город Томск |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А03-9165/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Бородулиной И.И. |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Павлюк Т.В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Коротоякский элеватор" (N 07АП-11287/2021) на решение от 18.10.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-9165/2021 (судья Музюкин Д.В.) по заявлению акционерного общества "Коротоякский элеватор" к Отделению по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 09.06.2021 N 21- 1827/3110,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Гачман Валерий Владимирович.
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Коротоякский элеватор": Кандауров Н.А. по доверенности от 10.02.2021 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Коротоякский элеватор" (далее - АО "Коротоякский элеватор", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Отделению по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Гачман Валерий Владимирович (далее - Гачман В.В.)
Решением от 18.10.2021 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что вина АО "Коротоякский элеватор" в не предоставлении документов отсутствует.
Согласно пункту 30 обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 за 2017 (утвержден 12.07.2017) отказ акционерного общества в представлении информации о заключенных им гражданско-правовых договорах акционерам, владеющим в совокупности менее 25 процентов голосующих акций, не является основанием для привлечения общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Истек срок на привлечение АО "Коротоякский элеватор" к административной ответственности.
Банк в отзыве, представленных в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "Коротоякский элеватор" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителей Банка и третьего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Сибирском федеральном округе Банка России проведена проверка сведений, изложенных в обращениях Гачмана Валерия Владимировича от 20.04.2021 N ОЭ-43212, ОЭ43237 от 19.03.2021 и N ОЭ-62712 по вопросу соблюдения АО "Коротоякский элеватор" требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах к порядку предоставления информации о деятельности общества по требованиям акционера от 11.02.2021 и 29.03.2021.
В ходе проверки установлено, что Гачман В.В. в соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) направил в адрес общества требования от 11.01.2021 и от 29.03.2021 о предоставлении следующих документов (информации):
1.1 свидетельство о государственной регистрации юридического лица - ОА "Коротоякский элеватор",
1.2 бухгалтерская отчетность:
- за 1 квартал 2020 года (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах);
- за 2 квартал 2020 года (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах);
- годовая бухгалтерская отчетность за отчетный 2020 год,
1.3 заключение аудитора по итогам проверки годовой бухгалтерской отчетности за отчетный 2019 год; за отчетный 2020 год,
1.4 договоры займа, отраженные в строке 1190 "Прочие внеоборотные активы" бухгалтерского баланса, составленного на отчетную дату - 31.12.2020,
1.5 правоустанавливающие документы на каждый объект недвижимого имущества, принадлежащий обществу на праве собственности или ином праве,
1.6 в отношении объектов недвижимого имущества (кроме земельных участков):
- свидетельство о государственной регистрации права;
- выписка из ЕГРН (при отсутствии свидетельства о государственной регистрации права);
- кадастровый план земельного участка,
1.7 заключенные между обществом и любыми физическими/юридическими лицами договоры долгосрочной аренды/субаренды на объекты недвижимости и другие обременения, включая обременение залогом и/или долговыми обязательствами, иные ограничения по использованию объектов недвижимости,
1.8 документы, выдаваемые Бюро технической инвентаризации (БТИ), на каждое здание (помещение), принадлежащее обществу на праве собственности или ином праве:
- технические паспорта на здания/помещения (выписки из технических планов БТИ);
- поэтажные планы;
- экспликации к поэтажным планам,
1.8 бизнес-план развития компании (если он был утвержден) с указанием планируемой выручки от реализации, себестоимости, чистой прибыли, потребности в оборотном капитале, капитальных вложениях (по годам),
2.1 расшифровки следующих статей бухгалтерского баланса на отёчную дату - 31.12.2020:
2.1.1 оборотно-сальдовая ведомость (сводная) по всем счетам на 31.12.2020;
2.1.2 расшифровка основных средств на 31.12.2020 с указанием наименования, инвентарных номеров, первоначальной стоимости, остаточной стоимости на последнюю отчетную дату, суммы начисленной амортизации с приложением отчета, который показывает дату постановки основных средств на баланс (в программе 1C - отчет по основным средствам);
2.1.3 расшифровка остатков по счетам 08 и 07 бухгалтерского учета по состоянию на 31.12.2020;
2.1.4 расшифровка "Финансовых вложений строка 1170" (с указанием следующих данных: наименование организации, ОГРН, доля участия в организации с приложением бухгалтерской отчетности на 31.12.2020 и на 31.12.2019 по данной организации);
2.1.5 расшифровка на 31.12.2020 (в табличной форме из бухгалтерской программы) по счетам 10, 11, 41, 43 бухгалтерского учета;
2.1.6 расшифровка добавочного капитала;
2.1.7 расшифровка дебиторской задолженности на 31.12.2020 с указанием дебитора, суммы задолженности, даты возникновения, даты погашения, суммы задолженности на последнюю отчетную дату, характера задолженности (текущая, просроченная, безнадежная). Расшифровке подлежат суммы с задолженностью более 5% от общей суммы дебиторской задолженности;
2.1.8 расшифровка кредиторской задолженности с указанием кредитора, суммы задолженности, даты возникновения, даты погашения, суммы задолженности на последнюю отчетную дату, характера задолженности (текущая, просроченная, безнадежная). Расшифровке подлежат суммы с задолженностью более 5% от общей суммы кредиторской задолженности;
2.1.9 расшифровка кредитов и займов компании с указанием кредитора (займодавца), суммы кредита (займа), даты выдачи, даты погашения, процентной ставки, суммы задолженности на 31.12.2020;
2.1.10 расшифровка отложенных налоговых обязательств на 31.12.2020;
2.1.11 расшифровка оценочных обязательств на 31.12.2020,.
2.2 сведения об амортизационных отчислениях и капитальных вложениях (по годам) за 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годы;
2.3 сведения об основных потребителях и поставщиках общества (с указанием: для юридических лиц: наименование, ИНН, ОГРН; для индивидуальных предпринимателей: Ф.И.О., ИНН, ОГРНИП; для физических лиц - Ф.И.О.),
2.4 информация о номенклатуре и объемах реализуемой продукции (работ, услуг) в натуральном и стоимостном выражении за 2017, 2018, 2019, 2020 годы, структуре себестоимости (по видам продукции, работ, услуг), информация о производительной мощности переработки, емкости хранения элеватора и складов,
2.5 информация о наличии/отсутствии обременений и иных ограничений в отношении долей общества, в том числе обременение залогом и/или долговыми обязательствами, с приложением копий подтверждающих документов.
Рассмотрев требования от 11.02.2021 и от 29.03.2021, общество письмами от 24.02.2021 N 38 и от 06.04.2021 N 81 отказало в предоставлении запрашиваемых документов, предложив Гачману В.В. предоставить подтверждение владения 41,84% акций общества.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении заявителя протокола об административном правонарушении от 25.05.2021 N ТУ-01-ЮЛ21-1827/1020-1 и вынесения постановления от 08.06.2021 N 21- 1827/3110, которым АО "Коротоякский элеватор" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности и признания совершенного правонарушения малозначительным.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 15.19 КоАП РФ непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом названного административного правонарушения является порядок представления информации, предусмотренной нормативными актами.
Объективную сторону образует непредставление информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, нарушение порядка и сроков представления этой информации, а также представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут быть должностные лица и юридические лица.
Субъективная сторона может быть выражена в виде умысла или неосторожности.
Акционер общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке (пункт 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 91 Закона об акционерных обществах общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 Закона.
Пунктом 3 статьи 91 Закона об акционерных обществах предусмотрено, что по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем одним процентом голосующих акций общества, непубличное общество помимо доступа к информации и документам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если иное не предусмотрено уставом общества или акционерным соглашением, сторонами которого являются все акционеры общества, обязано обеспечить такому акционеру (акционерам) доступ к иным документам, обязанность хранения которых предусмотрена пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона, за исключением документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.
Пунктом 5 этой же статьи установлено, что по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем 25 процентами голосующих акций общества, общество обязано обеспечить доступ к следующим документам:
1)протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);
2) документы бухгалтерского учета.
Дополнительные требования к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Закона об акционерных обществах, и порядку предоставления копий таких документов, установлены Указанием Банка России от 22.09.2014 N 3388-У (далее - Указание N 3388-У).
Пунктом 3 Указания N 3388-У предусмотрено, что предоставление документов акционерного общества может осуществляться в форме предоставления документов для ознакомления в помещении исполнительного органа общества (по адресу места нахождения исполнительного органа общества) (далее - ознакомление с документами) и (или) в форме предоставления копий документов (далее - получение копий документов). Форма предоставления доступа к документам определяется правомочным лицом.
АО "Коротоякский элеватор" является эмитентом ценных бумаг.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 устава общества, утвержденного общим собранием акционеров общества (протокол от 13.05.2016 N 1), уставный капитал общества составляет 44 280 рублей и состоит из 44 280 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая.
Согласно информации, предоставленной регистратором общества - акционерным обществом "Специализированный регистратор "КОМПАС" по состоянию на 23.03.2021, Гачман В.В. является владельцем 6 747 штук обыкновенных акций общества, что составляет 15,24% голосующих акций общества.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Гачман В.В. вправе получать информацию о деятельности общества, знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке, а общество обязано обеспечить акционеру доступ по его требованию к документам с учетом положений Закона об акционерных обществах.
При обращении акционера с требованием о предоставлении документов Законом об акционерных обществах, Указанием Банка России N 5182-У не предусмотрена обязанность акционера предоставлять выписку из реестра акционеров в случае, если его права на акции учитываются в реестре акционеров общества.
Отсутствие выписки из реестра акционеров при предъявлении требования не является основанием для отказа акционеру в предоставлении запрошенной информации.
Гачман В.В. на момент рассмотрения требований являлся акционером общества, что заявителем не оспорено, АО "Коротоякский элеватор" не могло отказать ему в предоставлении документов (для представления которых не требуется обладание акционером определенным количеством акций) по причине отсутствия сведений, подтверждающих статус акционера.
АО "Коротоякский элеватор" неправомерно отказало третьему лицу в предоставлении во исполнение требований от 11.02.2021 и от 29.03.2021 заверенных копий следующих документов: 1) свидетельства о государственной регистрации юридического лица; 2) бухгалтерской отчетности за 1, 2 кварталы 2020 года (бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах); 3) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный 2020 год; 4) заключения аудитора по итогам проверки годовой бухгалтерской отчетности за отчетный 2019 год, отчетный 2020 год; 5) документов, выдаваемых бюро технической инвентаризации (БТИ) на каждое здание (помещение), принадлежащее обществу на праве собственности или ином праве: технические паспорта на здания/помещения (выписки из технических паспортов БТИ); поэтажные планы; экспликации к поэтажным планам; 6) бизнес-плана развития компании с указанием планируемой выручки от реализации, себестоимости, чистой прибыли, потребности в оборотном капитале, капитальных вложениях (по годам); 7) сведений об основных потребителях и поставщиках общества (с указанием: для юридических лиц: наименование, ИНН, ОГРН; для индивидуальных предпринимателей: Ф.И.О., ИНН, ОГРНИП; для физических лиц: Ф.И.О.).
Письмом от 06.04.2021 N 77 общество подтвердило, что у него имеются документы, указанные в требовании Гачмана В.В. от 11.02.2021, в связи с чем суд первой инстанции отклонял довод общества о том, что на момент получения требований не могло предоставить Гачману В.В. документы (аудиторское заключение за 2020 год и годовую бухгалтерскую отчетность за 2020 год) в связи с их отсутствием.
Требования Гачмана В.В., которыми у АО "Коротоякский элеватор" истребовались документы (информация), непредставление которых вменяется обществу в оспариваемом постановлении, получены обществом 12.02.2021 и 29.03.2021 и подлежали исполнению не позднее 24.02.2021 и 07.04.2021 соответственно.
При вынесении постановления административным органом учтен факт того, что обращение Гачмана В.В. (вх. N ОЭ-62712 от 20.04.2021) содержало информацию, что общество при подготовке к проведению годового общего собрания акционеров общества по итогам 2020 года предоставило ему документы: годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за отчетный 2020 год; заключение аудитора по итогам проверки годовой бухгалтерской отчетности за отчетный 2019 год, отчетный 2020 год.
Предоставление Гачману В.В. каких-либо документов после пропуска установленного законом срока исполнения требований акционера о предоставлении документов, в том числе в рамках подготовки к проведению годового общего собрания акционеров или во исполнение надзорных писем, не отменяет факты допущенных нарушений требований законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.
Общество, при условии отсутствия в его распоряжении каких-либо документов, не сообщало об этом в соответствии с требованиями пункта 21 Указания Банка России N 5182-У в ответ на требования Гачмана В.В.
Также общество в ответ на требования Гачмана В.В. не отказывало последнему на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 91 Закона об акционерных обществах в доступе к каким-либо документам в связи с их размещением на сайте fedresurs.ru, как того требует пункт 9 статьи 91 названного Закона и пункт 31 Указания Банка России N 5182-У.
Аудиторское заключение за 2020 год датировано 29.03.2021 и размещено на сайте fedresurs.ru 31.03.2021, то есть после получения обществом требований Гачмана В.В. На момент получения второго требования Гачмана В.В. (29.03.2021) в обществе имелось аудиторское заключение за 2020 год, и оно не было размещено на сайте fedresurs.ru.
Отказы общества в предоставлении Гачману В.В. документов (информации), направленные последнему письмами от 24.02.2021 N 38 и от 06.04.2021 N 81, с указанием на необходимость предоставления подтверждения наличия у Гачмана В.В. статуса акционера общества, являются неправомерными, что образует состав административного правонарушения, вменяемого обществу в постановлении.
Документы, непредставление которых Гачману В.В. в установленный законом срок вменяется обществу в постановлении, подлежат в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 91 Закона об акционерных обществах представлению по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем одним процентом голосующих акций общества. Следовательно, обществу не требовалось располагать сведениями о владении Гачманом В.В. более чем 1% акций АО "Коротоякский элеватор" для представления ему документов, непредставление которых последнему в установленный законом срок вменяется обществу в постановлении.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях заявителя объективной стороны правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 15.19 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В пункте 16.1 постановления от 20.11.2008 N 60 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Обществом не представлено в суд доказательств, подтверждающих надлежащее принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, каких-либо препятствий для соблюдения законодательства не установлено.
При таких обстоятельствах вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, является установленной. Существенные процессуальные нарушения, исключающие возможность всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, административным органом не допущены, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен. Срок давности привлечения к ответственности, установленный в статье 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Доводы о пропуске срока давности привлечения общества к административной ответственности, судами отклонены, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Дата совершения административного правонарушения, допущенного обществом - 25.02.2021 и 08.04.2021.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления 09.06.2021 годичный срок давности привлечения заявителя к административной ответственности не истек.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не установлено.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
Правонарушение, совершенное обществом, не может быть признано малозначительным, поскольку существенную угрозу интересам, охраняемым Законом об акционерных обществах, представляет собой не только пренебрежительное отношение юридического лица к публично-правовым обязанностям, которые возложены на него законодательством, но и фактическое ограничение права доступа акционера к документам общества, предоставленного указанным законом.
Исходя из размера санкции, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации за невыполнение требований законодательства о предоставлении информации акционерам, законодатель придает особое значение соблюдению порядка и сроков предоставления информации, предусмотренной федеральными законами.
Отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не свидетельствуют об исключительности обстоятельств совершения вменяемого правонарушения. Состав правонарушения, квалифицируемого по статье 15.19 КоАП РФ, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.
Доказательства, подтверждающие отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 Кодекса, в материалы дела не представлены, следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что данное правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное, признается судом апелляционной инстанции правильным.
Отсутствуют правовые основания для снижения размера административного штрафа, подлежащего взысканию за совершенное правонарушение, на основании статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что назначенное административным органом наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. является адекватным и соразмерным правонарушению, совершенному Обществом.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, повторяют позицию по делу и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дела не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.10.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-9165/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Коротоякский элеватор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-9165/2021
Истец: АО "Коротоякский элеватор"
Ответчик: Центральный банк РФ в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления ЦБ РФ
Третье лицо: Гачман Валерий Владимирович, Сибирское главное управление отделение по Алтайскому краю