г. Москва |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А41-70675/21 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи В.Н. Семушкиной,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "КАШИРСКИЙ РО" на решение Арбитражного суда Московской области от 11.11.2021 года по делу N А41-70675/21, принятое в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению ООО "КАШИРСКИЙ РО" к СНТ "РОДНИК-3" о взыскании,
УСТАНОВИЛ
ООО "КАШИРСКИЙ РО" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к СНТ "РОДНИК-3" (далее - ответчик) о взыскании 49 928 руб. 10 коп. задолженности и 11 757 руб. 48 коп. неустойки за период с 12.11.2019 по 17.09.2021 и по день фактической оплаты.
Решением суда первой инстанции исковые требования оставлены без удовлетворения.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе общество (далее также - заявитель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "КАШИРСКИЙ РО" является региональным оператором, осуществляющим деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО.
Между ООО "КАШИРСКИЙ РО" ("региональный оператор") и СНТ "РОДНИК3" ("потребитель") был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N КРО-2019-0006975 от 06.06.2019, предметом которого является оказание услуг по приему коммунальных отходов, их сбору, транспортировке и утилизации, а также оплата таких услуг (пункт 1).
Пунктом 2 договора в предусмотрено, что объем коммунальных отходов, а также места их сбора, определяются в соответствии с приложением к договору.
Пунктом 6 договора в предусмотрено, что окончательная оплата оказанных услуг осуществляется потребителем до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
В приложении N 1 к договору стороны согласовали место накопления ТКО: контейнерная площадка по адресу: Московская область, Зарайский район, д. Зименки1, СНТ "Родник-3".
Пунктом 22 договора установлена неустойка за нарушение сроков оплаты услуг в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Неоплата услуг по договору стало поводом для обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств оказания истцом услуг ответчику.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения.
В силу п.1 ч.1 ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно ст.307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу статьи 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
При этом, согласно ст. 781 ГК РФ, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правовое регулирование отношений в данной сфере осуществляется с применением положений постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
В пункте 2 Правил предусмотрено, что контейнерная площадка - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров
В пункте 9 Правил отмечено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 12 Правил, вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом, пунктом 13(1) Правил предусмотрено, что региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра"
В соответствии с пунктом 15 Правил, потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Положениями ст.13.4 федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Судом первой инстанции установлено, что при заключении договора N КРО-2019-0006975 от 06.06.2019, стороны согласовали место накопления ТКО на территории садоводческого товарищества: контейнерная площадка по адресу: Московская область, Зарайский район, д. Зименки-1, СНТ "Родник-3" (л.д. 13).
Истцом не оспаривается, что в период с января 2019 года по июнь 2021 года региональный оператор не осуществлял вывоз ТКО с указанной контейнерной площадки.
Как следует из письма органа местного самоуправления N 141тг-С-1239/21 от 29.10.2021, контейнерная площадка на территории СНТ "Родник-3" включена в реестр контейнерных площадок лишь в ноябре 2021 года.
Согласно представленным истцом актам N 42 от 25.10.2021 и N 44 от 27.10.2021, вывоз ТКО осуществлялся с контейнерных площадок около домов 5 и 25 в д.Зименки.
Согласно представленной ответчиком схеме, указанные контейнерные площадки расположены в 5 км от СНТ "Родник-3".
В спорный период с января 2019 года по июнь 2021 года региональный оператор, заключивший договор с указанием места накопления ТКО в д.Зименки, ни разу не обращался в орган местного самоуправления для согласования места размещения ТКО на указанной площадке.
В апелляционной жалобе заявитель со ссылкой на пункт 16 постановления Правительства N 1156 "об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства от 25.08.2008 N 641" и раздел 5 договора указывает на необходимость составления потребителем акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору.
Поскольку с момента заключения договора в адрес истца уведомления о составлении такого акта о нарушении условий договора с требованиями устранить допущенные нарушения от ответчика не поступало, истец полагает, что предусмотренные договором обязательства по вывозу ТКО им выполнены.
Однако, указанные доводы не подтверждаются материалами дела.
Согласно подпункту "а" пункта 3.1 договора региональный оператор обязан принимать ТКО в месте, которое согласовано в приложении к договору.
Аналогичная обязанность возложена и на потребителя подпунктом "а" пункта 3.3 договора.
Из материалов дела следует, что в связи с тем, что место площадки сбора ТКО, указанное в договоре не соответствует требованиям, предъявляемым к порядку накопления ТКО утвержденными правилами обустройства мест/площадок накопления ТКО, истец письмом от 07.05.2020 N 80 (л.д. 23) уведомил ответчика о необходимости заключения дополнительного соглашения в части указания места (площадки) ТКО : МО г. о. Зарайск, д. Зименки-1, д. 25
На указанное письмо ответчиком по электронной почте был направлен ответ (л.д. 25 оборот-26) об отказе от подписания дополнительного соглашения, поскольку место площадки для вывоза ТКО находится в 5 км. от СНТ "Родник 3". Также в указанном письме ответчик ссылался на нарушение условий договора, связанных с неисполнением обязательства по вывозу мусора с указанного в договоре места и просил считать договор недействительным, в связи с неисполнением истцом своих обязательств.
Пунктом 9.1 договора установлено, что все изменения, которые вносятся в договор кроме положений о размере единого тарифа на услугу регионального оператора, а также норматива накопления ТКО, устанавливаемыми уполномоченными органами исполнительной власти Московской области, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии).
Поскольку дополнительное соглашение с указанием места площадки: МО г. о. Зарайск, д. Зименки-1, д. 25 сторонами в письменном виде подписано не было, изменение условия о месте вывоза ТКО считается несогласованным, следовательно, представленные истцом акты N N 42, 44 от 25.10.2021 о вывозе мусора с площадок около домов 5 и 25 в д.Зименки не могут свидетельствовать об исполнении истцом обязательств по вывозу ТКО с площадки, указанной в договоре.
Учитывая, что региональным оператором не исполнялась обязанность по вывозу ТКО с контейнерной площадки на территории СНТ "Родник-3" (согласованной условиями договора), суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.11.2021 года по делу N А41-70675/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Судья |
В.Н. Семушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-70675/2021
Истец: ООО "КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Ответчик: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "РОДНИК-3"