г. Пермь |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А60-49973/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Борзенковой И.В.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ФГКУ "1026 Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации,
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 23 ноября 2021 года по делу N А60-49973/2021,
принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению ФГКУ "1026 Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6661014571, ОГРН 1026605231850)
к ШУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623)
о признании недействительными решения,
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ "1026 Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.07.2021 N 075S19210020091.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2021, принятым в порядке упрощенного производства, (резолютивная часть от 17.11.2021), на основании части 1 статьи 48 АПК РФ произведена замена заинтересованного лица ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области на ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области. Заявленные требования удовлетворены частично. Решение Управления о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.07.2021 N 075S19210020091 признано недействительным в части привлечения учреждения к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере, превышающем 9 200 руб. Суд обязал ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГКУ "1026 Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить полностью. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так отмечает, что с 01.01.2012 в Управлении Федерального казначейства по Свердловской области закрыт лицевой счет ФГКУ "1026 центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора военного округа" Министерства обороны Российской Федерации и оно зачислено на финансовое обеспечение без права открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства (учреждениях Центрального банка Российской Федерации, кредитных организациях) в Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области.
Между ФГКУ "1026 центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора военного округа" Министерства обороны Российской Федерации (заказчик) и ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" (исполнитель) заключен договор на обслуживание от 10.01.2012 N 177, согласно которому исполнитель по поручению заказчика обязуется осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части и других воинских частей (подразделений), состоящих при ней на обеспечении, в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном Министерством обороны.
Как следует из письма от 01 июля 2021 года исх. N 6824/2 заместителя начальника федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" (далее также - ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО"), в соответствии с договором на обслуживание от 10.01.2012 N 177 и дополнительного соглашения от 15.05.2012 N 1 отчет по форме СЗВ-СТАЖ за ФГКУ "1026 ЦГСЭН" МО РФ представляется ведущим экономистом отдела (по расчетам с личным составом) ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО" Цыбаловым Е.В. Таким образом, в силу указанного договора на обслуживание и дополнительного соглашения представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении ФГКУ "1026 ЦГСЭН" МО РФ является обязанностью ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО". ФГКУ "1026 ЦГСЭН" МО РФ действий (бездействий) по представлению сведений по форме СЗВ-СТАЖ в органы Пенсионного фонда Российской Федерации не совершало, следовательно, объективная сторона состава правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования отсутствует. Кроме того, поскольку у ФГКУ "1026 ЦГСЭН" МО РФ отсутствовала возможность для соблюдения требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за нарушение которых частью 3 статьи 17 названного Федерального закона предусмотрено применение финансовых санкций, имеются основания полагать, что вина Учреждения в совершении вменяемого правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования отсутствует.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, при проверке представленных страхователем сведений Управлением установлено, что в нарушение установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срока представления сведений в отношении ФГКУ "1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год данные сведения поступили в Управление 3 марта 2021 года.
По данному факту 16.06.2021 составлен акт N 075S18210017915 о выявлении правонарушения совершенного ФГКУ "1026 ЦГСЭН" в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и 14.07.2021 вынесено решение N 075S19210020091 о привлечении ФГКУ "1026 ЦГСЭН" МО РФ к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовых санкций в сумме 92 000 руб.
Согласно требованию от 04.08.2021 учреждению предложено добровольно уплатить сумму финансовых санкций в срок до 23 августа 2021 года.
Считая решение Управления неправомерным, учреждение обратилось в суд с заявление о признании решения от 14.07.2021 N 075S19210020091 недействительным.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из законности привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Между тем, принимая во внимание формальный характер состава правонарушения, учитывая несоразмерность суммы штрафа характеру и тяжести совершенного правонарушения, отсутствие негативных последствий нарушения, совершение правонарушения впервые, незначительный период просрочки (один день), а также социальную значимость учреждения, суд посчитал возможным снизить размер подлежащего взысканию штрафа до 9 200 руб.
Заявитель по доводам жалобы настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статей 198, 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) учреждение является страхователем по данному виду страхования, и согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений".
Согласно приложению 1 "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ - выбирают один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", согласно Приложению 2 форма ОДВ-1 подается с одним из следующих кодов: "исходная", "корректирующая", "отменяющая".
При заполнении формы отчета СЗВ-СТАЖ, согласно пункту 2.1.5 Постановления, в позиции "тип сведений" знаком "Х" отмечается тип представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не принимаются.
На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Понятие страхователя в целях Закона N 27-ФЗ дано в четвертом абзаце статьи 1 указанного Закона, а именно страхователи - юридические лица.
Так, из статьи 1 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете следует, что страхователями признаются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 указанной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, а Пенсионный фонд РФ, на основании статьи 16 Федерального закона N 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Заявитель согласно выписке из ЕГРЮЛ, представленной в материалы дела, является юридическим лицом, зарегистрирован в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Екатеринбурга (регистрационный номер 075031000445, дата регистрации в качестве страхователя 31.10.1991, дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения, - 21.10.2008).
Таким образом, на основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", учреждение является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
Сам по себе факт заключения договора на обслуживание N 177 от 10.01.2012 с ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Свердловской области" не свидетельствует о передаче последнему полномочий страхователя в сфере обязательного пенсионного страхования.
Как следует из материалов дела, сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ, представлены в Управление 03.03.2021, то есть с пропуском установленного срока.
Факт допущенного правонарушения подтвержден актом о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Сумма штрафа соответствует предусмотренной Законом санкции. Порядок привлечения к ответственности заявителем соблюден.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 ноября 2021 года по делу N А60-49973/2021, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49973/2021
Истец: АНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "1026 ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ