г. Владивосток |
|
11 февраля 2022 г. |
Дело N А51-6985/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Глебова,
судей С.Б. Култышева, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания П.П. Васильевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алгос-Фудс",
апелляционное производство N 05АП-319/2022
на решение от 13.12.2021 судьи Е.Г. Клёминой
по делу N А51-6985/2021 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью Алгос-Фудс"
(ИНН 2540196619, ОГРН 1132540010415)
к Банку ВТБ (публичное акционерное общество)
(ИНН 7702070139; ОГРН 1027739609391)
третьи лица: Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд РФ,
о признании решения о списании с истца с 01.04.2021 50% задолженности по соглашению, включая основной долг и проценты, присоединенные к сумме основного долга, в соответствии с пунктами 2.2.1 и 2.2.2 Соглашения по состоянию на 01.04.2021 противоречащим условиям кредитного соглашения N НЛ/562020-000605 от 09.06.2020, обязании ответчика списать с истца сто процентов задолженности по Соглашению, включая основной долг и проценты, присоединенные к сумме основного долга по кредитному соглашению N НЛ/562020-000605 от 09.06.2020,
при участии:
от ответчика: И.А.Валуйко, по доверенности от 08.12.2020, сроком действия до 22.08.2022, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Алгос-Фудс" (далее - истец, ООО "Алгос-Фудс") обратилось с исковым заявлением к Банку ВТБ (ПАО) (далее - ответчик, Банк) с иском о признании решения о списании с истца с 01.04.2021 50% задолженности по соглашению, включая основной долг и проценты, присоединенные к сумме основного долга, в соответствии с пунктами 2.2.1 и 2.2.2 Соглашения по состоянию на 01.04.2021 противоречащим условиям кредитного соглашения N НЛ/562020-000605 от 09.06.2020, обязании ответчика списать с истца 100% задолженности по Соглашению, включая основной долг и проценты, присоединенные к сумме основного долга по кредитному соглашению N НЛ/562020-000605 от 09.06.2020 (с учетом уточнений).
23.11.2021 истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования, просил:
1. Признать решение ответчика о списании с истца с 01.04.2021 50% задолженности по Соглашению, включая основной долг и проценты, присоединенные к сумме основного долга, в соответствии с пунктами 2.2.1 и 2.2.2 Соглашения по состоянию на 01.04.2021 противоречащим условиям кредитного соглашения N НЛ/562020-000605 от 09.06.2020;
2. Обязать ответчика списать с истца 100% задолженности по Соглашению, включая основной долг и проценты, присоединенные к сумме основного долга по кредитному соглашению N НЛ/562020-000605 от 09.06.2020.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.12.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Алгос-Фудс" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 13.12.2021 отменить. В обоснование своей правовой позиции заявитель указывает на то, что истец (заемщик) одновременно выполнил все условия о списании задолженности по соглашению в размере 100%. Ссылается на наличие в материалах дела сведений о застрахованных лицах за май 2020 - март 2021 по форме СЗВ-М, из которых следует, что численность работников заемщика оставалась неизменной и составляла 27 человек.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 10.02.2022.
Через канцелярию суда от Банка поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела. Ответчик по тексту представленного отзыва на апелляционную жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель ответчика на доводы апелляционной жалобы возражал, обжалуемое решение просил оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Приморского края проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266 - 271 АПК РФ.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
09.06.2020 между Банком и ООО "Алгос-Фудс" было заключено кредитное соглашение N НЛ/562020-000605 (Соглашение) с использованием механизма субсидирования, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" (далее - Правила; Постановление N 696).
По результатам анализа выполнения заемщиком условий на основании сведений, размещенных на информационном сервисе Федеральной налоговой службы, Банком принято решение о списании задолженности по Соглашению в размере 50% в соответствии с условиями Постановления N 696.
Заемщику была рассчитана максимальная сумма кредита, исходя из данных по численности работников заемщика за май 2020 года, численность работников составляла 27 человек, кредит оформлен 09.06.2020.
Заемщик на дату заключения Соглашения, должен соответствовать требованиям, изложенным в пункте 9 Программы, в том числе:
а) Заемщик по состоянию на дату обращения в Банк и на дату заключения Соглашения включен в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который ведется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, либо осуществляет деятельность в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" с учетом требований пункта 10 Программы, либо в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, требующих поддержки для возобновления деятельности, согласно приложению N 2 к Программе, с учетом требований пункта 10 Программы.
б) в отношении Заемщика на дату обращения в Банк и на дату заключения настоящего Соглашения не введена процедура банкротства, деятельность Заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а Заемщик - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
в) Заемщик не является индивидуальным предпринимателем, не имеющих наемных работников. Уполномоченное лицо Заемщика - физическое лицо, уполномоченное Заемщиком выполнять действия, предусмотренные Соглашением о комплексном обслуживании с использованием Системы Дистанционного банковского обслуживания от имени Заемщика.
Условия о Списании задолженности по Соглашению в размере 100% - одновременное выполнение следующих условий:
- в отношении Заемщика на дату завершения Периода наблюдения по Соглашению не введена процедура банкротства, деятельность Заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, а Заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- численность работников Заемщика в течение Периода наблюдения по Соглашению на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80% численности работников Заемщика по состоянию на 01.06.2020;
- средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику Заемщика в течение Периода наблюдения по Соглашению, определяемая с использованием информационного сервиса ФНС, не может быть менее МРОТ;
- соблюдены условия пункта 9 Программы;
- отсутствие обстоятельств, указанных в термине Факторы прекращения субсидирования;
- отношение численности работников Заемщика по состоянию на 01.03.2021 к численности работников Заемщика по состоянию на 01.06.2020 составляет не менее 0,9.
Условия о Списании задолженности по Соглашению в размере 50% - одновременное выполнение следующих условий:
- в отношении Заемщика на дату завершения Периода наблюдения по Соглашению не введена процедура банкротства, деятельность Заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а Заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- численность работников Заемщика в течение Периода наблюдения по Соглашению на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80% численности работников Заемщика по состоянию на 01.06.2020;
- средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику Заемщика в течение Периода наблюдения по Соглашению, определяемая с использованием информационного сервиса ФНС, не может быть менее МРОТ;
- соблюдены условия пункта 9 Программы;
- отсутствие обстоятельств, указанных в термине Факторы прекращения субсидирования;
- отношение численности работников Заемщика по состоянию на 01.03.2021 к численности работников Заемщика по состоянию на 01.06.2020 составляет не менее 0,8.
29.03.2021 истцу было вручено уведомление исх.N 33/702750 о списании с 01.04.2021 50% задолженности по Соглашению, включая основной долг и проценты, присоединенные к сумме основного долга, в соответствии с пунктами 2.2.1 и 2.2.2 Соглашения по состоянию на 01.04.2021.
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым иском, истец указал, что решение о направлении вышеуказанного уведомления было принято Банком ошибочно.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита (пункт 1 статьи 819 ГК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
В соответствии с пунктом 11 Правил кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в том числе в случае если численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25.06.2020, в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020 составила менее 80% численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда РФ по итогам мая 2020 года.
Подпункт "м" пункта 18 Правил устанавливает обязательство получателя субсидии осуществить доступ к информационному сервису ФНС. В силу абзаца 7 пункта 24 Правил проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС.
В абзацах 3-5 пункта 24 Постановления N 696 установлено, что численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 01.06.2020, размещенных в информационном сервисе ФНС. В информационном сервисе ФНС размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда РФ и передаваемые Пенсионным фондом РФ в ФНС для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.
Использование такого порядка определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474.
Согласно пункту 10.4 соглашения заемщик дает поручение Банку на обработку персональных данных работников Заемщика, а также подтверждает, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", от них получено согласие на обработку Банком персональных данных, они надлежащим образом уведомлены о начале их обработки Банком, и они дали согласие на передачу Банком персональных данных в необходимом объеме третьим лицам, в том числе вне Банка, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной налоговой службе Российской Федерации, Банку России, Счетной палате, а равно как при привлечении третьих лиц к оказанию Банком услуг, передачи Банком принадлежащих ему функций и полномочий иному лицу. Заемщик обязуется не позднее следующего рабочего дня с даты предъявления Банком соответствующего требования представить в Банк указанные выше согласия и уведомления.
Максимальная сумма кредита была рассчитана исходя из данных по численности работников заемщика за май 2020 года, численность работников составляла 27 человек. Кредит был оформлен 09.06.2020.
При этом первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд РФ в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России (письмо N Д13и-22474 от 17.07.2020), с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 01.06.2020 в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15.06.2020. Для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требований по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, используются данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию. Датой обращения заемщика является дата внесения кредитной организацией заявки заемщика в информационный сервис ФНС России.
Постановлением Правительства N 1376 от 30.11.2020 были внесены изменения в Правила: так соответствии с пунктом 24 Правил в информационном сервисе ФНС размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда РФ и передаваемые Пенсионным фондом РФ в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.
Для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020, для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников, исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда РФ по итогам апреля 2020 года.
По данным ИФНС у заемщика расчетная численность составила: в апреле 2020 года - 32 человека; в мае 2020 года - 27 человек.
Решение Банка о списании задолженности по Соглашению принималось на основании пункта 28 Правил (введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1976): В случае если численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25.06.2020, определяемая исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда РФ по итогам мая 2020 года, составила менее 80% численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, перечисление субсидии по списанию получателям субсидии осуществляется в размере:
задолженности по состоянию на 01.04.2021 по кредитным договорам (соглашениям), соответствующим требованиям по принятию решения о списании, установленным Правилами, в пределах размера кредитного договора (соглашения), определяемого в соответствии с пунктом 24 Правил, исходя из численности работников заемщика, определенной на основании сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда РФ по итогам мая 2020 года, в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 01.03.2021 к численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда РФ по итогам мая 2020 года, составляет не менее 0,9;
задолженности по состоянию на 01.04.2021, умноженной на коэффициент 0,5, по кредитным договорам (соглашениям), соответствующим требованиям по принятию решения о списании, установленным Правилами, в пределах размера кредитного договора (соглашения), определяемого в соответствии с пунктом 24 Правил, исходя из численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда РФ по итогам мая 2020 года, в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 01.03.2021 к численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда РФ по итогам мая 2020 года, составляет не менее 0,8.
Как следует из материалов дела, сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года поступили в ПФР 13.05.2020, сведения за май 2020 - 08.06.2020. Данные о численности работников заемщика поступают в ФНС на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в ПФР. Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, ответчику могли быть доступны сведения за май 2020 года, но решающего значения эти сведения не имеют, поскольку при количестве работников предпринимателя в апреле 2020 года - 32 человека, численность работников истца в мае 2020 составила 27 человек, в связи с чем списание банком задолженности по соглашению в размере 50% было произведено на основании того, что отношение численности работников заемщика за май 2020 года по сравнению с апрелем 2020 года составила 27 и 32.
Правила предоставления субсидий N 696 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1976 не изменили порядок определения численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 для целей мониторинга соблюдения требований о сохранении численности.
Размещенные на Платформе ФНС России сведения о средней численности работников предприятия в силу прямого указания Правил предоставления субсидий N 696 фактически являются единственным источником данных для кредитной организации о численности работников заемщика, поскольку самостоятельными полномочиями по сбору и анализу отчетов заемщиков, подаваемых в Пенсионный фондом РФ, кредитные организации не обладают.
В рассматриваемом случае вопреки позиции апеллянта действия Банка полностью соответствовали требованиям Правил предоставления субсидий N 696 и положениям Кредитного договора. Банк в соответствии с Правилами предоставления субсидий обязан использовать данные, размещённые именно на платформе ФНС и не вправе получать сведения о численности сотрудников заёмщика из каких-либо иных источников, в том числе руководствоваться сведениями, представленными самим Заёмщиком, следовательно, основываясь на Правилах предоставления кредитов, а также положениях Постановления N 696, Банк правомерно перевел Договор на период погашения по причине снижения численности работников истца в мае 2020 года по сравнению с численностью на апрель 2020 года.
Списание Банком задолженности по Соглашению в размере 50% произведено в связи с тем, что отношение численности работников Заемщика за май 2020 года к апрелю 2020 года составила 27/32=0,84 (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1976).
В силу прямого указания Правил предоставления субсидий определяющее значение для проверки соблюдения заемщиком условий о сохранении численности работников имеют сведения, размещенные на Платформе ФНС (пункт 24 Правил предоставления субсидий).
Истец согласился с условиями о сумме предоставляемого кредита, подписав Кредитный договор, какие-либо возражения от истца в данной части не поступали. Банк в соответствии с Правилами предоставления субсидий и условиями кредитного договора был обязан перевести Кредитный договор на период погашения, кредит правомерно переведен на этап погашения, в связи с чем решение о списании с истца с 01.04.2021 50% задолженности по соглашению, включая основной долг и проценты, присоединенные к сумме основного долга, не противоречило условиям кредитного соглашения N НЛ/562020-000605 от 09.06.2020, в связи с чем судом правомерно отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, не принятых во внимание судом первой инстанции при вынесении решения. Заявляя в апелляционной жалобе о незаконности выводов суда первой инстанции, апеллянт в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не приводит доводов в обоснование своей позиции, ограничиваясь ссылками на обстоятельства дела, которые были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права. При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в силу положений статьи 110 АПК РФ относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.12.2021 по делу N А51-6985/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Д.А. Глебов |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6985/2021
Истец: ООО "АЛГОС-ФУДС"
Ответчик: ПАО БАНК ВТБ
Третье лицо: Пенсионный Фонд РФ, Федеральная налоговая служба