г. Санкт-Петербург |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А21-2937/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Янбиковой Л.И.,
при участии:
от истца: Яхтенко Д.Т. по доверенности от 19.04.2021 (посредством онлайн заседания);
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37353/2021) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.10.2021 по делу N А21-2937/2021, принятое
по исковому заявлению государственного предприятия Калининградской области "Водоканал"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
государственное предприятие Калининградской области "Водоканал" (ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923; Калининград, Советский проспект, д.107; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района" (ОГРН 1093925000795, ИНН 3906204305; Калининградская область, г.Калининград, ул.Тургенева, д.14; далее - Общество) задолженности за установку общедомовых приборов учета и рассрочку платежа в сумме 45 239 руб. 66 коп.
Решением суда от 08.10.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 08.10.2021, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, ссылаясь на незаконность установки приборов учета, отсутствие технической документации, регламентирующей радиочастоты, на которых работают приборы учета. Податель жалобы не согласен с расчетом расходов, полагает необоснованным включение суммы заработной платы сотрудникам.
В отзыве истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Определением суда от 18.01.2022 судебное заседание отложено на 08.02.2022.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суд приобщил к материалам дела дополнение к отзыву.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов жалобы.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению.
Ответчик является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных в городе Калининграде по адресам: Московский пр., д.120, ул.Ю.Гагарина, д.19-39, ул. Ю.Гагарина, д.81.
Предприятие (заказчик) во исполнение требований федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) 23.12.2013 заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Акватехник" (исполнитель) договор N 03/611/04/14 на выполнение работ по установке приборов учета холодной воды (далее - договор), по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства в согласованные сроки выполнить работы по монтажу общедомовых приборов учета холодной воды в многоквартирных домах, согласно заявкам заказчика.
Исполнитель установил приборы учета тепловой энергии в многоквартирном доме, что подтверждается актом приема-передачи выполненных работ от 27.06.2014 N 16.
Работы по договору оплачены заказчиком в полном объеме, стоимость работ в части приобретения приборов учета, подлежащих установке, подтверждается товарной накладной от 28.12.2012 N 139. Установленные приборы учета введены в эксплуатацию и приняты к расчетам, что подтверждается актами от 27.06.2014.
Ссылаясь на понесенные затраты на установку общедомовых приборов учета, Предприятие обратилось в суд с настоящим иском о взыскании задолженности по возмещению данных затрат.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного закона обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В случае невыполнения собственниками помещений этой обязанности Закон об энергосбережении возложил на соответствующие ресурсоснабжающие организации обязанность в срок до 01.07.2013 совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям, а на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов - обязанность оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск соответствующих ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Как следует из статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), для решения вопросов пользования и надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям Правил N 491.
Согласно пункту 5 подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11 и подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета воды, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя также обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета воды.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 2 раздела 1 "Разрешение споров, возникающих из обязательственных правоотношений" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
С учетом приведенных разъяснений и исходя из системного толкования положений частей 2, 2.3 и 3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ расходы на установку общедомовых приборов учета подлежат возмещению той управляющей организацией, которая обслуживает многоквартирный дом на дату обращения ресурсоснабжающей организацией с требованием о компенсации расходов на установку приборов учета в части, не оплаченной собственниками помещений.
На основании приведенных норм права отклоняются возражения ответчика о том, что он не являлся субъектом права на момент установки приборов учета, поскольку требование правомерно предъявлено к той управляющей организации, которая обслуживает спорные многоквартирные дома.
Из материалов дела следует, что в спорных домах ни собственники помещений, ни управляющая организация не приняли в указанный Законом N 261-ФЗ срок решений по вопросу установки общедомовых приборов учета и определения порядка возмещения расходов, связанных с их установкой.
Общедомовые приборы учета установила ресурсоснабжающая организация - Предприятие.
До предъявления иска в суд Общество не предъявляло Предприятию возражений относительно установленных общедомовых приборов учета, более того, ежемесячно осуществляло передачу показаний общедомовых приборов учета и рассчитывало на основании этих показаний объем потребленной тепловой энергии.
Законом N 261-ФЗ предусмотрена обязанность собственников возместить ресурсоснабжающей организации расходы по установке общедомовых приборов учета в полном объеме. Названным законом не предусмотрен порядок согласования ресурсоснабжающей организацией с собственниками, не исполнившими своих обязанностей по установке общедомовых приборов учета, условий договора подряда на проведение работ по установке общедомовых приборов учета, в том числе стоимость таких работ.
Следовательно, ответчик обязан понести все те расходы, которые возложены на Предприятие на основании договора с подрядчиком, а также вступивших в законную силу судебных актах, устанавливающих конечную стоимость общедомовых приборов учета, и не вправе отказываться от несения таких расходов.
Предприятие предъявило требования к Обществу в отношении установки ОДПУ в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Калининград, пр.Московский, д.120, диаметр внутренней разводящей сети дома - 50 мм.; Калининград, ул.Ю.Гагарина д.19-39, диаметр внутренней разводящей сети дома - 32 мм; Калининград, ул.Ю.Гагарина д.79-81, диаметр внутренней разводящей сети дома - 32 мм.
Дополнительным соглашением N 1 от 05.06.2014 к договору N 03/611/04/14 на выполнение работ по установке приборов учета холодной воды от 23.12.2013 установлены следующие стоимости оказания услуг по монтажу одного узла учета в соответствии с диаметром внутренней разводящей сети дома: диаметр 32 мм. - 11 500 руб.; диаметр 50 мм. - 18 500 руб.
Актом приема передачи выполненных работ N 16 от 27.06.2014 к договору N 03/611/04/14 на выполнение работ по установке приборов учета холодной воды от 23.12.2013 обозначены стоимость работ по установке счетчиков: два 32 мм. прибора учета, один 50 мм. прибор учета, каждый по цене 1500 руб.: 3*1500= 4 500 руб.; стоимость работ по оборудованию водомерного узла с обводной линией (без прибора учета) два 32 мм прибора учета по цене 11 500 руб. каждый: 2*11 500=23 000 руб.; цена 32 мм. прибора учета 11 535 руб. 68 коп. - в рассматриваемом случае установлены два 32 мм. прибора учета: 2*11 535 руб. 68 коп. = 23 071 руб. 36 коп. (цена двух 32-мм приборов учета); цена одного 50 мм. прибора учета: 21 383 руб. 04 коп. Общая сумма затрат составила 71 954 руб. 40 коп. Каких либо дополнительных расходов в виде оплаты труда сотрудников Общества и отчислений на социальные нужды, вопреки позиции ответчика, актом приема передачи выполненных работ не предусмотрено.
Доводы ответчика о том, что истцом не представлена документация на поставленные приборы учета, отклоняются судом, как не подтвержденные документально. Предприятием представлены в материалы дела доказательства направления в адрес Общества в 2014 году паспортов установленных счетчиков по указанным многоквартирным домам, а также актов ввода в эксплуатацию общедомовых узлов учета холодной воды (листы дела 120-131).
Учитывая установленный законодательством источник и механизм возмещения затрат (за счет собственников путем включения соответствующих платежей в платежные документы; пункт 38.1 Правил N 491), а также особый статус управляющей организации, которая является исключительно лицом, опосредующим отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, исковые требования подлежат удовлетворению.
Несение расходов на установку общедомовых приборов учета подтверждено имеющимися в материалах дела договором, в котором указаны, в том числе, адреса домов, находящихся в управлении ответчика, актами приема-передачи и товарными накладными.
Поскольку ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств погашения задолженности, требование истца о взыскании с ответчика долга за установку общедомовых приборов 45 239 руб. 66 коп. подлежит удовлетворению.
Решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по приведенным в апелляционной жалобе доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.10.2021 по делу N А21-2937/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2937/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА"