г. Москва |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А40-103088/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИП Авагумян Камо Кимовича
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2021 по делу N А40-103088/21
по заявлению ИП Авагумяна К.К.
к Управлению Росреестра по г. Москве
о признании незаконным решения от 29.03.2021 г. N КУВД-001/2020-30124372
при участии:
от заявителя: |
Букреев А.И. по доверенности от 22.11.2021; |
от заинтересованного лица: |
Соков И.А. по доверенности от 17.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Авагумян К.К., далее, Заявитель, Предприниматель, обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве, далее Управление, Росреестр, с требованием признать незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете N КУВД-001/2020-30124372 от 29.03.2021 г. объекта- помещение по адресу г.Москва, Пресненская наб.,д.8 стр.1 с кадастровым номером 77:01:0004042:9936, а также обязать Управление в установленный срок осуществить государственный кадастровый учет указанного объекта на основании заявления от 11.03.2021.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2021 в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель Росреестра в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Предприниматель является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: 123112, г. Москва, Пресненский р-н, Пресненская наб., д. 8, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0004042:9936 (Нежилое помещение, площадь 1025.6 кв. м.) (Объект).
21 декабря 2020 г. с целью внесения изменений в сведения ЕГРН об Объекте в контексте местоположения перегородок и других конструктивных элементов (графическая часть сведений ЕГРН) и значения площади (текстовая часть сведения ЕГРН), в соответствии со ст. 18 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - 218-ФЗ), им в Управление Росреестра по Москве было подано соответствующее заявление, приложен технический план, как основание для осуществления государственного кадастрового учета посредством использования электронных порталов Росреестра NКУВД-001/2020-30124372 от 21.12.2020 г. (далее - Заявление1).
28 декабря 2020 г. уведомлением N КУВД-001/2020-30124372/1 действия по кадастровому учету в отношении Объекта были приостановлены до 29.03.2021 г. государственным регистратором прав.
Основаниям для приостановления регистрации Управлением указано несоответствие формы и содержания документов требованиям законодательства, а именно - технический план изготовлен в нарушение требований Приказа от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (Требования).
Управлением указано на отсутствие в части разработки проектной документации с учетом заключения, указанного в пункте 2.2 указанного постановления, ее согласования, получения соответствующих разрешений, включая оформление ордера на производство земляных работ, обустройство и содержание строительных площадок в установленном порядке".
В проекте указаны не все виды строительно-монтажных работ, в связи с чем не представляется возможным удостовериться в соблюдении требований постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП.
Графическая часть проекта не соответствует графической части технического плана (ком 24а). В нарушении п. 59,52 Требований при изготовлении графической части технического плана отсутствуют необходимые условные обозначения, а также использованы некорректные условные знаки (например, перегородки указаны не в соответствии с проектным чертежом; зашитые пространства, пустые короба-ком 4,9, не показаны стена в ком 10и, тонкие перегородки ком 76).
Кроме того, в соответствии с ГОСТ 21.101-97 Система проектной документации для строительства (СПДС), основные требования к проектной и рабочей документации устанавливает, в том числе, требования к основной надписи.
Представленная проектная документация не соответствует вышеуказанным требованиям (листы проекта (например, лист 2-9), и технического заключения (например, лист 2-16) не содержат необходимых подписей). В контур объекта включены помещения, не входящие в площадь, вент шахты, расположенные под комнатами 9, 86, 8в, 7л. Приложенный электронный документ требованиям (письмо Администрации Президента РФ в электронном виде), не подписан усиленной квалифицированной электронной подписью физического лица.Однако представленные в составе технического плана документы не соответствуют указанным требованиям (письмо администрации президента в электронном виде). В нарушение п 66 Требований из представленного плана этажа не представляется возможным удостовериться в расположении объекта в пределах этажа здания.
11.03.21предпринимателем направлен дополнительный документ( скорректированный технический план).
29.03.2021 года Управлением был вынесен оспариваемый отказ.
Судом первой инстанции сделан вывод о том, заявителем не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для приостановления государственной регистрации, вследствие чего Управлением правомерно вынесен отказ в испрашиваемой государственной регистрации.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон о недвижимости), в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденным Приказом Росреестра 23.01.2017 N П/0027, иными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее -государственный кадастровый учет).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
При этом согласно пункту 7.3 части 2 статьи 14 Закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Как следует из оспариваемого решения об отказе Управления в результате проверки представленных документов и сведений об объекте недвижимости, содержащихся в них, Управлением выявлены противоречия и недочеты в техническом плане, с чем согласился арбитражный суд первой инстанции.
Вместе с тем, согласно материалам дела, Технический план, представленный заявителем в Управление Росреестра по Москве, 11.03.21 подготовлен с учетом части замечаний (устранены замечания в части указаний перегородок в соответствии с проектным чертежом; обозначение зашитых пространств, пустых коробов в комнатах N N 4, представлен в надлежащем виде документ - письмо Администрации президента РФ, имеется обозначение 76 (семь "Б") в части обозначения элемента "тонкая перегородка в комнате 76" в условных обозначениях содержится данное обозначение в виде "встроенный шкаф".
Относительно замечания о неотражении в техническом плане всех видов произведенных работ, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в ходе судебного заседания из пояснений представителя Росреестра установлено, что речь идет о колонне, расположенной в комнате 24а, которая, по мнению Управления, демонтирована.
Между тем, как следует из пояснений предпринимателя и следует из планов помещения (листы проектной документации (т.1л.д.72 и 75), демонтаж колонны не производился, указанная колонна встроена в возведенную стену, которая имеет толщину, равную колонне, чтобы создать эстетический эффект скрытия колонны, который обеспечен после отделочных работ. Иное Управлением не доказано.
Таким образом, суд соглашается с доводами Заявителя о том, что представленный технический план соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражает информацию, необходимую для государственного кадастрового учета объекта недвижимости в ЕГРН.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений.
Отказ в постановки на государственный кадастровый учет сооружения, обладающего признаками недвижимой вещи, материальной ценностью, способного выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, что нарушает ч. 2 ст. 1 Закона N 218-ФЗ.
Таким образом, предпринимателем при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа в постановке на государственный кадастровый учет в отношении объекта недвижимого имущества отсутствуют.
Ввиду изложенного, у Управления Росреестра по Москве отсутствовали правовые основания для отказа в государственной кадастровом учете объекта.
На основании вышеизложенного, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Выводы суда первой инстанции об обратном являются ошибочными.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обоснованными доводы апелляционной жалобы, в связи с чем решение суда подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы в виде уплаченной по делу госпошлины подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.10.2021 по делу N А40-103088/21 отменить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве об отказе в государственном учете от 29.03.21.
Обязать Управление Росреестра по г. Москве осуществить государственный кадастровый учет в отношении объекта с кадастровым номером 77:01:0004042:9936 на основании заявления от 11.03.21.
Взыскать с Управления Росреестра по г. Москве в пользу ИП Авагумян К.К. расходы по уплате госпошлины по иску 300 руб., 150 руб. по апелляционной жалобе.
Возвратить ИП Авагумян К.К. из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 5 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103088/2021
Истец: Авагумян Камо Кимович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве