город Омск |
|
11 февраля 2022 г. |
Дело N А46-16848/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Зюкова В.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15321/2021) индивидуального предпринимателя Коновалова Евгения Анатольевича на решение Арбитражного суда Омской области от 15.11.2021 по делу N А46-16848/2021 (судья Распутина В.Ю.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Коновалова Евгения Анатольевича (ОГРНИП 310554303300205, ИНН 550618081174) к Администрации Октябрьского административного округа города Омска (ОГРН 1025501248630, ИНН 5506020956, адрес: 644021, город Омск, улица Лизы Чайкиной, дом 1) о признании недействительным абзаца 8 пункта 1 распоряжения от 18.08.2021 N 636 "О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества",
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Коновалов Евгений Анатольевич (далее - предприниматель, заявитель, ИП Коновалов Е.А.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Октябрьского административного округа города Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо, уполномоченный орган) о признании распоряжения от 18.08.2021 N 636 "О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества" незаконным в части абзаца 8 пункта 1.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.11.2021 по делу N А46-16848/2021 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) осуществлено на законных основаниях, в соответствии с договором N ОАО-НТО-Г3-173-0028, в связи с чем распоряжение в указанной части является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, создавая препятствия к осуществлению предпринимательской деятельности.
Отзыв на апелляционную жалобу от Администрации в материалы дела не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
24.12.2015 между предпринимателем (владелец) и Администрацией (уполномоченный орган) был заключен договор N ОАО-НТО-ГЗ-173-0028 на размещение НТО согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - договор), согласно которому уполномоченный орган предоставляет, а владелец принимает сроком на 5 лет место для размещения нестационарного торгового объекта, площадью 10 кв.м., в соответствии с паспортом НТО (пункт 1.1 договора).
Тип торгового объекта: павильон. Местоположение НТО установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: ул. Б. Цемента, д. 6 (пункты 1.2, 1.3 договора).
В силу пункта 3.2.10 договора по истечении срока действия договора владелец обязан освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации и передать в течение трех рабочих дней уполномоченному органу по акту приема-передачи.
Распоряжением главы администрации Октябрьского административного округа от 18.08.2021 N 636 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества" в соответствии с пунктом 8 Порядка выноса движимого имущества в перечень самовольно размещенного движимого имущества, подлежащего выносу, был включен НТО, принадлежащий заявителю.
Срок для добровольного выноса НТО был установлен до 27.08.2021.
Полагая действия Администрации по включению НТО в перечень самовольно размещенного движимого имущества, а также намерение принудительного выноса последнего незаконными и неправомерными, предприниматель обратился с соответствующим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции, исходил из недоказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого распоряжения законодательству и нарушении этим распоряжением прав и законных интересов заявителя, поскольку срок действия договоров на размещение НТО истек, действующие правоустанавливающие документы для размещения НТО у предпринимателя отсутствуют.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 15.11.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ не усматривает оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Принятый на территории муниципального образования город Омск Порядок N 1812-п определяет процедуру размещения НТО на территории г. Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации г. Омска при разработке схемы размещения НТО на территории г. Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение НТО на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения НТО на территории г. Омска.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 1812-п аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, срок размещения которого составляет до 1 года включительно, проводится согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, срок размещения которого составляет более 1 года, проводится в электронной форме.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 1812-п нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В силу пункта 10 Постановления N 1812-п самовольно установленный нестационарный торговый объект - нестационарный торговый объект, размещенный без соблюдения указанного постановления.
Согласно пункту 9 Постановления N 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, являются Администрации административных округов г. Омска, которые в соответствии с пунктом 49 данного нормативного акта осуществляют контроль за соблюдением Постановления N 1812-п при размещении и эксплуатации нестационарных торговых
Срок размещения НТО с типом киоск, павильон, торговая галерея не может превышать 5 лет (пункт 45 Постановления N 1812-п).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на момент принятия оспариваемого распоряжения, действующий договор на размещение НТО у предпринимателя отсутствовал, так как договор N ОАО-НТО-ГЗ-173-0028 был заключен сроком на 5 лет, действовал до 24.12.2020 (включительно).
Пролонгация договора на размещение нестационарного торгового объекта ни законом, ни в рассматриваемом случае договором не предусмотрена.
В силу пункта 3.2.10 договора Предприниматель обязан по истечении срока действия договора освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации и передать в течение трех рабочих дней администрации округа по акту приема-передачи.
Однако предприниматель в нарушение условий договора не вынес НТО, занимаемое место Администрации не передал.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, поскольку срок договора истек, а иные правовые основания для размещения НТО у предпринимателя отсутствуют, то с момента истечения срока договора N ОАО-НТО-ГЗ-173-0028 (с 25.12.2020) НТО полагается размещенным в отсутствии на то правовых оснований, то есть незаконно.
Постановление Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п утверждено Положение о порядке выноса движимого имущества в городе Омске" (Положение N 95-п).
В силу пункта 4 Положения N 95-п выявление самовольно размещенного движимого имущества осуществляют уполномоченные структурные подразделения Администрации города Омска - администрации административных округов города Омска.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 95-п каждый случай выявления самовольно размещенного движимого имущества оформляется актом, в котором указываются:
- сведения о земельном участке либо сведения о месте размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов;
- дата, время составления акта;
- наименование структурного подразделения Администрации города Омска, подготовившего акт;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), составившего (составивших) акт;
- место нахождения выявленного объекта;
- сведения о признаках нарушений, о лицах (если такие установлены), допустивших выявленные нарушения, статьи и пункты нормативного правового акта, требования которого нарушены;
- сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом лиц, присутствовавших при выявлении объекта, их подписи или отказ от подписи и другие сведения;
- сведения о наличии или отсутствии возможности перемещения движимого имущества без нарушения целостности конструкций.
Приложением к акту является фотографический материал проверяемого участка и расположенных на нем объектов, а также в случае составления акта в отношении нестационарного торгового объекта карта-схема территории в радиусе 20 м от центральной точки места размещения самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, выполненная на адресном плане города Омска (далее - карта-схема).
Акт в течение трех рабочих дней с момента его составления направляется в правоохранительные органы для установления лица, самовольно разместившего движимое имущество, и для решения вопроса о привлечении указанного лица к административной ответственности.
На основании составленных актов администрации административных округов города Омска готовят планы выноса и (или) демонтажа движимого имущества на территории соответствующих административных округов города Омска, которые размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска (пункт 5.1 Положения N 95-п).
Выносу и (или) демонтажу подлежит выявленное самовольно размещенное движимое имущество (пункт 6 Положения N 95-п).
Согласно пункту 8 Положения N 95-п на основании акта администрации административных округов города Омска готовят распоряжение главы администрации административного округа города Омска с учетом размещенных в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска окружных планов выноса и (или) демонтажа движимого имущества. В случае издания Распоряжения в отношении нестационарного торгового объекта приложением к Распоряжению является карта-схема.
В Распоряжении указываются, в том числе, срок, в который должно быть добровольно вынесено и (или) демонтировано самовольно размещенное движимое имущество, составляющий не более 10 календарных дней и срок, в который выносятся и (или) демонтируются нестационарные торговые объекты, самовольно размещенные в пределах территории, указанной в карте-схеме, определяемый в соответствии с абзацем вторым пункта 24-1 настоящего Положения (пункт 9 Положения N 95-п).
Как было выше сказано, 18.08.2021 вынесено распоряжение главы администрации Октябрьского административного округа N 636 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества", в соответствии с которым принадлежащий заявителю павильон расположенный по адресу: ул. Б. Цемента, д. 6 (местоположение НТО установлено относительно ориентира), определен самовольно размещенным объектом.
Данное распоряжение принято на основании акта от 15.06.2021 N 170621/1 с приложением фотоматериалов и схемы расположения объекта на земельном участке.
Пунктами 2 и 3 вышеназванного распоряжения, определен срок добровольного выноса и (или) демонтажа до 27.08.2021, срок принудительного выноса и (или) демонтажа установлен с 30.08.2021 по 06.10.2021.
Следовательно, все предусмотренные Положением N 95-ФЗ процедуры были соблюдены, что свидетельствует о законности принятого распоряжения главы администрации Октябрьского административного округа от 18.08.2021 N 636 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества".
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Коновалова Евгения Анатольевича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 15.11.2021 по делу N А46-16848/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
В.А. Зюков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16848/2021
Истец: ИП КОНОВАЛОВ ЕВГЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОКТЯБРЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА