г. Челябинск |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А76-36088/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.12.2021 по делу N А76-36088/2021.
В судебном заседании принял участие представитель Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Эпельман Е.Б. (паспорт, доверенность от 30.12.2021 N 208, диплом).
Акционерное общество "Бюджет" (далее - АО "Бюджет") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к государственному учреждению -Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) (далее - Фонд) с заявлением о признании недействительными: решения от 15.07.2021 N 740721200037605 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части суммы 145 руб. 66 коп., решения от 15.07.2021 N 740721200037606 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения в размере 145 руб. 66 коп.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.12.2021 заявленное требование удовлетворено: решения от 15.07.2021 N 740721200037605 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части суммы 145 руб. 66 коп, N 740721200037606 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения в размере 145 руб. 66 коп. признаны недействительными.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 03.12.2021 отменить.
В обоснование доводов жалобы Фонд указывает, что средний дневной заработок по Закону N 255-ФЗ, исходя из среднего заработка, для расчета пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком застрахованного лица - Киселевой Т. С. составил: (заработок за 2018 год - 175 539,66 рублей + заработок за 2019 год- 206 112,76 рублей) = 381 652,42/730 = 522,81 рублей.
По расчету Фонда пособие по Закону N 255-ФЗ:
- размер пособия за 8 календарных дней ноября 2020 года по Закону N 255-ФЗ: 522,81 рублей * 8 = 4182,48 рублей;
- расчет пособия за 2 календарных дня декабря 2020 года по Закону N 255-ФЗ: 522,81 рублей * 2 = 1045,62 рублей;
- расчет пособия за 2 календарных дня декабря 2020 года (за дни, следующие за десятым) по Закону N 255-ФЗ: 522,81 рублей * 50% * 2 дня нетрудоспособности =522,81 рублей.
- размер пособия за декабрь 2020 года по Закону N 255-ФЗ составит: 1045,62 рублей+522,81 рублей = 1568,43 рублей.
При расчете среднего дневного заработка в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона N 104-ФЗ получается за ноябрь: 12 130*1.15/30 = 464, 98 рублей; декабрь: 12 130*1,15/31 = 449, 98 рублей.
Размер пособия по Закону N 104-ФЗ: 464, 98 * 8 дней ноября 2020 года = 3719,84 рублей - ноябрь 2020 года; 449,98 рублей * 4 дня декабря 2020 года = 1799,92 рублей - декабрь 2020 года.
При сравнении расчетов пособия по ФЗN 104 и ФЗ N 255 Фонд считает необходимо выбирать наибольшие значения, в связи с чем получается, что размер пособия, который, в соответствии с законодательством, следовало исчислить застрахованному лицу 5982,40 рублей.
Размер пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком застрахованному лицу, исчисленный страхователем, составил 6128,06 рублей. Расхождение составило 145,66 рублей (6128,06 рублей - 5982,40 рублей).
Апеллянт указывает, что пособие по временной нетрудоспособности за период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно выплачивается застрахованному лицу в размере, исчисляемом исходя из минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, в случае, если указанное пособие, исчисленное в соответствии с положениями Закона N 255-ФЗ, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении АО "Бюджет" была проведена камеральная проверка правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" за период с 01.11.2020 по 31.12.2020, по результатам которой был составлен акт камеральной проверки N 740721200037603 от 17.06.2021.
По результатам проверки приняты решения от 15.07.2021:
- N 740721200037605 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которым не приняты к зачету расходы в сумме 145 руб. 66 коп;
- N 740721200037606 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, которым частично выделена страхователю сумма 179 098 руб. 55 коп., отказано в выделении средств в сумме 145 руб. 66 коп.
Заявитель в заявлении в суд оспорил решения от 15.07.2021:
- N 740721200037605 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части суммы 145 руб. 66 коп.
- N 740721200037606 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения в размере 145 руб. 66 коп.
Заявитель просил обязать Фонд восстановить нарушенные права заявителя.
Арбитражный суд первой инстанции, проверив расчет, пришел к выводу, что Фонд неверно исчислил размер пособия.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Согласно статье 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Частью 3 статьи 7 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается:
при лечении ребенка в амбулаторных условиях - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за последующие дни в размере 50 процентов среднего заработка;
при лечении ребенка в стационарных условиях - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
С 01.04.2020 вступил в действие Закон N 104-ФЗ, которым были утверждены Особенности исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка.
Статьей 1 Закона N 104-ФЗ определено, что пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое за период с 01.04.2020 по 31.12.2020 на основании Закона N 255-ФЗ, в расчете за полный календарный месяц не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.
Минимальный размер оплаты труда с 01.01.2020 установлен в сумме 12 130 руб. (Федеральный закон от 27.12.2019 N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").
Таким образом, с 01.04.2020 пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное в соответствии с Законом N 255-ФЗ, за полный календарный месяц не должно быть меньше федерального МРОТ, независимо от стажа и фактического заработка застрахованного лица.
Действие Закона N 104-ФЗ распространяется на все страховые случаи, независимо от причины нетрудоспособности.
В рассматриваемой ситуации заявитель выплатил пособие своему работнику (Киселевой Т. С.) в связи с необходимостью осуществления ухода за больным ребенком.
Спор между сторонами относительно правильности примененного Фондом арифметического порядка для расчета оспариваемых сумм отсутствует.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что основанием для отказа Фондом в принятии к зачету и возмещении указанных расходов за счет средств Фонда послужил вывод о неправильном исчислении страхователем расчета застрахованному лицу (Киселевой Т.С.) пособия по обязательному социальному страхованию страхователем законодательства РФ, что привело, по мнению Фонда, к переплате пособий за счет средств Фонда социального страхования РФ.
Расчеты среднего дневного заработка и минимального размера дневного пособия, которые не оспариваются сторонами, произведены в соответствии со следующими алгоритмами:
1). Средний дневной заработок (по Закону N 255-ФЗ) застрахованного лица - Киселевой Т.С. составил: 522,81 руб. (заработок за 2018 год - 175539,66 рублей + заработок за 2019 год - 206112,76 рублей) = 381652,42 / 730 = 522,81).
2). Минимальный размер дневного пособия (по Закону N 104-ФЗ) в декабре 2020 года, с учетом районного коэффициента, составляет 449,98 руб. (12130 руб. (МРОТ) х 1,15 (районный коэффициент) : 31 (дни в декабре)).
Как уже было указано выше, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период), пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается, в частности, при лечении ребенка в амбулаторных условиях - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за последующие дни в размере 50 процентов среднего заработка.
Согласно ч. 1.1. ст. 14 Закона N 255-ФЗ, в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, установленного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, установленному с учетом этих коэффициентов.
В рассматриваемой ситуации АО "Бюджет" исчислило пособие следующим образом:
- за 10 дней - в размере 100% среднедневного заработка своего работника (522,81 х 10) = 5 228,10 руб.;
- за 11 и 12 день - в размере минимального размера дневного пособия (449,98 х 2) = 899,96 руб., так как 50% среднедневного заработка (522,81 : 2 = 261,41) меньше, чем минимальный размер, предусмотренный Законом N 104-ФЗ;
- итого: 6 128 руб. 06 коп.
Фонд произвел расчет пособия следующим образом:
- за 8 дней ноября (с 23.11.2020 по 30.11.2020) - в размере 100% среднедневного заработка своего работника (522,81 х 8) = 5 228,10 руб.;
- за 4 дня декабря (с 01.12.2020 по 04.12.2020) в размере минимального размера дневного пособия (449,98 х 4) = 1 799,92 руб., так как, по расчету Фонда, размер пособия по Закону N 255-ФЗ будет меньше ((522,81 х 2) + 261,41 х 2))=1568, 44 руб.
Разногласия Фонда и общества о порядке расчета пособий состоят в том, что, так как девятый и десятый день временной нетрудоспособности приходится на начало нового месяца, Фонд считает необходимым начиная с 9 дня расчет пособия произвести из минимального размера дневного пособия умноженного на количество дней.
Между тем, вариант расчета пособия, предлагаемый Фондом, не соответствует пункту 1 статьи 1 Закона N 104-ФЗ, поскольку в Законе N104-ФЗ указан только порядок расчета минимального пособия (в зависимости от количества дней в месяце, размер минимального дневного пособия будет варьироваться), а не основание для различного расчета пособия в зависимости от того, сколько дней из периода нетрудоспособности попадет на тот или иной месяцы.
В рассматриваемой ситуации застрахованное лицо имеет безусловное право на получение пособия за первые 10 дней в размере 100% среднедневного заработка. В последующие дни, если среднедневной заработок будет меньше минимального размера дневного пособия, такое застрахованное лицо, в силу п. 1 ст. 1 Закона N 104-ФЗ, имеет безусловное право на получение минимального размера дневного пособия.
Тот факт, что девятый и десятый день временной нетрудоспособности приходится на начало нового месяца, не является основанием для иного порядка расчета пособия.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает обоснованными выводы суда первой инстанции, соответственно, расчет, предлагаемый Фондом, подлежит отклонению, как не соответствующий положениям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.12.2021 по делу N А76-36088/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-36088/2021
Истец: АО "Бюджет", ГУ ЧРО ФСС РФ
Ответчик: ГУ ЧРО ФСС филиал N 7