г. Чита |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А19-14369/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 сентября 2021 года по делу N А19-14369/2021 по исковому заявлению областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН: 1023801542412, ИНН: 3800000252, 664009, Иркутская область, город Иркутск, улица Ширямова, 54) к Администрации Ангарского городского округа (ОГРН: 1153850021797, ИНН: 3801131762, 665830, Иркутская область, город Ангарск, квартал 63, дом 2), третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа (ОГРН: 1153850023249, ИНН: 3801131931, 665830, Иркутская область, город Ангарск, квартал 59, дом 4) об обязании произвести перерасчет арендной платы,
(суд первой инстанции - Е.В. Рукавишникова),
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Администрации Ангарского городского округа (далее - ответчик, администрация) об обязании привести расчет арендной платы по договорам аренды земельных участков, заключенным между ОГУЭП "Облкоммунэнерго" и Администрацией Ангарского городского округа, а именно: по Договору аренды N 113/2018 от 21.05.2018 г. по Договору аренды N 224/2018 от 24.10.2018 г. по Договору аренды N 242/2018 от 26.11.2018 г. по Договору аренды N 269/2016 от 21.11.2016 г. по Договору аренды N 29/2019 от 31.01.2019 г по Договору аренды N 3/11-59 от 17.02.2011 г. по Договору аренды N 3/11-90 от 31.05.2011 г. по Договору аренды N 3/11-91 от 31.05.2011 г. по Договору аренды N 339/2017 от 01.11.2018 г. по Договору аренды N 340/2017 от 11.05.2018 г. по Договору аренды N 341 /2017 от 01.11.2018 г. по Договору аренды N 342/2017 от 11.05.2018 г. по Договору аренды N 348/2017 от 01.11.2018 г. по Договору аренды N 3811 от 10.11.2005 г. по Договору аренды N 3812 от 10.11.2005 г. по Договору аренды N 4751 от 15.01.2007 г. по Договору аренды N 4887 от 15.03.2007 г. по Договору аренды N 4890 от 14.03.2007 г. по Договору аренды N 4891 от 15.03.2007 г. по Договору аренды N 4892 от 15.03.2007 г., по Договору аренды N 5731 от 19.05.2008 г. по Договору аренды N 5764 от 27.05.2008 г. по Договору аренды N 5765 от 27.05.2008 г. по Договору аренды N 5777 от 29.05.2008 г. по Договору аренды N 5778 от 29.05.2008 г. по Договору аренды N 5779 от 29.05.2008 г. по Договору аренды N 58/2018 от 01.11.2018 г. по Договору аренды N 6185 от 20.11.2008 г. по Договору аренды N 6209 от 11.02.2009 г. по Договору аренды N 6210 от 11.02.2009 г. по Договору аренды N 6211 от 11.02.2009 г. по Договору аренды N 6247 от 11.02.2009 г. по Договору аренды N 6248 от 11.02.2009 г. по Договору аренды N 66/2016 от 15.04.2016 г. по Договору аренды N 67/2016 от 15.04.2016 г. по Договору аренды N 68/2016 от 15.04.2016 г. по Договору аренды N 76/2016 от 28.04.2016 г. по Договору аренды N 79/2016 от 28.04.2016 г. по Договору аренды N 80/2016 от 28.04.2016 г. по Договору аренды N 8973 от 28.11.2012 г., по Договору аренды N 5729 от 19.05.2008 г.; в соответствии с требованиями пункта 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 г., пункта 2 Приказа Министерства экономического развития РФ от 22 сентября 2011 г. N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" по формуле Sзу х 1,5% от кадастровой стоимости, но не более Sзу х 3,76.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа (далее - третье лицо, комитет).
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении иска отказано.
В обосновании суд указал, что в Иркутской области расчет платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, производится на основании Постановления Правительства Иркутской области от 01.12.2015 N 601-пп "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена". Доводы истца основаны на неверном применении норм материального права.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23.09.2021 г. по делу N А19-143 69/2021 полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ОГУЭП "Облкоммунэнерго" к администрации Ангарского городского округа об обязании привести расчет арендной платы по договорам аренды земельных участков, заключенным между ОГУЭП "Облкоммунэнерго" и администрацией Ангарского городского округа, а именно:
по Договору аренды N 113/2018 от 21.05.2018 г.
по Договору аренды N 224/2018 от 24.10.2018 г.
по Договору аренды N 242/2018 от 26.11.2018 г.
по Договору аренды N 269/2016 от 21.11.2016 г.
по Договору аренды N 29/2019 от 31.01.2019 г
по Договору аренды N 3/11-59 от 17.02.2011 г.
по Договору аренды N 3/11-90 от 31.05.2011 г.
по Договору аренды N 3/11-91 от 31.05.2011 г.
по Договору аренды N 339/2017 от 01.11.2018 г.
по Договору аренды N 340/2017 от 11.05.2018 г.
по Договору аренды N 341 /2017 от 01.11.2018 г.
по Договору аренды N 342/2017 от 11.05.2018 г.
по Договору аренды N 348/2017 от 01.11.2018 г.
по Договору аренды N 3811 от 10.11.2005 г.
по Договору аренды N 3 812 от 10.11.2005 г.
по Договору аренды N 4751 от 15.01.2007 г.
по Договору аренды N 4887 от 15.03.2007 г.
по Договору аренды N 4890 от 14.03.2007 г.
по Договору аренды N 4891 от 15.03.2007 г.
по Договору аренды N 4892 от 15.03.2007 г.
по Договору аренды N 5729 от 19.05.2008 г.
по Договору аренды N 5731 от 19.05.2008 г.
по Договору аренды N 5764 от 27.05.2008 г.
по Договору аренды N 5765 от 27.05.2008 г.
по Договору аренды N 5777 от 29.05.2008 г.
по Договору аренды N 5778 от 29.05.2008 г.
по Договору аренды N 5779 от 29.05.2008 г.
по Договору аренды N 58/2018 от 01.11.2018 г.
по Договору аренды N 6185 от 20.11.2008 г.
по Договору аренды N 6209 от 11.02.2009 г.
по Договору аренды N 6210 от 11.02.2009 г.
по Договору аренды N 6211 от 11.02.2009 г.
по Договору аренды N 6247 от 11.02.2009 г.
по Договору аренды N 6248 от 11.02.2009 г.
по Договору аренды N 66/2016 от 15.04.2016 г.
по Договору аренды N 67/2016 от 15.04.2016 г.
по Договору аренды N 68/2016 от 15.04.2016 г.
по Договору аренды N 76/2016 от 28.04.2016 г.
по Договору аренды N 79/2016 от 28.04.2016 г.
по Договору аренды N 80/2016 от 28.04.2016 г.
по Договору аренды N 8973 от 28.11.2012 г.
в соответствии с требованиями пункта 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 г., пункта 2 Приказа Министерства экономического развития РФ от 22 сентября 2011 г. N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении "земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" по формуле S3y х 1,5% от кадастровой стоимости, но не более S3y х 3,76.
Полагает, что размер арендной платы за пользование земельными участками, по которым между участниками спора заключены договоры аренды, использующиеся для эксплуатации объектов систем электроснабжения, с 1 марта 2015 г. не может превышать размер арендной платы, установленный для соответствующих земельных участков, находящихся в федеральной собственности, поэтому неверен вывод суда о необходимости применения к спорным правоотношениям по расчету платы за пользование земельными участками Постановления Правительства Иркутской области от 01.12.2015 г. N 601-пп "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
Считает, что истцом выбран надлежащий способ защиты права, поскольку внесение арендной платы арендатором по договору предусмотрена в размере, рассчитанном арендодателем в направленном Сводном расчете по арендной плате за земельные участки на 2021 г., который не согласован арендатором, следовательно, для защиты нарушенного права арендатор имеет право обратиться в суд с иском об обязании ответчика привести расчет арендной платы в соответствии с требованиями пункта 5 Постановления Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 г., пункта 2 Приказа Министерства экономического развития РФ от 22 сентября 2011 г. N 507.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2022 года судебное заседание отложено до 10 февраля 2022 года.
На апелляционную жалобу истца поступили отзывы ответчика и третьего лица, в которых они считают, что решение Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14369/2021 об обязании произвести перерасчет арендной платы является законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 09.12.2021, 15.01.2022.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Ходатайство истца об отложении судебного заседания в связи с возможностью урегулирования спора между сторонами оставлено без удовлетворения, поскольку апелляционному суду поступили отзывы, из которых таких обстоятельств не усматривается.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) заключены договоры аренды земельных участков N 113/2018 от 21.05.2018 г., N 224/2018 от 24.10.2018 г., N 242/2018 от 26.11.2018 г., N 269/2016 от 21.11.2016 г., N 29/2019 от 31.01.2019 г., N 3/11-59 от 17.02.2011 г., N 3/11-90 от 31.05.2011 г., N 3/11-91 от 31.05.2011 г., N 339/2017 от 01.11.2018 г., N 340/2017 от 11.05.2018 г., N 341 /2017 от 01.11.2018 г., N 342/2017 от 11.05.2018 г., N 348/2017 от 01.11.2018 г., N 3811 от 10.11.2005 г., N 3812 от 10.11.2005 г., N 4751 от 15.01.2007 г., N 4887 от 15.03.2007 г., N 4890 от 14.03.2007 г., N 4891 от 15.03.2007 г., N 4892 от 15.03.2007 г., N 5731 от 19.05.2008 г., N 5764 от 27.05.2008 г., N 5765 от 27.05.2008 г., N 5777 от 29.05.2008 г., N 5778 от 29.05.2008 г., N 5779 от 29.05.2008 г., N 58/2018 от 01.11.2018 г., N 6185 от 20.11.2008 г., N 6209 от 11.02.2009 г., N 6210 от 11.02.2009 г., N 6211 от 11.02.2009 г., N 6247 от 11.02.2009 г., N 6248 от 11.02.2009 г., N 66/2016 от 15.04.2016 г., N 67/2016 от 15.04.2016 г., N 68/2016 от 15.04.2016 г., N 76/2016 от 28.04.2016 г., N 79/2016 от 28.04.2016 г., N 80/2016 от 28.04.2016 г., N 8973 от 28.11.2012 г., N 5729 от 19.05.2008 г.
В обоснование иска истец указал следующее.
18.01.2021 в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" поступил Сводный расчет по арендной плате за земельные участки на 2021 год, подготовленный КУМИ администрации АГО, по земельным участкам, предоставленным администрацией Ангарского городского округа ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в аренду.
Вместе с тем, способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации установлены Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009).
В соответствии с пунктом 5 указанного Постановления арендная плата в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения линий электропередачи, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики.
Пунктом 2 Приказа Министерства экономического развития РФ от 22 сентября 2011 г. N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" ставка арендной платы установлена - 1,5 % от кадастровой стоимости и не должна превышать предельную ставку - для Иркутской области 3,76 руб.
Размер арендной платы, указанный в представленном ответчиком истцу Сводном расчете по арендной плате за земельные участки на 2021 год, по мнению истца, не соответствует Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и Приказу Минэкономразвития РФ от 22 сентября 2011 г. N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)". В представленных расчетах арендная плата превышает установленный размер.
Истец полагает, что размер арендной платы для ОГУЭП "Облкоммунэнерго" за пользование земельными участками, предоставленными для размещения объектов электросетевого хозяйства, должен соответствовать формуле:
Sзу х 1,5% от кадастровой стоимости, но не более Sзу х 3,76,
где:
Sзу - площадь земельного участка
3,76 - предельная ставка арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей).
Конкретные размеры арендной платы приведены истцом в представленном Расчете цены иска.
Для урегулирования спора в досудебном порядке ОГУЭП Облкоммунэнерго" обратилось в адрес председателя КУМИ с просьбой произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства за 2018-2020 годы.
В ответ письмом N 1760 от 16.03.2021 председатель КУМИ известил об отсутствии оснований для перерасчета, ссылаясь на то, что упомянутые в обращениях ОГУЭП "Облкоммунэнерго" Постановления Правительств РФ являются лишь ориентиром при утверждении ставок арендной платы публичными образованиями и применяются только в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
15.04.2021 г. ОГУЭП Облкоммунэнерго" обратилось в адрес мэра Ангарского городского округа с просьбой произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как указал сам истец, в ответ им было получено письмо N 2/07-2885 от 30.04.2021, по содержанию совпадающее с ответом КУМИ администрации АГО. Истец указал, что несмотря на изложенные в письмах обстоятельства, прочие публичные образования Иркутской области данный перерасчет производят, что подтверждает сложившуюся практику применения законодательства в области регулирования отношений по оплате за арендуемые земельные участки.
Изложенное послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
По своей правовой природе заключенный сторонами договор является договором аренды земельного участка, правовое регулирование которого осуществляется нормами параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, главы 4 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В рассматриваемом случае отношения сторон регулируются заключенным гражданско-правовым договором - договором аренды земельного участка, отношения сторон не являются публичными, не основаны на принципе власти и подчинения, что исключает возможность рассмотрения заявленного требования в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отношения сторон регулируются нормами гражданского законодательства, а также условиями заключенного договора.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, согласно пункту 5 которого арендная плата в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения линий электропередачи, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики.
При этом в пункте 1 названных Правил содержится указание на то, что Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Приказа Министерства экономического развития РФ от 22 сентября 2011 г. N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" ставка арендной платы установлена - 1,5 % от кадастровой стоимости и не должна превышать предельную ставку - для Иркутской области 3,76 руб.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, в обоснование иска истец указал, что размер арендной платы для ОГУЭП "Облкоммунэнерго" за пользование земельными участками, предоставленными для размещения объектов электросетевого хозяйства, должен соответствовать формуле:
Sзу х 1,5% от кадастровой стоимости, но не более Sзу х 3,76,
где:
Sзу - площадь земельного участка
3,76 - предельная ставка арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей).
Вместе с тем, как правильно указывает суд первой инстанции, из указанных норм следует, что данные ставки применимы при расчете арендной платы только за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности Российской Федерации.
Из земельного законодательства следует, что земельные участки могут являться частной собственностью (граждан и организаций), государственной собственностью Российской Федерации (федеральная собственность), государственной собственностью субъекта Российской Федерации, собственностью муниципальных образований (муниципальная собственность). Кроме того, существуют земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из всех представленных истцом в материалы дела договоров аренды земельных участков, ни один из земельных участков не является государственной собственностью Российской Федерации (федеральной собственностью), в связи с чем установленные законодательством ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), применению при расчете размера арендной платы за спорные земельные участки не подлежат.
Предоставленные по договорам аренды земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В Иркутской области расчет платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, производится на основании Постановления Правительства Иркутской области от 01.12.2015 N 601-пп "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доводы истца основаны на неверном применении норм материального права.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы по тем же мотивам, что и суд первой инстанции. Апелляционный суд полагает, что произвести расчет по указываемым истцом нормативным актам оснований не имеется при наличии принятого в установленном порядке нормативного акта Иркутской области. Вопрос же о соответствии установленных им ставок федеральному законодательству не может являться предметом рассмотрения в рамках настоящего спора применительно к заявленным требованиям. Более того, арбитражные суды не наделены полномочиями по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов. Доказательств оспаривания указанного постановления Правительства Иркутской области в установленном порядке в материалах дела не имеется.
Также апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Как правильно указывает суд первой инстанции, относимые к данному спору обстоятельства могут быть исследованы в процессе рассмотрения предъявленных в установленном законом порядке допустимых требований, в частности, о соответствующем изменении договора аренды (ст. ст. 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации) либо о взыскании с арендодателя излишне уплаченных арендных платежей в случае, если такие платежи имели место, а арендатор считает их уплаченными излишне на основании тех обстоятельств, которые приведены в обоснование рассматриваемого иска. Кроме того, эти обстоятельства могут быть исследованы и в случае указания на них в качестве соответствующего возражения против требования арендодателя о взыскании арендной платы.
Способы защиты гражданских прав определены ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Эта статья указывает, в том числе на иные способы, предусмотренные законом.
Исходя из смысла данной нормы, определенное нарушенное право может быть защищено только тем способом, который предусмотрен в законе. При этом под способами защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных или оспоренных прав.
Поскольку правоотношения сторон возникли из договора аренды, обстоятельства, относящиеся к правомерности определения размера арендной платы, подлежат судебной оценке в рамках спора, касающегося исполнения сторонами обязательств по этому договору, условиями которого определяется объем обязанностей арендатора, либо о рассмотрении спора о взыскании задолженности, либо при рассмотрении спора о взыскании неосновательно полученной суммы арендной платы. Оспаривание размера арендной платы посредством предъявления самостоятельного иска в арбитражном суде законом не предусмотрено.
Исходя из характера возникших между сторонами правоотношений, арендатор вправе требовать защиты своих прав и законных интересов путем предъявления материально-правового требования, а не путем требования об обязании арендодателя произвести перерасчет арендной платы.
Если истец считает (а иного не установлено) свои права нарушенными тем, что по договору аренды земельного участка он будет вынужден производить перечисление денежных средств в виде арендной платы в размере, соответствующем расчету ответчика, то есть в большем размере, чем то следует из его - истца, расчета, приведенного в обоснование иска, то избранный истцом способ защиты нарушенного права признается арбитражным судом ненадлежащим, так как этот способ сам по себе непосредственно восстановление нарушенных или оспариваемых прав не влечет; рассмотрение спорного вопроса, при наличии соответствующих оснований, должно выступать предметом иного требования либо процессуальным возражением против соответствующего требования противоположной стороны.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что иск не обоснован и удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 сентября 2021 года по делу N А19-14369/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Н.В.Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14369/2021
Истец: Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго"
Ответчик: Администрация Ангарского городского округа
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа