г. Санкт-Петербург |
|
11 февраля 2022 г. |
Дело N А56-54837/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: Чистяков А.И. (генеральный директор)
от заинтересованного лица: Лотц А.А. по доверенности от 24.12.2021, Унанян Г.Л. по доверенности от 27.12.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36445/2021) ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2021 по делу N А56-54837/2021, принятое
по заявлению ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс"
к Северо-Западному МРУ Россельхознадзора
о признании недействительным приказа
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс" (ОГРН: 1167847292678, адрес: 188446, Ленинградская обл., Волосовский м.р-н, Большеврудское с.п., д. Загорицы Д., зд. 20А, пом. 16; далее - ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ОГРН 1057810087202, адрес: 198095, Санкт-Петербург, ул. Швецова, 12; далее - Управление, административный орган, Россельхознадзор) о признании недействительным приказа N 394-п от 28.05.2021 о проведении внеплановой выездной проверки по государственному контролю (надзору) в отношении Общества, признании незаконными действий Управления об истребовании документов, обязании Управления устранить допущенные нарушения законных прав и интересов заявителя.
Решением от 08.10.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что основанием для проверки послужило обращение Управления ветеринарии Ленинградской области о наличии на предприятии биологических отходов в количестве 509,45 кг на основании информации, размещенной в ФГИС Меркурий, которая не соответствует фактическому наличию биологических отходов. На основании изложенного, податель жалобы полагает, что у Управления Росссельхознадзора отсутствовали основания для проведения проверки.
В судебном заседании 08.02.2022 произведена замена состава суда на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Управления возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании анализа поступивших в Управление материалов из Управления ветеринарии Ленинградской области от 17.02.2021 N 01-12-86/2021, от 23.03.2021 N 01-13-182/2021 установлено, что ГБУ ЛО "СББЖ Волосовского района" оказывает ветеринарные услуги по проведению предубойного осмотра кроликов, послеубойной ветеринарно-санитарной экспертизе продуктов убоя кроликов и оформлению ветеринарных сопроводительных документов для ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс", осуществляющего деятельность по содержанию, убою кроликов и разделки тушек кроликов с последующей реализацией в торговую сеть с грубыми нарушениями требований ветеринарного законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.
Согласно информации, содержащейся в приложении к письму Управления ветеринарии Ленинградской области от 17.02.2021 N 01-12-86/2021, в соответствии с технологией производства на предприятии ООО "СХП "Кролике" при убое кроликов образуются биологические отходы. В период с 01.01.2021 по 28.01.2021 образовано 509,45 кг отходов убоя животных (согласно дополнительной информации из письма Управления ветеринарии Ленинградской области от 23.03.2021 N 01-13-182/2021, количество биологических отходов достигает 1350,25 кг), получаемых при переработке сырья животного происхождения.
В письме ГБУ ЛО "СББЖ Волосовского района" от 03.02.2021 N 64, направленном в Управления ветеринарии Ленинградской области, указано, что со слов генерального директора ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс" Чистякова А.И. после убоя биологические отходы уничтожаются путем сжигания в приспособленной металлической емкости на территории ООО "СХП "Кроликс". Акты утилизации биоотходов или документы на вывоз для утилизации биологических отходов сторонней организацией, имеющей соответствующие условия, ООО "СХП "Кроликс" не предоставлены специалистам ГБУ ЛО "СББЖ Волосовского района". Однако специалистами ГБУ ЛО "СББЖ Волосовского района" при посещении Общества регулярно выявляются трупы кроликов, лежащие на полу около клеток без учета требований к емкостям для хранения биологических отходов, что подтверждается фотоматериалами.
Мотивированным представлением N 9 от 18.03.2021, направленным Управлению Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям, государственный инспектор отдела внутреннего ветеринарного надзора просил назначить внеплановую выездную проверку в отношении Общества.
На основании информации, поступившей из Управления ветеринарии Ленинградской области от 17.02.2021 N 01-12-86/2021, от 23.03.2021 N 01-13-182/2021, а также мотивированного представления N 9 от 18.03.2021, Управлением вынесен Приказ N 394-п от 28.05.2021 о проведении внеплановой выездной проверки по государственному контролю (надзору) в отношении Общества.
Считая незаконным Приказ Управления N 394-п от 28.05.2021, а также действия Управления по проведению проверки, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемое действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению по данной категории споров, входят: проверка соответствия оспариваемого акта закону (иному нормативно-правовому акту) и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, факт возложения на заявителя каких-либо обязанностей, факт создания препятствий для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствии причинения такого вреда.
Одним из оснований проведения внеплановой проверки по пп. "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью Граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мотивированным представлением N 9 от 18.03.2021, направленным Управлению Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям, государственный инспектор отдела внутреннего ветеринарного надзора просил назначить внеплановую выездную проверку в отношении Общества.
Из материалов дела также следует и установлено судом первой инстанции, что Управление на основании анализа поступивших материалов из Управления ветеринарии Ленинградской области от 17.02.2021 N 01-12-86/2021, от 23.03.2021 N 01-13-182/2021 (л.д. 156, 164) установлено, что ГБУ ЛО "СББЖ Волосовского района" оказывает ветеринарные услуги по проведению предубойного осмотра кроликов, послеубойной ветеринарно-санитарной экспертизе продуктов убоя кроликов и оформлению ветеринарных сопроводительных документов для Общества, осуществляющего деятельность по содержанию, убою кроликов и разделки тушек кроликов с последующей реализацией в торговую сеть в условиях с грубыми нарушениями требований ветеринарного законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.
Согласно информации, содержащейся в приложении к письму Управления ветеринарии Ленинградской области от 17.02.2021 N 01-12-86/2021, в соответствии с технологией производства на предприятии ООО "СХП "Кролике" при убое кроликов образуются биологические отходы. В период с 01.01.2021 по 28.01.2021 образовано 509,45 кг отходов убоя животных (согласно дополнительной информации из письма Управления ветеринарии Ленинградской области от 23.03.2021 N 01-13-182/2021, количество биологических отходов достигает 1350,25 кг), получаемых при переработке сырья животного происхождения.
Условия для длительного хранения биологических отходов, согласно указанным выше письмам Управления ветеринарии Ленинградской области, на производственной территории Общества отсутствуют, площадка для временного хранения биологических отходов не оборудована, морозильная камера для хранения биологических отходов не установлена, биологические отходы (трупы животных) хранятся непосредственно возле мест содержания животных.
Кроме того, как указано в письме от 03.02.2021 N 64 ГБУ ЛО "СББЖ Волосовского района", со слов генерального директора Общества Чистякова А.И. после убоя биологические отходы уничтожаются путем сжигания в приспособленной металлической емкости на территории ООО "СХП "Кролике". Акты утилизации биоотходов или документы на вывоз для утилизации биологических отходов сторонней организацией, имеющей соответствующие условия, ООО "СХП "Кролике" не предоставлены специалистам ГБУ ЛО "СББЖ Волосовского района". Однако специалистами ГБУ ЛО "СББЖ Волосовского района" при посещении Общества регулярно выявляются трупы кроликов, лежащие на полу около клеток без учета требований к емкостям для хранения биологических отходов, что подтверждается фотоматериалами (л.д. 160-163).
В соответствии с пунктом 3 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626 (далее - Правила), перемещение биологических отходов к местам их хранения, переработки или утилизации (далее -перемещение биологических отходов) должно осуществляться в закрытых емкостях, устойчивых к механическому воздействию, воздействию моющих и дезинфицирующих средств, оснащенных крышками или другими средствами защиты, конструкция которых не допускает их самопроизвольного открывания, или в одноразовых полиэтиленовых или пластиковых пакетах, устойчивых к прокалыванию (далее - емкости для биологических отходов), если иное не установлено Правилами.
Согласно пункту 2 Ветеринарных Правил, биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пишу людям и на корм животным.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушениях обязательных требований Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626 со стороны Общества, и несут в себе угрозу возникновения и причинения вреда, в том числе жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Согласно части 10 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.
Как следует из материалов дела, проведение проверки в отношении Общества на основании приказа от 28.05.2021 N 394-п согласовано с Прокуратурой Ленинградской области, что подтверждается решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 31.05.2021 (л.д. 172).
Таким образом, Управлением соблюден порядок издания оспариваемого приказа о проведении внеплановой выездной проверки.
В обоснование апелляционной жалобы Общество также указывает на то, что основанием для проверки послужило обращение Управления ветеринарии Ленинградской области о наличии на предприятии биологических отходов в количестве 509,45 кг на основании информации размещенной в ФГИС Меркурий, которая не соответствует фактическому наличию биологических отходов.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не являются единственным основанием для проведения проверки.
Кроме того, заявитель в апелляционной жалобе прямо указывает на то, что хранит трупы кроликов на полу, в непосредственной близости от других животных, без использования каких-либо емкостей, то есть без учёта требований ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626. Указанное подтверждается также информацией из писем Управления ветеринарии Ленинградской области, где на прилагаемых фотоматериалах наглядно видно наличие на предприятии Общества трупов кроликов, расположенных на полу без каких-либо емкостей.
Довод Общества об отсутствии полномочий Управления по проведению проверки подлежит отклонению как несостоятельный.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1) определены полномочия Российской Федерации по организации и обеспечению деятельности федерального органа исполнительной власти в области ветеринарии.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
В свою очередь Северо-Западное Управление Россельхознадзора, осуществляет функции Россельхознадзора на территории города Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Новгородской и Вологодской областей.
В силу пункта 1.1 статьи 8 Закона N 4979-1 предметом федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) являются:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области ветеринарии, установленных международными договорами Российской Федерации в сфере ветеринарии, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, настоящим Законом, Федеральным законом от 5 июля 1996 года N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, при разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных; при перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным).
Федеральный государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичные нормы, закрепляющие полномочия Управления в рамках проводимого федерального государственного ветеринарного надзора, определены в Положении о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, а также Положении о государственном ветеринарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476, действовавшим в период проведения проверки.
В соответствии с п. 2 Положения о Северо-Западном межрегиональном управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного приказом Россельхознадзора от 05.02.2021 N 128, Управление является территориальным органом Россельхознадзора, которое создано для осуществления функций по контролю и надзору, в том числе в сфере ветеринарии, по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно пункту 6 Приказа от 28.05.2021 N 394-п, проверка проводится с целью выявления фактов несоблюдения ветеринарных правил по профилактике особо опасных болезней, общих для человека и животных. Задачами проверки являются: проверка выполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Проверка, проводимая по Приказу от 28.05.2021 N 394-п, осуществлялась на законных основаниях, с соблюдением требований, установленных законодательством, с сохранением прав и свобод проверяемого лица, с целью проверки информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также по предотвращению угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, в соответствии с полномочиями Управления.
Исходя из установленных фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции правомерно вынес решение об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 октября 2021 года по делу N А56-54837/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Кроликс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-54837/2021
Истец: ООО "СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КРОЛИКС"
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ