минздравом Пензенской области с лицевого счета получателя бюджетных средств N 03552000790, открытого в УФК по Пензенской области, перечислена 30-ти бюджетным учреждениями здравоохранения на лицевые счета, открытые в Министерстве финансов Пензенской области, субсидия на осуществление дополнительных выплат вышеуказанным работникам в общей сумме 78 790 903 руб., из которых на выплаты персоналу - 60755316,46 руб., на начисления на выплаты по оплате труда - 18035586,54 руб., в том числе: ГБУЗ "Каменская МРБ" - 4018697,01 руб., ГБУЗ "Кузнецкая межрайонная детская больница" - 163060,73 руб., ГБУЗ "Башмаковская РБ" - 730847,01 руб., ГБУЗ "Бессоновская РБ" - 2004994,92 руб., ГБУЗ "Белинская РБ" - 484348,03 руб., ГБУЗ "Городищенская РБ" - 2039704,89 руб., ГБУЗ "Земетчинская РБ" - 1363281,35 руб., ГБУЗ "Иссинская участковая больница" - 311207,45 руб., ГБУЗ "Колышлейская РБ" - 1525221,89 руб., ГБУЗ "Пензенская РБ" - 3220446,87 руб., ГБУЗ "Кузнецкая межрайонная больница" - 1721817,38 руб., ГБУЗ "Лопатинская участковая больница" - 290634,68 руб., ГБУЗ "Лунинская РБ" - 285308,41 руб., ГБУЗ "Мокшанская РБ" - 1770124,4 руб., ГБУЗ "Никольская РБ" - 1892062,3 руб., ГБУЗ "Нижнеломовская МРБ" - 3182591,2 руб., ГБУЗ "Сердобская МРБ им.А.И.Настина" - 2450977,26 руб., ГБУЗ "Сосновоборская участковая больница" - 201891,38 руб., ГБУЗ "Тамалинская участковая больница" - 461570,74 руб., ГБУЗ "Шемыщейская участковая больница" - 397070,76 руб., ГБУЗ "Клиническая больница N 4" - 4808239,44 руб., ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" - 5759243,25 руб., ГБУЗ "Городская детская поликлиника" -1626088,54 руб., ГБУЗ ПОДКБ им.Н.Ф.Филатова - 733100,1 руб., ГБУЗ "ПОССМП" -16299727,93 руб., ГБУЗ "Городская поликлиника" - 3807301,18 руб., ГБУЗ "ПОТБ" -319659,64 руб., ГБУЗ ОПБ им.К.Р.Евграфова - 782757,86 руб., ГБУЗ ПОКБ им.Н.Н.Бурденко - 5066223,51 руб., ГБУЗ "Пензенский областной клинический центр СПМП" - 11072702,89 руб.
Согласно данным отчетов об использовании вышеуказанной субсидии кассовые расходы составили 78727593,32 руб., в том числе: ГБУЗ "Каменская МРБ" - 4017533,91 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 3090120,41 руб.), ГБУЗ "Кузнецкая межрайонная детская больница" - 163060,73 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 125238,65 руб.), ГБУЗ "Башмаковская РБ" - 730847,01 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 567289,92 руб.), ГБУЗ "Бессоновская РБ" - 2004994,92 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 1539934,65 руб.), ГБУЗ "Белинская РБ" - 484348,03 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 372003,09 руб.), ГБУЗ "Городищенская РБ" - 2039704,89 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 1566593,61 руб.), ГБУЗ "Земетчинская РБ" - 1363281,35 руб., (в том числе на выплаты персоналу - 1046531,00 руб.) ГБУЗ "Иссинская участковая больница" - 310532,81 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 235110 руб.), ГБУЗ "Колышлейская РБ" - 1523086,01 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 1169648,90 руб.), ГБУЗ "Пензенская РБ" - 3220446,87 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 2473461,5 руб.), ГБУЗ "Кузнецкая межрайонная больница" - 1694616,6 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 1322745,16 руб.), ГБУЗ "Лопатинская участковая больница" - 290634,68 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 223221,68 руб.), ГБУЗ "Лунинская РБ" - 285308,41 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 218685 руб.), ГБУЗ "Мокшанская РБ" - 1770124,4 руб. (в том числе на выплаты персоналу -1346099,88 руб.), ГБУЗ "Никольская РБ" - 1892062,3 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 1456995,9 руб.), ГБУЗ "Нижнеломовская МРБ" - 3182591,2 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 2442953,29 руб.), ГБУЗ "Сердобская МРБ им.А.И.Настина" - 2419705,98 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 1882471 руб.), ГБУЗ "Сосновоборская участковая больница" - 201891,38 руб. (в то числе на выплаты персоналу - 155062,50 руб.), ГБУЗ "Тамалинская участковая больница" - 461570,74 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 355072,5 руб.), ГБУЗ "Шемышейская участковая больница" - 397070,76 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 304605 руб.), ГБУЗ "Клиническая больница N 4" - 4807375,44 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 3765440 руб.), ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" -5759243,25 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 4494676 руб.), ГБУЗ "Городская детская поликлиника" - 1626088,54 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 1248915,92 руб.), ГБУЗ ПОДКБ им.Н.Ф.Филатова - 733100,1 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 553848,0 руб.), ГБУЗ "ПОССМП" - 16299727,93 руб. (в том числе на выплаты персоналу -12518992,27 руб.), ГБУЗ "Городская поликлиника" - 3807301,18 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 2918370 руб.), ГБУЗ "ПОТБ" - 319659,64 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 245514,33 руб.), ГБУЗ ОПБ им.К.Р.Евграфова - 782757,86 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 597395,3 руб.), ГБУЗ ПОКБ им.Н.Н.Бурденко - 5066223,51 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 4023120,33 руб.), ГБУЗ "Пензенский областной клинический центр СПМП" - 11072702,89 руб. (в том числе на выплаты персоналу - 8492806 руб.).
С вышеуказанной дополнительной выплаты за ноябрь и декабрь 2020 года был исчислен, удержан и перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц в общей сумме 7790017,20 руб., в том числе: ГБУЗ "Каменская МРБ" - 393691 руб., ГБУЗ "Кузнецкая межрайонная детская больница" - 14746 руб., ГБУЗ "Башмаковская РБ" - 69968 руб., ГБУЗ "Бессоновская РБ" - 196943 руб., ГБУЗ "Белинская РБ" - 47321 руб., ГБУЗ "Городищенская РБ" - 192696 руб., ГБУЗ "Земетчинская РБ" - 128979 руб., ГБУЗ "Иссинская участковая больница" - 29651 руб., ГБУЗ "Колышлейская РБ" - 142675 руб., ГБУЗ "Пензенская РБ" - 321554,20 руб., ГБУЗ "Кузнецкая межрайонная больница" - 161913 руб., ГБУЗ "Лопатинская участковая больница" - 24778 руб., ГБУЗ "Лунинская РБ" - 28428 руб., ГБУЗ "Мокшанская РБ" - 173056 руб., ГБУЗ "Никольская РБ" - 175347 руб., ГБУЗ "Нижнеломовская МРБ" - 307873 руб., ГБУЗ "Сердобская МРБ им.А.И.Настина" - 243150 руб., ГБУЗ "Сосновоборская участковая больница" - 20154 руб., ГБУЗ "Тамалинская участковая больница" - 43245 руб., ГБУЗ "Шемыщейская участковая больница" - 35747 руб., ГБУЗ "Клиническая больница N 4" -489510 руб., ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" - 584136 руб., ГБУЗ "Городская детская поликлиника" - 162356 руб., ГБУЗ ПОДКБ им.Н.Ф.Филатова - 72004 руб., ГБУЗ "ПОССМП" - 1615443 руб., ГБУЗ "Городская поликлиника" - 378786 руб., ГБУЗ "ПОТБ" - 31914 руб., ГБУЗ ОПБ им.К.Р.Евграфова - 77664 руб., ГБУЗ ПОКБ им.Н.Н.Бурденко - 522249 руб., ГБУЗ "Пензенский областной клинический центр СПМП" - 1104040 руб.
Между тем, в соответствии с пунктом 81 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложения (освобождаются от налогообложения) доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации.
Произведенные медицинским работникам выплаты носили стимулирующий характер, были выплачены на основании распоряжения Правительства Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, следовательно, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Вывод оспариваемого представления о неправомерном удержании из доходов медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, налога на доходы физических лиц за ноябрь и декабрь 2020 года в общей сумме 779 0017,2 руб., является законным и обоснованным.
Довод заявителя о том, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р не содержит порядка и условий осуществления данных выплат, их характера, категории получателей, размер и периодичность их выплаты, в связи с чем данное распоряжение нельзя отнести к акту Правительства Российской Федерации, на основании которого осуществляются выплатам, поименованные в пункте 81 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, суд признал ошибочным, поскольку в данном распоряжении указано назначение данных выплат - дополнительные выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции.
Стимулирующий характер данных выплат либо имеющих характер социальной поддержки (помощи) принципиального значения не имеет, поскольку последние также в соответствии с пунктом 79 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению.
При рассмотрении данного дела суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемое представление вынесено полномочным органом, соответствует нормам законодательства Российской Федерации, не нарушает права заявителя, поскольку принято в интересах медицинских работников бюджетных организаций здравоохранения.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы Министерства оснований для отнесения спорных выплат к доходам в целях определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, не подтверждают. Напротив материалы дела свидетельствуют о том, что спорные выплаты попадают под перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, предусмотренный в статье 217 НК РФ, при этом для рассмотрения настоящего дела не имеет правового значения на основании какого пункта статьи 217 НК РФ ( п.81 или п.79 статьи 217 НК РФ).
В рассматриваемом случае, выплаты медицинским и иным работникам производились во исполнение акта Правительства РФ -Распоряжение N 3118-р от 26.11.2020 ( в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации N 3118-р от 26.11.2020 Правительство Пензенской области приняло постановление от 01.12.2020 N 836-пП "О внесении изменений в Положение о системе оплаты труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений, функции и полномочия учредителя, в отношении которых осуществляет Министерство здравоохранения Пензенской области", и данным актом эти дополнительные выплаты отнесены к стимулирующим); выплаты носили стимулирующий характер; выплаты осуществлялись медицинским и иным работникам учреждений, оказывающих медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 07 декабря 2021 года по делу N А49-7258/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-7258/2021
Истец: Министерство здравоохранения Пензенской области
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Пензенской области, Управление Федерального Казначесйства по Пензенской области