г. Москва |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А40-186354/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б. Красновой,
судей: |
С.Л. Захарова, Л.А. Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2021 по делу N А40-186354/21
по заявлению ООО "АБСОЛЮТ"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решение,
при участии:
от заявителя: |
Рысенкова А.С. по доверенности от 25.08.2021, диплом N 107718 1004813 от 06.07.2018, |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АБСОЛЮТ" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, ответчик), оформленного уведомлением об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 01.06.2021 N КУВД-001/2021-6194492/3 и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав ООО "АБСОЛЮТ" путем осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, а именно изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:05:0008005:15 на вид разрешенного использования: "4.4. Магазины. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал по доводам апелляционной жалобы.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в отсутствие представителя ответчика в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, 19.02.2021 заявитель обратился в Управление с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в части разрешенного использования земельного участка с вида "земельные участки, предназначенные для размещения объектов общественного питания" на вид разрешенного использования: "4.4. Магазины. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.".
Уведомлением от 01.03.2021 Управление приостановило действия по государственному кадастровому учету на основании заявления Общества.
В качестве оснований для приостановления кадастрового учета Управление указало следующее:
- сведения, указанные в заявлении о кадастровом учете, не соответствуют Правилам землепользования и застройки города Москвы;
- в Управление не предоставлены документы, подтверждающие внесение платы за изменение разрешенного использования земельного участка.
Во исполнение указанного уведомления Управления Общество обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с комплектом необходимых документов для получения Уведомления об оплате за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Уведомлением от 02.04.2021 N 33-6-177513/21-(0)-1 Департамент городского имущества сообщил, что размер оплаты за изменение вида разрешенного использования земельного участка составляет 3680,47 руб.
Платежным поручением от 06.04.2021 N 54 Заявитель внес оплату в соответствии с Уведомлением Департамента.
13.04.2021 Общество направило в Управление (заявление N КУВД-001/2021-14402708) документы, подтверждающие оплату за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Также в указанном заявлении Заявитель просил возобновить государственный кадастровый учет в связи с устранением причин его приостановления.
Уведомлением от 16.04.2021 Управление сообщило заявителю об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Полагая, что отказ Управления нарушает законные права и интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
Согласно части 1 статьи 21 данного Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Абсолют" является собственником земельного участка с кадастровым N 77:05:0008005:15 по адресу: г.Москва, ул. Газопровод, вл. 6В (далее - земельный участок).
В ЕГРН установлен следующий вид разрешенного использования указанного земельного участка: "земельные участки, предназначенные для размещения объектов общественного питания (1.2.5)".
24.07.2013 Москомархитектура выдала Обществу Градостроительный план земельного участка N RU77-219000-009278, в соответствии с которым основными видами разрешенного использования являются:
объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями (1001 07);
объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров (1004 01);
объекты размещения организаций общественного питания (1004 03).
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 37 ГрК РФ установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно части 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно Правилам землепользования и застройки утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, если разрешенное использование входит в основную группу видов разрешенного использования (вспомогательные виды разрешенного использования) территориальной зоны, то при выборе вида использования из состава видов разрешенного использования функциональной зоны какие-либо дополнительные согласования не требуются. В Правилах землепользования и застройки для земельного участка с кадастровым номером N 77:05:0008005:15 предусмотрен вид разрешенного использования "размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м. (4.0.0)".
При этом содержание указанного вида разрешенного использования уже включает в себя содержание испрашиваемого вида разрешенного использования с кодом "4.4." ("Магазины. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.").
Таким образом, выбранный Обществом вид разрешенного использования соответствует виду разрешенного использования, установленного для территориальной зоны, в которой расположен принадлежащий организации земельный участок.
Кроме того, испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка соответствует виду разрешенного использования, который предусмотрен действующим Градостроительным планом земельного участка, который организация получила от Москомархитектуры.
Судом установлено, что Обществом при обращении в Управление предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Следовательно, уведомление Управления от 01.06.2021 N КУВД-001/2021-6194492/3 не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2021 по делу N А40-186354/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-186354/2021
Истец: ООО "АБСОЛЮТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ