г. Москва |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А40-143275/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.С. Сергеевой,
судей О.О. Петровой, Е.Н. Яниной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.М. Албаковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ЗАМАНИЯ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 ноября 2021 года по делу N А40-143275/21, принятое судьей Паньковой Н.М., по иску ООО "ЗАМАНИЯ" к БАНК ВТБ (ПАО), третьи лица: 1) МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ, 2) ФНС РОССИИ, 3) ПФР, 4) ВЭБ.РФ о признании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Махненко С.И. по доверенности от 05.07.2021
от ответчика: Копылова Н.И. по доверенности от 15.01.2020
от третьих лиц: представители не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЗАМАНИЯ" (далее- истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к БАНК ВТБ (ПАО) (далее- ответчик) о признании незаконными действий по отказу в списании задолженности в размере 100% и переведению остальной задолженности в размере 50% на период погашения; об обязании исполнить взятые на себя обязательства по кредитному соглашению от 05.06.2020 N 768090/15/177-20 - списать задолженность по кредитному соглашению в размере 100% (в размере основного долга, включая проценты, пени и штрафы, присоединенные к сумме основного долга).
Решением от 15 ноября 2021 года Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что требования для списания задолженности в размере 100% ООО "Замания" выполнены.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между публичным акционерным обществом "БАНК ВТБ" (кредитор) и обществом с ограниченной ответственностью "Замания" (заемщик) заключено кредитное соглашение от 05.06.2020 N 768090/15/177-20, согласно п. 1.1 которого Кредитор обязуется открыть Заемщику Кредитную линию с лимитом выдачи и предоставить отдельные кредиты на условиях, указанных в соглашении, в том числе, в приложениях к нему, а заемщик обязуется возвратить полученные кредиты, уплатить по ним проценты и выполнить иные обязательства, предусмотренные соглашением.
Срок кредитной линии до 30.06.2021 года включительно.
Пунктом 1.12 кредитного соглашения установлено, что кредитор вправе по окончанию периода наблюдения в срок не позднее 01.04.2021 списать задолженность по соглашению в размере 100% задолженности по соглашению (в размере основного долга, включая проценты, присоединенные к сумме основного долга в соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2 соглашения) - при выполнении условий списания задолженности в размере 100%.
В соглашении в разделе "Термины и определения" закреплены условия списания ответчиком задолженности в размере 100%, а именно такая задолженность списывается в 100% размере при одновременном соблюдении следующих условий: в отношении Заемщика на дату завершения периода наблюдения по соглашению не введена процедура банкротства, деятельность заёмщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а Заёмщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; численность работника Заёмщика в течение периода наблюдения по соглашению на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 процентов численности работников Заёмщика по состоянию на 01.06.2020; средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику Заёмщика в течение периода наблюдения по соглашению, определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда; соблюдены условия п. 9 программы; отсутствие обстоятельств, указанных в термине Факторы прекращения субсидирования; отношение численности работников Заёмщика по состоянию на 01.03.2021 к численности работников Заёмщика по состоянию на 01.06.2020 составляет не менее 0,9.
Как указывает истец, аналогичные требования к предоставлению субсидий по списанию задолженности по кредитам установлены в редакции Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" (в редакции от 11.07.2020, действующей на дату заключения соглашения) (далее - Постановление N 696, Правила).
По мнению истца, требования для списания задолженности в размере 100% ООО "Замания" были выполнены. Несмотря на это, письмом дополнительного офиса "Никитский" Филиала N 7701 Банка ВТБ (публичное акционерное общество) от 30.03.2021 N 119/771353 было сообщено, что с 01.04.2021 будет осуществлено списание 50% задолженности по соглашению, включая основной долг и проценты, присоединенные к сумме основного долга, в соответствии с пунктом 2.2.1. 2.2.2 соглашения, по состоянию на 01.04.2021 соглашение с остатком задолженности будет переведено на период погашения по соглашению в связи с невыполнением условий, позволяющих Банку осуществить списание задолженности в размере 100% задолженности по соглашению. Настоящее решение принято на основании данных полученных Банком от Федеральной налоговой службы.
Истец неоднократно обращался с просьбой досудебного урегулирования спора путем пересмотра решения об отказе в списании 100 % задолженности по кредитному соглашению, однако Банк решение не изменил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что действия Банка ВТБ (ПАО) по списанию 50 % задолженности по кредиту соответствуют условиям заключенного сторонами договора, а также положениям Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 696.
Условия списания задолженности в размере 50 % осуществляется при одновременном выполнении следующих условий: в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения по соглашению не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, а заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; численность работников заемщика в течение периода наблюдения по соглашению на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020; средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения по соглашению, определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда; соблюдены условия п.9 Программы; отсутствие обстоятельств, указанных в термине факторы прекращения субсидирования; отношение численности работников заемщика по состоянию на 01.03.2021 к численности работников Заемщика по состоянию на 01.06 2020 составляет не менее 0,8.
Согласно пункту 12 (б) Постановления N 696 (в редакции от 11.07.2020) субсидия по списанию предоставляется получателю субсидии при соблюдении следующих условий: б) численность работников заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 г.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку истец обратился за получением субсидии до 25.06.2020 и численность работников за май 2020 года составляет 80% от численности за апрель 2020 года, то контрольной величиной для проверки соблюдений заемщиком условий является численность сотрудников за апрель 2020 года, а именно 654 человека.
Численность работников заемщика, определяются получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01 июня 2020 года.
Банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий программы, определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС.
Иного порядка определения численности работников заемщика кредитным соглашением и Постановлением Правительства РФ N 696 (в редакции от 11.07.2020) не предусмотрено.
Информационный сервис Федеральной налоговой службы (Платформа) предоставляет собой набор информационных сервисов, обеспечивающих автоматизацию процесса приема и обработки заявлений на получение льготных кредитов, в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 422 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости", и правилами, определенными Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2020 года N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности".
Применяемая в информационном сервисе методология определяется Министерством экономического развития Российской Федерации.
Источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
В соответствии с пунктом 13 Правил Кредитный договор (соглашение), в отношении которого получателем субсидии не принято решение о списании задолженности, с 1 апреля 2021 г. переводится получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению). Соответствующее уведомление направляется получателем субсидии заемщику до 31 марта 2021 г. (включительно).
Согласно п. 1.12 Кредитного соглашения кредитор вправе по окончании периода наблюдения в срок не позднее 01.04.2021 списать задолженность по соглашению: в размере 100 % задолженности по соглашению (в размере основного долга, включая проценты, присоединенные к сумме основного долга в соответствии с п.2.2.1, 2.2.2 Соглашения - при выполнении условий о списании задолженности в размере 100 % по Соглашению. При наличии по Соглашению неоплаченных штрафных санкций, в случае неисполнения Заемщиком условий Соглашения, штрафные санкции оплачиваются Заемщиком самостоятельно не позднее 01.04.2021 г. (п. 1.12.1).
Таким образом, исходя из положений пункта 13 Правил, а также условий Соглашения, решение о списании/частичном списании является правом Банка, реализуемым по своему усмотрению. При этом реализация данного права напрямую связана с возможностью получения Банком из федерального бюджета субсидии, поскольку в случае отказа в ее получении Банк несет убытки в сумме списанного кредита.
Датой обращения заемщика является дата внесения кредитной организацией заявки заемщика в информационный сервис ФНС России.
На основании сведений, размещенных на информационном сервисе Федеральной налоговой службы, численность работников Заемщика по состоянию на апрель 2020 года составляла 654 человека, в связи с чем, судом первой инстанции установлено, что численность работников в период наблюдения по кредитному соглашению с 01.12.2020 по 01.04.2021 составляет 80% от численности за апрель.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действия Банка ВТБ (ПАО) по списанию 50 % задолженности по кредиту соответствуют условиям заключенного сторонами договора, а также положениям Постановления Правительства РФ N 696, вопреки доводам апелляционной жалобы об обратном.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основании доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
В порядке ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы 15 ноября 2021 года по делу N А40-143275/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.С. Сергеева |
Судьи |
О.О. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-143275/2021
Истец: ООО "ЗАМАНИЯ"
Ответчик: ПАО БАНК ВТБ
Третье лицо: ГК РАЗВИТИЯ "ВЭБ.РФ", ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА