город Томск |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А03-18041/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2022 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Зайцевой О.О.,
Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области (N 07АП-11404/2021) на решение от 29.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-18041/2021 (судья Булахова Е.И.) по заявлению индивидуального предпринимателя Зиновьева Вячеслава Юрьевича (ОГРНИП 304420524600206), г. Кемерово к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (ИНН 5406558540), рп. Колывань об оспаривании решения от 24.06.2021 N 90 об отказе в проведении аукциона, обязании устранить допущенные нарушения.
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании приняли участие представители:
от индивидуального предпринимателя Зиновьева Вячеслава Юрьевича: Амбурцев М.В. по доверенности от 28.06.2021 (на 3 года),
от Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области: Чистаева Е.О. по доверенности от 01.01.2022 (до 31.12.2022).
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Зиновьев Вячеслав Юрьевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Зиновьев В.Ю.) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее - министерство) о признании незаконным решения N 24.06.2021 N 90 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины с кадастровым номером 54:09:020102:1, расположенного в границах земель лесного фонда на территории Каргатского лесничества Новосибирской области, квартал 1-61, площадью 43546 гектаров, цель и вид использования - заготовка древесины, срок использования - 49 лет, в течение 3 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 29.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что основаниями отказа в проведении аукциона послужили обстоятельства отсутствия прохождения кадастрового учета лесного участка как результата его образования и отсутствие лесоустройства (таксации лесов) на испрашиваемом для аукциона участке. Из действующего законодательства следует, что без достоверной таксации лесов, предоставление участка в аренду для заготовки древесины, не допускается.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) у земельного участка с кадастровым номером 54:09:020102:1 граница не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. При проведении аукциона требуется подготовка проектной документации лесного участка (часть 16 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации, далее - ЛК РФ), в которой указываются координаты поворотных точек, то есть границы участка, а также характеристики лесных насаждений, которые указываются на основании материалов таксации. Проектная документация лесного участка является основанием для его образования и кадастрового учета (статья 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ).
Суд первой инстанции обязал министерство устранить допущенные нарушения путем принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины с кадастровым номером 54:09:020102:1 в течение 10 рабочих дней, что противоречит части 3 статьи 78 ЛК РФ и обычаю гражданского оборота, согласно которым уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона в течение одного месяца с момента поступления заявления от заявителя, что оправдано объемом документации, которую необходимо подготовить для проведения аукциона.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), предприниматель с доводами апелляционной жалобы не соглашается, просит состоявшийся судебный акт оставить без изменения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции, Зиновьев В.Ю. с 02.09.2004 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП 304420524600206. Основным видом деятельности является лесозаготовка.
28.05.2021 Зиновьев В.Ю. обратился в министерство с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка с кадастровым номером 54:09:020102:1, расположенного в границах земель лесного фонда на территории Каргатского лесничества Новосибирской области, квартал 1-61, площадью 43546 гектаров, цель и вид использования - заготовка древесины, срок использования - 49 лет.
Решением от 24.06.2021 N 90 министерство отказало в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины по следующим основаниям:
1) испрашиваемый земельный (лесной) участок не прошел государственный кадастровый учет, который осуществляется при образовании объекта недвижимости;
2) испрашиваемый (лесной) земельный участок не имеет лесоустройства.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с судебным актом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения на основании следующего.
На основании части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду (пункт 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ).
Исходя из содержания части 2 статьи 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, частью 1 статьи 74 ЛК РФ (часть 1 статьи 73.1 ЛК РФ).
Согласно части 6 статьи 73.1 ЛК РФ порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ.
Положения, регулирующие порядок подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, закреплены в статье 78 ЛК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 78 ЛК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины.
В случае получения заявления о проведении аукциона решение о проведении аукциона или об отказе в проведении аукциона принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения такого заявления (часть 3 статьи 78 ЛК РФ).
В части 6 статьи 78 ЛК РФ установлено, что решение об отказе в проведении аукциона принимается в следующих случаях: 1. заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другому гражданину или юридическому лицу; 2. заявление о проведении аукциона подано в отношении лесных насаждений, право собственности на которые уже передано другому гражданину или юридическому лицу; 3. заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4. заявление о проведении аукциона подано заявителем, с которым в соответствии с ЛК РФ не может быть заключен договор купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона; 5. заявление о проведении аукциона не соответствует требованиям к порядку и способам подачи или формату такого заявления, установленным в соответствии с частями 4 и 5 статьи 78 ЛК РФ.
Решение об отказе в проведении аукциона, содержащее мотивированное обоснование такого отказа, направляется органом государственной власти или органом местного самоуправления гражданину или юридическому лицу, подавшим заявление о проведении аукциона, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения. Лицо, подавшее заявление о проведении аукциона, вправе обжаловать решение об отказе в проведении аукциона в судебном порядке (часть 7 статьи 78 ЛК РФ).
ЛК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении аукциона.
Суд первой инстанции согласился с доводами заявителя о том, что такие основания для отказа в проведении аукциона, как: испрашиваемый земельный (лесной) участок не прошел государственный кадастровый учет, который осуществляется при образовании объекта недвижимости; испрашиваемый (лесной) земельный участок не имеет лесоустройства; у земельного участка с кадастровым номером 54:09:020102:1 не установлена граница, не предусмотрены Лесным кодексом Российской Федерации.
ИП Зиновьев В.Ю. обратился в министерство с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка с кадастровым номером 54:09:020102:1, находящегося в государственной собственности и прошедшего государственный кадастровый учет, что опровергает доводы министерства о том, что испрашиваемый земельный участок не прошёл государственный кадастровый учёт.
Отсутствие в отношении испрашиваемого лесного участка результатов проведённых лесоустроительных работ также не является основанием для отказа в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка.
По смыслу пункта 5 Лесоустроительной инструкции, утверждённой Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, арендатор лесного участка вправе по своей инициативе провести лесоустроительные работы и таксацию лесов на арендованном лесном участке. Результаты таких работ утверждаются на лесоустроительном совещании. Указанные действия арендатора лесного участка вполне допустимы уже после проведения аукциона и заключения про его итогам договора.
Исходя из того, что при рассмотрении настоящего спора судом не установлены иные препятствия для проведения аукциона, а оспариваемый отказ в проведении аукциона признан недействительным, арбитражный суд полагает, что мерой, гарантирующей восстановление нарушенных прав и законных интересов ИП Зиновьева В.Ю., будет обязание министерства принять решение о проведении аукциона.
Подлежат отклонению ссылки подателя жалобы на то, что суд первой инстанции обязал министерство устранить допущенные нарушения путем принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины с кадастровым номером 54:09:020102:1 в течение 10 рабочих дней, что противоречит части 3 статьи 78 ЛК РФ и обычаю гражданского оборота, согласно которым уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона в течение одного месяца с момента поступления заявления от заявителя, что оправдано объемом документации, которую необходимо подготовить для проведения аукциона.
Материалами дела подтверждено, что 28.05.2021 ИП Зиновьев В.Ю. обратился в министерство с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка с кадастровым номером 54:09:020102:1 для заготовки древесины. Министерством 24.06.2021 принято решение N 90 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины.
Таким образом, судом установлен срок для устранения нарушений, поскольку заявление уже было рассмотрено в установленные сроки и не установлены иные препятствия для проведения аукциона.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о недействительности оспариваемого решения и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-18041/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-18041/2021
Истец: ИП Зиновьев Вячеслав Юрьевич
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии НСО, Седьмой арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11404/2021
24.06.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2325/2022
15.02.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11404/2021
29.09.2021 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-18041/2021