г. Москва |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А40-148119/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
С.Л. Захарова, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Э.Э.Яриевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "ЗВЕЗДА"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.11.2021 по делу N А40-148119/21 (72-1019)
по заявлению ООО "ЗВЕЗДА"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Ушаков П.П. по дов. от 06.07.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЗВЕЗДА" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения ДГИ г. Москвы (далее - заинтересованное лицо, Департамент) об отказе в предоставлении государственно услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" N 33-5-62191/21-(0)-1 от 01.07.2021, об обязании Департамента предоставить государственную услугу согласно заявления от 24.06.2021, поданного через личный кабинет портала государственных и муниципальных услуг города Москвы www.mos.ru в заявление (вх. N 33-5-62191/21-(0)-0) на электронную услугу - возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Фридриха Энгельса, д. 23, стр. 3.
Решением суда от 12.11.2021 требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, отказ Департамента носит ошибочный характер, так как специальный закон, применимый для правоотношений - Закон N 159-ФЗ об особенностях отчуждения публичного имущества, арендуемого субъектами малого предпринимательства является специальным в соотношении с Законом N 178-ФЗ о приватизации. Заявитель ссылается на то, что оказание государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" согласно обращению заявителя специально предусмотрено специальным законом и административным регламентом города Москвы для спорных правоотношений. Кроме того, ссылается, что арендуемые помещения используются для коммерческой деятельности общества, права заявителя нарушены в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Заинтересованным лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЗВЕЗДА" является арендатором нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Фридриха Энгельса, д. 23, стр. 3, общей площадью 226,8 кв.м. на основании договора аренды от 03.05.2017 N 00-00165/17. Указанные помещения являются собственностью города Москвы (записи о государственной регистрации права собственности от 22.11.2007 N 77-77-11/102/2007-948 и от 17.11.2014 N 77-77-12/222/2014-097).
Заявитель ссылается на то, что здание, расположенное по указанному адресу, является объектом культурного наследия регионального значения "Жилой дом Яковлевых, В.Е. Трусова с лавками, 1837 г., вторая половина XIX в.", частью Ансамбля "НЕМЕЦКИЙ РЫНОК, XIX - НАЧАЛО XX ВВ.", расположенного по адресу (местонахождение): г. Москва, Фридриха Энгельса ул., Д. 6, стр. 1, д. 23, стр. 1, 3, д. 25, стр. 3 (часть), 7, д. 27", охранные обязательства для ансамбля установлены Приказом Департамента культурного наследия города Москвы от 08.05.2019 N 373.
Часть зданий Ансамбля принадлежит частным лицам (в частности, объект недвижимости, расположенный по адресу г. Москва, ул. Фридриха Энгельса, д.23, стр.3, общей площадью 64,5 кв.м. (этаж 1, пом. II, комн. 1-4) на основании решения Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2016 по делу N А40-145518/14-23-1047, часть зданий Ансамбля - принадлежит городу Москве.
Согласно материалам дела, 24.06.2021 ООО "ЗВЕЗДА" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением Вх. N 33-5-62191/21-(0)-0 по вопросу предоставления государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы" в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Фридриха Энгельса, д. 23, стр. 3.
Вместе с тем, 01.07.2021 решением Департамента N 33-5-62191/21-(0)-1 от 01.07.2021 заявителю в предоставлении государственной услуги было отказано со ссылкой на нормы законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества, которое предусматривает возможность приватизации зданий и помещений в них - объектов культурного наследия, но прямо не указывает на возможность приватизации посредством обращения за указанной выше государственной услугой.
Посчитав указанный отказ Департамента необоснованным и незаконным, Общество обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ вынесен Департаментом правомерно, соответствует нормам действующего законодательства.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, между Департаментом и ООО "ЗВЕЗДА" заключен договор аренды от 03.05.2017 N 00-00165/17 (далее - Договор) на нежилое помещение площадью 226,80 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Фридриха Энгельса, д. 23, стр. 3.
Договор аренды объекта нежилого фонда заключен в отношении находящегося в собственности города Москвы (по результатам аукциона) N 00-00165/17 со сроком аренды с 12.04.2017 до 12.04.2027 под административные цели, торговлю, гостиничные услуги, бытовые услуги населению, общепит, а именно: объект недвижимости, площадью 226, 80 кв.м. (1 этаж, пом. 11, комн. 1-3, 3а, 4-7, 9; 2 этаж, пом. 10, комн. 1, 1а, 2-5, 5а, 6-10), по адресу: г. Москва, ул. Фридриха Энгельса, дом 23, стр. 3.
Из материалов дела усматривается, что в дальнейшем, объект недвижимости, расположенный по адресу: ул. Фридриха Энгельса, д. 23, стр. 3, на основании приказа Департамента от 07.12.2017 N 995 отнесен к выявленным объектам культурного наследия с наименованием "Торговые ряды (бывший Немецкий рынок), 1810-е, 1860-е гг. - Жилой дом Яковлевых, В.Е. Трусова с лавками, 1837 год, вторая половина XIX века" (далее - Объект).
Указанный объект расположен в границах территории объединенной охранной зоны N 208, зоны строгого регулирования застройки N 1, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545. Границы территории Объекта утверждены приказом Департамента от 07.12.2017 N 995.
В соответствии с Положением о Департаменте культурного наследия города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 N 154-ПП (далее - Положение), Департамент культурного наследия является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по региональному государственному надзору за стоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Относительно предоставления государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы" в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Фридриха Энгельса, д. 23, стр. 3, суд отмечает следующее.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.17 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.10.1.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами и нормативными правовыми актами города Москвы.
Из материалов дела следует, что нежилые помещения общей площадью 226,8 кв.м., расположенные по адресу: г. Москва, ул. Фридриха Энгельса, д. 23, стр. 3, являются собственностью города Москвы (записи о государственной регистрации права собственности от 22.11.2007 N 77-77-11/102/2007-948 и от 17.11.2014 N 77-77-12/222/2014-097) и предоставлены ООО "ЗВЕЗДА" по договору аренды от 03.05.2017 N 00-00165/17.
Согласно материалам дела, здание, расположенное по указанному адресу, является объектом культурного наследия регионального значения "Жилой дом Яковлевых, В.Е. Трусова с лавками, 1837 год, вторая половина XIX в.".
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ) отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные данным Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о приватизации объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, могут приватизироваться в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, а также путем продажи на конкурсе или путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества при условии их обременения требованиями к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, требованиями к сохранению таких объектов, требованиями к обеспечению доступа к указанным объектам.
С учетом того, что ООО "ЗВЕЗДА" арендует нежилые помещения в здании, которое относится к объектам культурного наследия регионального значения, предоставление государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы" не представляется возможным.
С учетом изложенного и принимая во внимание положения пункта 2.10.1.2 Административного регламента, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Департаментом принято законное решение об отказе в предоставлении государственной услуги по заявлению от 24.06.2021 N 33-5-62191/21-(0)-0.
Также необходимо отметить, что, согласно сведениям, содержащимся в информационных ресурсах, имеющихся в распоряжении Департамента, на дату подачи заявления о реализации преимущественного права выкупа у заявителя имелась задолженность по пеням в размере 540,25 руб. и по штрафам в размере 368 967,37 руб.
Таким образом, оспариваемый отказ вынесен Департаментом городского имущества города Москвы правомерно, соответствует нормам действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах, учитывая ч. 3 ст. 201 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Верность правовой позиции суда первой инстанции подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2020 N 305-ЭС20-13759.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.11.2021 по делу N А40-148119/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-148119/2021
Истец: ООО "ЗВЕЗДА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ