г. Челябинск |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А07-3005/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Колясниковой Ю.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.11.2021 по делу N А07-3005/2021.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, приняли участие представители:
администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан - Метелева Е.В. (доверенность от 06.04.2021 сроком действия один год, диплом, паспорт);
Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - Иванова Э.А. (доверенность от 29.12.2021 сроком действия по 31.12.2024, диплом, паспорт).
Администрация городского округа город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным представления от 14.01.2021 N 0100-21-06/106.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Гаянова Т.Н. (далее - третье лицо, ИП Гаянова Т.Н).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.11.2021 (резолютивная часть решения объявлена 10.11.2021) в удовлетворении требований отказано (т.2, л.д.63-69).
Управление (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что вывод суда первой инстанции о соответствии действующему законодательству представленных документов (сметы расходов) является необоснованным и опровергается имеющимися в материалах дела документами. Суд не учел, что согласно пункту 2.5.8 Порядка N 548 субъект малого предпринимательства обязан использовать полученную субсидию в соответствии со сметой расходов, являющейся неотъемлемой частью договора о субсидировании. Также в соответствии пунктом 8.3.7 Муниципальной программы от 23.01.2019 N 020 субъект малого предпринимательства обязан использовать полученную субсидию в соответствии со сметой расходов, являющейся неотъемлемой частью соглашения. Таким образом, рассматривая заявки при проведении конкурса на предоставление субсидии субъекту малого предпринимательства, администрацией принята к субсидированию смета расходов ИП Гаяновой Т.Н., согласно которой арендная плата за пользование нежилым помещением указана в размере 67,47 %, вместо предусмотренных подпунктом 2.7.4 Порядка N 548 - 1/3 от общего объема запрашиваемых бюджетных средств. Кроме того, Арбитражный суд Республики Башкортостан принимая представленный отчет о фактическом использовании денежных средств в качестве доказательства обоснованности действий администрации, не принял во внимание, что фактически расходы по арендной плате за пользование нежилым помещением превышают допустимое процентное соотношение от общего объема запрашиваемых бюджетных средств (34% - 33,33%). Арбитражный суд в решении также указал, что единственным основанием для возврата предоставленной субсидии является ее нецелевое использование. При этом согласно пункту 3.23 раздела 3 Порядка N 548 "Порядок предоставления субсидий муниципального образованиям" во исполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок возврата администрациями бюджетных средств в случае нарушения условий ее предоставления. Следовательно, основанием для возврата средств субсидии является не только нецелевое использование средств бюджета, но и нарушение условий, установленных при их предоставлении. Таким образом, при вынесении решения арбитражным судом допущено неоднозначное истолкование и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, не дана надлежащая правовая оценка вышеизложенным фактам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
С учетом мнения представителей сторон и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан в соответствии с приказом Управления от 09.10.2020 N 350 "О назначении внеплановой камеральной проверки в администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан" в период с 30.10.2020 по 20.11.2020 в отношении администрации проведена внеплановая камеральная проверка использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", в ходе которой Управлением установлено нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.7.4 Порядка предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям Республики Башкортостан и монопрофильным муниципальным образованиям Республики Башкортостан (моногородам) для поддержки мероприятий муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, приложенного к государственной программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14.11.2018 N 548 (в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 07.05.2019N 280) (далее - Порядок N 548), подпункта 8.3.4 пункта 8.3 Муниципальной программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городском поселении город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан на 2019 - 2024 годы", утвержденной постановлением администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан от 23.01.2019 N 020: администрацией при рассмотрении заявки и проведении конкурса на предоставление субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства ИП Гаяновой Т.Н. предоставлены субсидии за счет средств федерального бюджета в размере 403 367 руб. 81 коп., не соответствующие предмету субсидирования, а именно: приняты к субсидированию затраты по арендной плате за пользование нежилым помещением составляющие 67,47 % вместо 33,33 % (1/3) от общего объема запрашиваемых бюджетных средств, предусмотренных пунктом 2.7.4 Порядка N 548.
14.01.2021 Управлением вынесено представление N 0100-21-06/106 с требованием в срок до 30.04.2021 устранить нарушение и принять меры по устранению его причин и условий, в том числе:
- по пункту 1 настоящего представления устранить нарушение и принять меры по устранению его причин и условий путем возврата предоставленных средств на лицевой счет Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству по коду бюджетной классификации 82120225527020000150 в целях последующего перечисления в доход федерального бюджета, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу деятельности. О результатах исполнения настоящего Представления следует проинформировать Управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30.04.2021. Также указано на возможность привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в случае невыполнения в установленный срок настоящего представления
Не согласившись с вынесенным представлением Управления, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого ненормативного акта.
Заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
На основании абзаца 4 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства РБ от 14.11.2018 N 548 утверждена государственная программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан", согласно пункту 2.7.4 которой установлено, что предметом субсидирования могут быть любые обоснованные субъектом малого или среднего предпринимательства затраты, направленные на реализацию проекта создания (развития) социального предпринимательства, предусмотренные бизнес-планом проекта, за исключением: оплаты труда; уплаты налоговых платежей и платежей в государственные внебюджетные фонды; погашения кредиторской задолженности, возникшей до момента подачи документов; приобретения легковых автотранспортных средств и мотоциклов; приобретения жилых помещений; оплаты денежных обязательств по сделкам, совершенным с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями или главами крестьянских (фермерских) хозяйств, за исключением денежных обязательств по сделкам купли-продажи транспортных средств, помещений и земельных участков, договорам аренды помещений на срок более 1 года.
Предметом субсидирования могут быть договоры аренды помещения, заключенные на срок более 1 года.
Затраты по арендной плате за пользование нежилыми помещениями не должны составлять более 1/3 от общего объема запрашиваемых бюджетных средств.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением от 12.12.2019 N 957 "О предоставлении субсидии в целях финансового обеспечения части планируемых затрат субъектов социального предпринимательства за счет средств бюджета Российской Федерации ИП Гаяновой Т.Н., Протоколом заседания комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городском поселении город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан на 2019 - 2024 годы от 29.10.2019 ИП Гаянова Т.Н. признана победителем конкурса и получателем субсидии в размере 622 497 руб.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 511-3 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан", постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14.05.2018 N548 "О государственной программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан" на 2019-2024 годы", статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации ИП Гаяновой Т.Н. была предоставлена субсидия в размере 622 497 руб., в рамках муниципальной программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городском поселении город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан 2019 - 2024 годы", утвержденной постановлением администрации от 23.02.2019 N 020 (далее по тексту - муниципальная программа)
12.12.2019 между предпринимателем и администрацией заключено Соглашение (договор) N 003 "О предоставлении из бюджета городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг г. Благовещенск (место заключения соглашения (договора)".
Согласно пункту 8.2.15 муниципальной программы, пункту 4.3.8 соглашения (договор) от 12.12.2019 N 003 "О предоставлении из бюджета городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг г. Благовещенск (место заключения соглашения (договора)" (далее по тексту - соглашение) возврат субсидии производится в случае недостижения показателей результативности получателем субсидии, нарушения условий предоставления субсидии.
В разделе 3 соглашения субсидия предоставляется в соответствии с муниципальной программой при представлении Получателем в администрацию в срок до 30.08.2019 документов, предусмотренных в пункте 8.2.5 программы, а также дополнительных документов в соответствии с перечнем по виду финансовой поддержки, предусмотренным пунктом 8.3.5 программы, подтверждающих факт произведенных получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с программой и настоящим соглашением.
Согласно пункту 8.2.5 муниципальной программы получатель представляет следующие основные документы:
а) заявление на получение финансовой поддержки по форме, утвержденной администрацией (приложение N 4 к муниципальной программе);
б) заверенную копию либо оригинал доверенности с удостоверением подписи лица в случае представления им документов (приложение N 7 к муниципальной программе);
в) заверенный заявителем бланк банковских реквизитов;
г) опись представленных документов в двух экземплярах, один из которых возвращается заявителю с отметкой о приеме документов;
д) план обеспечения финансово-экономической устойчивости на среднесрочную перспективу (для субъектов среднего предпринимательства, относящихся к организациям Республики Башкортостан, определенных согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 26.01.2015 N 68-р);
е) заявление о соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом "О развитии малого и среднею предпринимательства в Российской Федерации", по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса (для хозяйственных обществ, соответствующих условию, указанному в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, которые были созданы в период с I августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом, и зарегистрированных в указанный период индивидуальных предпринимателей, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") (приложение N 10 к муниципальной программе);
ж) заверенные заявителем копии документов, подтверждающих количество действующих рабочих мест на момент подачи документов: штатного расписания, трудовых договоров с работниками и трудовых книжек работников (за исключением индивидуальных предпринимателей, не вступивших в трудовые отношения с работниками).
В соответствии с пунктом 8.3.5 муниципальной программы для получения субсидии, указанной в пункте 8.1.3 настоящего порядка, субъект малого и среднего предпринимательства получатель дополнительно представляет следующие документы:
а) бизнес-проект, составленный в соответствии с требованиями к его содержанию, утверждаемыми нормативным правовым актом Администрации;
б) смету расходов по форме, утверждаемой нормативным правовым актом администрации;
в) проекты контрактов (договоров), счета на оплату в подтверждение суммы запрашиваемых средств;
г) документы, подтверждающие вложение собственных средств субъекта малого и среднего предпринимательства в размере не менее 15% от суммы запрашиваемых средств:
- заверенные заявителем копии договоров, счетов на оплату;
- документы, подтверждающие факт оплаты: заверенные заявителем копии кассовых чеков или платежных поручений с отметкой банка;
- документы, подтверждающие факт исполнения обязательств: заверенные заявителем копии товарных чеков, или товарных накладных, или актов приема-передачи товара (-ов), и (или) актов выполненных работ (услуг).
По сделкам, осуществленным с индивидуальными предпринимателями, являющимися налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также с организациями и индивидуальными предпринимателями, находящимися в отдаленных и труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в которых наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт могут осуществляться без применения контрольно-кассовой техники, в качестве документов, подтверждающих вложение собственных средств, субъекты малого предпринимательства представляют:
- заверенные копии договоров;
- заверенные копии товарных накладных, актов приема-передачи товара (- ов) и (или) актов выполненных работ (услуг);
- заверенные копии товарных чеков, или бланков строгой отчетности, или квитанций, или иных документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу; услугу), при этом указанные документы должны содержать следующие сведения (реквизиты) продавца (исполнителя): наименование документа; порядковый номер документа и дату его выдачи; наименование организации (для юридического лица) или фамилию и инициалы (для индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика; наименование и количество оплаченных приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумму оплаты; должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, его личную подпись; печать (при ее наличии).
Согласно разделу 1 соглашения N 003:
1.1) предметом соглашения является предоставление из бюджета городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан субсидии на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в муниципальных образованиях за счет субсидий, выделенных из Бюджета Республики Башкортостан:
1.1.1) в целях предоставления финансовой поддержки в целях финансового обеспечения части планируемых затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с развитием и поддержкой малого и среднего предпринимательства (далее - субсидия);
1.1.2) в целях реализации ИП Гаянова Т.Н. следующих проектов (мероприятий): предоставление финансовой поддержки в целях финансового обеспечения части планируемых затрат субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 2.1 соглашения N 003 субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными администрации, как получателю бюджетных средств бюджета городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, по кодам классификации расходов бюджетов Республики Башкортостан (далее - КБК) на цели, указанные в разделе 1 соглашения N 003, в размере 622 497 руб. по КБК, в том числе:
597 845 руб. 84 коп. - за счет средств федерального бюджета
12 201 руб. 19 коп. - за счет средств бюджета Республики Башкортостан;
12 449 руб. 97 коп. - за счет средств бюджета муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан.
Согласно разделу 3 соглашения N 003:
3.1) субсидия предоставляется в соответствии с муниципальной программой от 23.01.2019 N 020:
3.1.1) на цели, указанные в разделе 1 соглашения N 003;
3.1.2) при предоставлении ИП Гаянова Т.Н. в Администрацию: в срок до 20.12.2019 документов, предусмотренных в пункте 8.2.5 муниципальной программы от 23.01.2019 N 020, а также дополнительных документов в соответствии с перечнем по виду финансовой поддержки, предусмотренным пунктом 8.3.5 муниципальной программы от 23.01.2019 N 020, подтверждающих факт произведенных ИП Гаянова Т.Н. затрат, на возмещение которых предоставляется Субсидия в соответствии с муниципальной программой от 23.01.2019 N 020 и соглашением N 003;
3.1.3) при соблюдении иных условий.
Согласно представленным к проверке документам ИП Гаянова Т.Н. представила в администрацию документы для получения финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: заявление на получение финансовой поддержки; доверенность с удостоверением подписи доверенного лица, реквизиты расчетного счета компании, без отметки о заверении ИП Гаяновой Т.Н.; опись представленных документов; заверенные ИП Гаяновой Т.Н. копии документов, подтверждающих количество действующих рабочих мест на момент подачи документов: штатное расписание от 01.08.2019 N 4, трудовые договора 06.11.2018, трудовые книжки; смета расходов, в соответствии с приложением N 5 к муниципальной программе от 23.01.2019 N 020; Бизнес-план, в соответствии с приложением N 6 к муниципальной программе от 23.01.2019 N020.
Согласно разделу 6 Бизнес-плана ИП Гаяновой Т.Н. для реализации проекта необходимы денежные средства в размере 971 178 руб., в том числе средства субсидии 622 497 руб.
Платежным поручением от 20.12.2019 N 800001 администрацией предоставлена субсидия ИП Гаяновой Т.Н. в размере 622 497 руб.
Судом установлено, что выделение предпринимателю субсидии произведено на основании представленных ею документов, предусмотренных муниципальной программой, соглашением (договором) от 12.12.2019 N 003 и соответствующих действующему законодательству. Также соблюдены иные условия предоставления субсидии, согласно разделу 3 соглашения.
Согласно оспариваемому представлению администрации вменяется нарушение, выразившееся в принятии к субсидированию затрат по арендной плате за пользование нежилым помещением, составляющие 67,47% вместо предусмотренных подпунктом 2.7.4 Порядка 33,33% (1/3) от общего объема запрашиваемых бюджетных средств.
Из пояснений представителя Управления, данных в судебном заседании, следует, что нецелевое использование бюджетных средств администрации не вменяется, а вменяется нарушение условий предоставления субсидии, а именно: согласно смете расходов ИП Гаяновой Т.Н. субсидию планировалось направить, в том числе, на расходы по арендной плате (сентябрь 2019 года - август 2020 года) в размере 420 000 руб., что составляет 67,47 % или более 1/3 от общего объема запрашиваемых бюджетных средств. Администрацией при рассмотрении заявки и проведении конкурса на предоставление субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства ИП Гаяновой Т.Н. при утверждении сметы расходов об арендной плате за пользование нежилым помещением, приняты к субсидированию затраты, составляющие 67,47% вместо 33,33% (1/3) от общего объема запрашиваемых бюджетных средств.
Между тем, согласно предоставленным ИП Гаяновой Т.Н. отчетам о фактическом использовании полученных денежных средств и сохранении рабочих мест за 1-4 кварталы 2020 года затраты по арендной плате за пользование нежилым помещением составили 34% от общего объема запрашиваемых бюджетных средств.
Доказательств обратного либо превышения затрат до 67,47% Управлением в материалы дела не представлено.
Соответствующий довод подателя жалобы об ошибочности вывод суда первой инстанции о соответствии действующему законодательству представленных документов (сметы расходов), отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащий материалам дела.
На основании оценки условий соглашения N 003 от 12.12.2019, государственной программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан" и анализа представленных в материалы дела документов, в том числе отчетов о фактическом использовании полученных денежных средств, судом установлено целевое использование выделенных бюджетных средств, фактически затраты по арендной плате за пользование нежилым помещением составили 34% от общего объема запрашиваемых бюджетных средств.
Коллегия судей апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что разница в 0,67% (34% - 33,33%) расходов об арендной плате за пользование нежилым помещением, от общего объема запрашиваемых бюджетных средств, является незначительной.
Более того, согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права). При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Статьей 28 Бюджетного кодекса определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Таким образом, единственным основанием для возврата предоставленной субсидии является ее нецелевое использование.
Довод жалобы о том, что основанием для возврата средств субсидии является не только нецелевое использование средств бюджета, но и нарушение условий, установленных при их предоставлении, отклоняется, поскольку возврат субсидии возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
В статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Аналогичное понятие содержалось в ранее действовавшей статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Таким образом, факт целевого использования средств Управлением не оспорен, заявленный для целей получения субсидии проект реализован, договор сторонами не расторгнут, нарушение иных условий предоставления субсидии Управлением не доказано, оснований для возврата предоставленных средств (субсидии) не установлено.
Учитывая, что оспариваемое представление возлагает на заявителя необоснованную обязанность принимать меры по возврату предоставленных средств, указывает на возможность привлечения к административной ответственности в случае невыполнения представления, ненормативный акт признается нарушающим права и законные интересы заявителя.
Вынесенное Управлением представление от 14.01.2021 N 0100-21-06/106 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подлежит признанию недействительным.
При рассмотрении спора судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на подателя жалобы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд и судебные расходы по апелляционной жалобе управления не распределяются.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.11.2021 по делу N А07-3005/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
Ю.С. Колясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3005/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ГОРОД БЛАГОВЕЩЕНСК МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: УФК по РБ
Третье лицо: Гаянова Т Н