11 февраля 2022 г. |
Дело N А83-21203/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Рыбиной С.А., |
|
|
|
Чертковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гордон А.С.,
в отсутствие представителей надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в городе Феодосия, Администрации города Феодосии, Муниципального образования городского округа Феодосия Республики Крым "Жилищно-эксплуатационная контора N 4", Муниципального казенного учреждения "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым",
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.10.2021 по делу N А83-21203/2020 по исковому заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в городе Феодосия к Администрации города Феодосии о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго в лице филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия, обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Муниципальному образованию городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации города Феодосия Республики Крым о взыскании 8375,09 руб. за фактически потребленную тепловую энергию по незаселенной муниципальной квартирам г. Феодосия.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 15 декабря 2020 по делу N А83-21046/2020 требования о задолженности за потребленную тепловую энергию по квартире N 40, ул. Симферопольское шоссе, 31В, г. Феодосия выделено в отдельное производство (настоящее дело) в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.10.2021 по делу N А83-21203/2020 взыскано с Муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации города Феодосии в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия задолженность за потребленную тепловую энергию за период с 01.10.2019 по 31.08.2020 в сумме 7241,43 руб., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 289,63 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и отказать в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд неполно выяснил обстоятельства по делу, у истца отсутствует акт о бездоговорном потреблении тепловой энергии. Также дополнительным пояснением от 27.12.2021 Администрация просила принять во внимание, что Феодосийское городское управление Госкомрегистра уведомлением от 19.02.2021 отказало Администрации в государственной регистрации права собственности на спорную квартиру, сославшись на наличие ранее зарегистрированного права частной собственности на квартиру.
В материалы дела от Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу с просьбой оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Предприятие, являясь ресурсоснабжающей организацией, в период с 01.10.2019 по 31.08.2020 осуществляло теплоснабжение жилого помещения по адресу: ул. Симферопольское шоссе, 31В, кв. 40, г. Феодосия, общей площадью 30 кв. м.
Оплата за отопление ресурсоснабжающей организации не производилась, в результате чего согласно расчету задолженность за период с 01.10.2019 по 31.08.2020 составила 7241,43 руб.
Полагая, что спорная квартира является незаселенной муниципальной квартирой, Предприятие направило в адрес Администрации счет на оплату N 3005 от 26.10.2020 с требованием погасить задолженность.
Претензия оставлена Администрацией без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Признав, что ответчиком не оспорен факт, что жилое помещение - квартира N 40, ул. Симферопольское шоссе, 31В, г. Феодосия, является муниципальной собственностью муниципального образования городской округ Феодосия Республики, а письмом Администрации города Феодосия от 20.06.2018 N 2-16/11228/1 и перечнем квартир, находящихся в муниципальной собственности, приложенным к письму, подтверждается данный факт, суд признал иск подлежащим удовлетворению. При этом суд отметил, что тот факт, что право муниципальной собственности не зарегистрировано в установленном порядке, не дает право администрации как собственнику муниципального имущества отказываться от расходов по его содержанию, т.к. данный закон не содержит сроков для государственной регистрации ранее возникшего права.
По результатам рассмотрения доводов апелляционной жалобы апелляционный суд поддерживает по существу состоявшийся судебный акт, изменив, вместе с тем, выводы об правовых основаниях признать имущество муниципальной собственностью.
Так, согласно имеющейся в материалах дела копии лицевого счета N 1602 по состоянию на 18.01.2021 в квартире отсутствуют проживающие и зарегистрированные лица; основной квартиросъемщик Троицкая В.Ф., которой квартира была ранее передана по результатам приватизации, снята с регистрационного учета 05.01.2015 в связи со смертью (т.1, л.60).
Пунктом 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным.
Поскольку собственник рассматриваемой квартиры умер, наследники до настоящего времени не установлены (не приняли квартиру в наследство), то указанное жилое помещение следует признать выморочным имуществом.
На основании пункта 2 статьи 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит находящееся на соответствующей территории жилое помещение, являющееся выморочным имуществом.
Жилое помещение, указанное в абзаце втором указанного пункта статьи 1151 ГК РФ, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Согласно пункту 3 статьи 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В настоящее время отсутствует специальный закон, определяющий порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований.
В связи с этим наследование выморочного имущества осуществляется согласно общим правилам о наследовании, установленным гражданским законодательством, с учетом некоторых особенностей. В частности, для приобретения выморочного имущества не требуется принятие наследства, кроме того, не допускается отказ Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования от принятия выморочного имущества (пункт 1 статьи 1152, пункт 1 статьи 1157 ГК РФ).
В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Таким образом, как наследники выморочного имущества публично-правовые образования наделяются Гражданским кодексом Российской Федерации особым статусом, отличающимся от положения других наследников по закону: поскольку для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется (абзац второй пункта 1 статьи 1152), на них не распространяются правила о сроке принятия наследства (статья 1154), а также нормы, предусматривающие принятие наследства по истечении установленного срока (пункты 1 и 3 статьи 1155); при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (абзац второй пункта 1 статьи 1157); при этом свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается в общем порядке (абзац третий пункта 1 статьи 1162).
В силу того, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ), выморочное имущество признается принадлежащим публично-правовому образованию со дня открытия наследства при наступлении указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ обстоятельств независимо от осведомленности об этом публично-правового образования и совершения им действий, направленных на учет такого имущества и оформление своего права.
Такое разъяснение изложено в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27.02.2018 N 5-КГ17-251.
Исходя из указанного апелляционный суд не может принять во внимание доводы Администрации, изложенные в пояснениях от 01.02.2022, о наличии затруднений в реализации порядка наследования выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах следует признать, что право собственности на рассматриваемое жилое помещение перешло в собственность муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым со дня открытия наследства - по истечении шестимесячного срока со дня смерти - 05.01.2015.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Согласно части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, в рамках настоящего спора обязанность по оплате коммунальных услуг по отоплению в отношении спорного помещения возникла у ответчика как собственника муниципального имущества.
Факт поставки Предприятием в спорный период тепловой энергии в жилое помещение, ее объем и стоимость Администрацией не оспаривается.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Доводы апеллянта на отсутствие установленного факта бездоговорного потребления (соответствующего акта), апелляционный суд отклоняет как основанные на ошибочном понимании основания взыскания задолженности. Так, бездоговорное потребление и фактические договорные отношения по потреблению тепловой энергии и (или) теплоносителя представляют собой различные правовые основания для взыскания денежных средств.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае неоплаты потребителем, осуществившим бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Между тем, истец не заявлял требований о взыскании убытков, вызванных бездоговорным потреблением, а просит взыскать стоимость фактически принятого теплоносителя по установленным тарифам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.10.2021 по делу N А83-21203/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А Ольшанская |
Судьи |
С.А. Рыбина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-21203/2020
Истец: ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО" В ГОРОДЕ ФЕОДОСИЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ", МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ФЕОДОСИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОНТОРА N 4"