г. Санкт-Петербург |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А56-62662/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Табаков А.В. по доверенности от 21.09.2021
от заинтересованного лица: Федорова П.А. по доверенности от 10.01.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42259/2021) общества с ограниченной ответственностью "Трилайн" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2021 по делу N А56-62662/2021 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трилайн"
к Балтийской таможне
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трилайн" (далее - ООО "Трилайн", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Балтийской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 22.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10216170/241120/0311163; и об обязании Таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 382161,32 руб.
Решением суда от 05.11.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО "Трилайн" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 05.11.2021, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Обществом были представлены таможенному органу все необходимые документы, подтверждающие заявленную Обществом таможенную стоимость товара, задекларированного по ДТ N 10216170/241120/0311163, что свидетельствует об отсутствии ограничений для применения первого метода определения таможенной стоимости товара, задекларированного по указанной ДТ, в связи с чем решение Таможни от 22.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/241120/0311163, является неправомерным. Податель жалобы также указывает на то, что судом первой инстанции в обжалуемом решении не оценены доводы заявителя.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; представитель Таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках внешнеторгового контракта от 22.09.2020 N 040/VG/2020, заключенного между компанией "VG Trading And Transport CO. LTD", Черногория (продавец) и ООО "Трилайн", Россия (покупатель), на таможенную территорию Евразийского экономического союза на условиях поставки CFR Санкт-Петербург Обществом ввезен и задекларирован по ДТ N 10216170/241120/0311163, товар: "уголь древесный из скорлупы кокосового ореха, прессованный, для кальянов, всего 2500 картонных коробок по 10 упаковок в каждой:
1. Всего 17000 упаковок (с 72 кубиками угля в каждой) в 1700 картонных коробках, производитель: CV SASTRO MOEKTI ОЕТОМО, товарный знак: без тов. знака, марка: без торговой марки, артикул: без артикула, модель: без модели, количество: 17000 шт;
2. Всего 4000 упаковок (с 72 кубиками угля, в виде треугольников, в каждой) в 400 картонных коробках, производитель: CV SASTRO MOEKTI ОЕТОМО, товарный знак: без тов. знака, марка: без торговой марки, артикул: без артикула, модель: без модели, количество: 4000 шт;
3. Всего 4000 упаковок (с 96 кубиками угля в каждой) в 400 картонных коробках, производитель: CV SASTRO MOEKTI ОЕТОМО, товарный знак: без тов. знака, марка: без торговой марки, артикул: без артикула, модель: без модели, количество: 4000 шт", код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 4402900000, вес нетто - 26945 кг, страна происхождения - Индонезия, страна назначения - Россия.
Таможенная стоимость товара определена Обществом в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами и составила 852300 руб., исходя из цены товара 11250 долларов США.
В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС для подтверждения таможенной стоимости Обществом предоставлены при таможенном декларировании, в том числе: коносамент N HLCUSUB200928470 от 11.10.2020 (в формализованном виде); коносамент N SUB200928470 N 18.11.2020 (в формализованном виде); контракт N040/VG/2020 от 22.09.2020 (в формализованном виде); инвойс N 040/VG/2020 от 22.09.2020 (в формализованном виде); ценовая информация внутреннего рынка от 17.01.2020; прайс-лист N б/н от 22.09.2020; экспортная декларация N 070000-001354-20201007-000521 от 08.10.2020; описание товара N б/н от 05.11.2020.
При осуществлении контроля таможенной стоимости товара в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров, заявленных в таможенной декларации, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, а именно:
- в подтверждение заявленных сведений представлены только инвойс, контракт и дополнение к нему; данные документы не обосновывают выявленное отличие стоимости сделки от стоимости аналогичных товаров (в том числе того же производителя), ввезенных иными участниками ВЭД в сопоставимый период времени.
- выявлено значительное расхождение цены сделки товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов.
- непредставление банковских документов о фактической оплате товара иностранному продавцу, не позволяет таможенному органу убедиться в достоверности сведений о стоимости сделки, то есть таможенный орган не имеет возможности проверить окончательный расчёт за товар (по какой цене и на какую сумму), то есть цену фактически уплаченную за товар.
Для подтверждения таможенной стоимости товара, сведения о котором заявлены в ДТ N 10216170/241120/0311163 Таможней направлен Обществу запрос от 04.12.2020 о предоставлении в срок до 04.12.2020 (при выпуске товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС в срок до 23.01.2021) дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости: контракт, дополнительные соглашения и спецификация к контакту, акцептованные сторонами в установленном порядке, в неформализованном виде; инвойс-проформа (инвойс) в неформализованном виде; копия экспортной декларации страны отправления товаров в неформализованном виде (ее заверенный перевод на русский язык); прайс-лист производителя товаров в неформализованном виде; копии платежных поручений банка заверенные в установленном порядке; SWIFT, подтверждающий факт осуществления платежа в пользу иностранного контрактодержателя; ведомость банковского контроля; бухгалтерские документы, отражающие движение денежных средств при исполнении обязательств по предыдущим поставкам в рамках контракта согласно плану счетов организации; план счетов организации; документы по постановке товара на баланс организации согласно плану счетов; страховой полис, платёжные поручения с отметками банка об исполнении по оплате услуг по страхованию; договор реализации товара на внутреннем рынке, платежные поручения свидетельствующие об оплате товара покупателем.
Кроме того, таможенный орган направил заявителю расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, которые необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товара, задекларированного по ДТ N 10216170/241120/0311163.
В соответствии с таможенной распиской от 30.11.2020 ООО "Трилайн" распорядилось денежными средствами, необходимыми для выпуска товара задекларированного по ДТ N 10216170/241120/0311163.
01.12.2020 товар, задекларированный по ДТ N 10216170/241120/0311163, выпущен Балтийским таможенным постом (ЦЭД) в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Письмом от 11.12.2020 ООО "Трилайн" представило в Таможню запрошенные документы и сведения, а именно: информацию об уровне рыночных (мировых) цен на товары того же класса и вида, ценовую информацию внутреннего рынка от 27.11.2020 по товарам тех же характеристик, что и ввозимый товар; контракт N 040/VG/2020 от 22.09.2020, инвойс N 040/VG/2020 от 22.09.2020 в неформализованном виде; копию экспортной декларации N 070000-001354-20201007-000521 от 08.10.2020 страны отправления товаров и ее заверенный перевод на русский язык; план счетов организации; прайс-лист продавца от 22.09.2020 (пояснения об отсутствии возможности предоставить прайс-лист производителя товаров, поскольку у Общества отсутствуют коммерческие взаимоотношения с производителем); а также пояснения о том, что: согласно пункту 4.1 контракта 040/VG/2020 от 22/09/2020 покупатель оплачивает 100% от суммы счета продавца до истечения срока действия контракта", в связи с чем предоставить копии платежных поручений банка заверенные в установленном порядке, подтверждающие факт осуществления платежа в пользу иностранного контрагента Общество не имеет возможности; также Общество пояснило, что не имеет возможности представить бухгалтерские документы по предыдущим поставкам в рамках контракта, поскольку товар ввозился впервые; также представлены: договор реализации товара на внутреннем рынке N ДП/0110/01 от 01.10.2020, спецификация к договору поставки, товарная накладная N 04/12-01 от 04.12.2020, счет-фактура N 04/12-01 от 04.12,2020.
В соответствии с пунктом 15 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенным органом в адрес ООО "Трилайн" направлен запрос от 11.01.2021 о предоставлении в срок до 21.01.2021 дополнительных пояснений по следующим основаниям:
- в соответствии с пунктом 4.1 Контракта Покупатель оплачивает 100% от суммы счета продавца до истечения срока действия Контракта 31.12.2021, вместе с тем, условия предоставления Продавцом товара отсрочки платежа по контракту, не установлены. Запрошены пояснения по данным обстоятельствам, а также документальное подтверждение названным фактам;
- в соответствии с пунктом 2.1 Контракта количество, номенклатура, стоимость товара устанавливается в инвойсах на каждую поставку, являющихся неотъемлемой частью данного контракта. Вместе с тем неформализованный вид инвойса является односторонним документом, не отражающим согласование сторонами сделки существенных ее условий. Запрошены пояснения, а также документы, отражающие акцептование обеими сторонами сделки существенных ее условий в части ассортимента, количества, стоимости товаров, условий их поставки, а также иных условий за не исполнение сторонами сделки которых предусмотрены штрафные санкции (пункт 7 Контракта);
- прайс-лист производителя товаров компании CV SASTRO MOEKTI ОЕТОМО (Индонезия); информацию о торговой наценке продавца по отношению к ввозимым товарам; пояснения о том, что стоимость поставки указанная в экспортной ДТ соответствует стоимости ввозимого товара, при том что продавец не является экспортером по данной поставке;
- пояснения о том, что согласно контракту счет для перечисления денежных средств по контракту открыт в Евро, тогда как стоимость поставки определена в долларах США; представить официальное заключение ТПП о стоимости ввозимых товаров.
Письмом от 19.01.2021 ООО "Трилайн" представило в Таможню запрошенные документы и пояснения, а именно:
- в соответствии с пунктом 4.1 Контракта N 040/VG/2020 "покупатель оплачивает 100% от суммы счета продавца до истечения срока действия Контракта". Срок окончания обязательств по Контракту 31 декабря 2021 года. Стороны договорились, что оплата за товар будет произведена в период, не превышающий срок действия данного внешнеэкономического договора. Согласно пункту 7 "Штрафные санкции": "в случае просрочки оплаты Товара Покупателем, Покупатель обязан заплатить штраф в размере 0,1% от стоимости настоящего Контракта". Данные обязательства возникнут 01 января 2022 года. На сегодняшний день оплата по инвойсу N 040/VG/2020 не осуществлена;
- в соответствии с пунктом 2.1 Контракта N 040/VG/2020 "количество, номенклатура, стоимость Товара устанавливается в инвойсах на каждую поставку, являющихся неотъемлемой частью данного контракта". Предоставляем сканированный вид проформы-инвойса N 040/VG/2020, акцептованной обеими сторонами сделки;
- прайс-лист производителя товаров компании CV SASTRO MOEKTI ОЕТОМО (Индонезия) в распоряжении Общества отсутствует, поскольку у компании нет коммерческих взаимоотношений с производителем. Все товары в рамках контракта N 040/VG/2020 покупаются небольшими партиями у продавца товаров VG Trading and Transport Со Ltd (Черногория);
- информацией о величине торговой наценки продавца по отношению к ввозимым товарам Общество не владеет, поскольку она является коммерческий тайной продавца. Относительно того, что стоимость поставки, указанная в экспортной ДТ полностью соответствует стоимости ввозимого товара, при том, что продавец не является экспортером по данной поставке, Общество пояснило, что по информации, полученной Обществом от продавца в результате письменного запроса в его адрес, это происходит в связи с тем, что VG Trading and Transport Со Ltd закупает уголь из скорлупы кокосового ореха у индонезийского производителя CV SASTRO MOEKTI ОЕТОМО большими и регулярными партиями со скидкой на каждую десятую партию товара, приобретенную в строго оговоренный период времени, что позволяет продавцу осуществлять поставку товара в адрес Общества без торговой наценки на каждую отгружаемую партию/контейнер;
- согласно контракту N 040/VG/2020 счет для перечисления денежных средств в адрес продавца по контракту открыт в Евро (из реквизитов Контракта N040/VG/2020: "IBAN (EUR): МЕ25560005020001291422). Данная договоренность сторон обозначена а бивалютной оговорке Контракта в пункте 4.2: "Оплата за Товар может производиться в ЕВРО. В случае если оплата за товар осуществляется в валюте отличной от валюты контракта, сумма к оплате пересчитывается исходя из соотношения курсов USD и EUR по ЦБ РФ на день оплаты". Дополнительно Общество сообщило, что у Продавца так же открыт счет в долларах США NМЕ25560004050001291346;
- официальное заключение ТПП о стоимости ввозимых товаров не получено Обществом от Продавца товаров в связи с тем, что его предоставление не предусмотрено условиями контракта N 040/VG/2020.
По результатам анализа представленных Обществом документов Таможней 22.01.2021 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/241120/0311163.
Таможенная стоимость товара определена Таможней в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС по резервному методу определения таможенной стоимости с гибким применением метода, предусмотренного статьей 42 ТК ЕАЭС на основании имеющейся у таможенного органа ценовой информации по ДТ N 10216170/081020/0262268.
Не согласившись с указанным решением Балтийской таможни, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Решением суда от 05.11.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. Суд первой инстанции посчитал, что представленные Обществом документы, сведения и пояснения не подтверждают достоверность и полноту проверяемых сведений о таможенной стоимости товара и не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, заявленных в ДТ N 10216170/241120/0311163, в связи с чем пришел к выводу о том, что решение Балтийской таможни от 22.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/241120/0311163, является правомерным.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции от 05.11.2021 подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
Таможенный контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, осуществляется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с главой 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.
Пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 45 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 Кодекса на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (резервный метод - метод 6) в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39, 41 - 44 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
- установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Исходя из изложенного, метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
В соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Как указано в пункте 11 Постановления N 49, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 Таможенного кодекса декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
В пункте 13 Постановления N 49 также разъяснено, что основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что в рамках заключенного с компанией "VG Trading And Transport CO. LTD", Черногория (продавец) внешнеторгового договора от 22.09.2020 N 040/VG/2020 ООО "Трилайн" на таможенную территорию Евразийского экономического союза на условиях поставки CFR Санкт-Петербург ввезен и задекларирован по ДТ N10216170/241120/0311163, товар: "уголь древесный из скорлупы кокосового ореха, прессованный, для кальянов, всего 2500 картонных коробок по 10 упаковок в каждой:
1. Всего 17000 упаковок (с 72 кубиками угля в каждой) в 1700 картонных коробках, производитель: CV Sastro Moekti Оетомо, товарный знак: без тов. знака, марка: без торговой марки, артикул: без артикула, модель: без модели, количество: 17000 шт;
2. Всего 4000 упаковок (с 72 кубиками угля, в виде треугольников, в каждой) в 400 картонных коробках, производитель: CV SASTRO MOEKTI ОЕТОМО, товарный знак: без тов. знака, марка: без торговой марки, артикул: без артикула, модель: без модели, количество: 4000 шт;
3. Всего 4000 упаковок (с 96 кубиками угля в каждой) в 400 картонных коробках, производитель: CV SASTRO MOEKTI ОЕТОМО, товарный знак: без тов. знака, марка: без торговой марки, артикул: без артикула, модель: без модели, количество: 4000 шт", код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 4402900000, вес нетто - 26945 кг, страна происхождения - Индонезия, страна назначения - Россия.
Таможенная стоимость товара определена Обществом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами и составила 852300 руб., исходя из цены товара, указанной в инвойсе N 040/VG/2020 от 22.09.2020 в размере 11250 долларов США.
В подтверждение заявленного метода определения таможенной стоимости Обществом были представлены с ДТ N 10216170/241120/0311163, а также по запросу таможенного органа письмами от 11.12.2020, от 19.01.2021 следующие документы: контракт N 040/VG/2020 от 22.09.2020 в неформализованном виде, инвойс N040/VG/2020 от 22.09.2020 в неформализованном виде; копия экспортной декларации N 070000-001354-20201007-000521 от 08.10.2020 страны отправления товаров и ее заверенный перевод на русский язык; проформа инвойс от 22.09.2020; прайс-лист продавца от 22.09.2020; договор реализации товара на внутреннем рынке N ДП/0110/01 от 01.10.2020, спецификация к договору поставки, товарная накладная N 04/12-01 от 04.12.2020, счет-фактура N 04/12-01 от 04.12,2020 и др. Обществом были также представлены подробные письменные пояснения по запросам таможенного органа от 26.11.2020 и 11.01.2021.
Вопреки выводам таможенного органа и суда первой инстанции, апелляционной коллегией не установлено существенных противоречий в сведениях, содержащихся в представленных Обществом в Таможню и в материалы дела документах, обосновывающих заявленную Обществом таможенную стоимость товара по стоимости сделки.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта N 040/VG/2020 от 22.09.2020 (далее - Контракт) количество, номенклатура, стоимость товара устанавливаются в инвойсах на каждую поставку, являющихся неотъемлемой частью данного Контракта. В полную стоимость товара включена стоимость товара, стоимость упаковки, стоимость доставки до портов, терминалов г. Санкт-Петербурга и Москвы (Россия).
В соответствии с условиями Контракта в инвойсе N 040/VG/2020 от 22.09.2020 сторонами согласован ассортимент, количество товара его цена и общая стоимость (11250 долларов США).
Контракт N 040/VG/2020 от 22.09.2020 и инвойс N040/VG/2020 от 22.09.2020 в неформализованном виде были представлены по запросу Таможни письмом от 11.12.2020 и вопреки доводам таможенного органа, изложенным в оспариваемом решении от 22.01.2021, содержат подписи и печати сторон (л.д.66-69).
По запросу таможенного органа Общество письмом от 19.01.2021 представило в Таможню проформу-инвойс от 22.09.2021, акцептованную сторонами Контракта, сведения проформы-инвойса совпадают со сведениями, указанными в инвойсе N 040/VG/2020 от 22.09.2020 и спорной ДТ.
Относительно установленных Контрактом условий оплаты Общество в письмах от 11.12.2021 и 19.01.2021 давало подробные пояснения о том, что в соответствии с пунктом 4.1 Контракта покупатель оплачивает 100% от суммы счета продавца до истечения срока действия Контракта, то есть до 31.12.2021 (таким образом, срок оплаты по Контракту не наступил). При этом, пунктом 7 Контракта предусмотрена ответственность покупателя за нарушение срока оплаты товара.
В оспариваемом решении от 22.01.2021 таможенный орган ссылается на то, что согласно коммерческому предложению продавца, товары, имеющие различные качественные (форма, размер), количественные (количество штук в упаковке) и технические характеристики (для калауда, для кальяна), имеют одинаковую стоимость - 0,45 долл.США/шт., что противоречит общепринятым принципам формирования цены на товары. Вместе с тем, пояснения по данному обстоятельству таможенным органом у Общества в ходе проверки сведений о таможенной стоимости не запрашивались. При этом таможенным органом не учтено, что вес нетто товарных позиций является одинаковым (независимо от количества и размера штук в упаковке), что определяет одинаковую цену за кг.
Относительно торговой наценки продавца Общество представляло пояснения письмом от 19.01.2021 о том, что информацией о величине торговой наценки продавца по отношению к ввозимым товарам Общество не владеет, поскольку она является коммерческий тайной продавца. Относительно того, что стоимость поставки, указанная в экспортной ДТ полностью соответствует стоимости ввозимого товара, при том, что продавец не является экспортером по данной поставке, Общество пояснило, что по информации, полученной Обществом от продавца в результате письменного запроса в его адрес, это происходит в связи с тем, что VG Trading and Transport Со Ltd закупает уголь из скорлупы кокосового ореха у индонезийского производителя CV SASTRO MOEKTI ОЕТОМО большими и регулярными партиями со скидкой на каждую десятую партию товара, приобретенную в строго оговоренный период времени, что позволяет продавцу осуществлять поставку товара в адрес Общества без торговой наценки на каждую отгружаемую партию/контейнер;
В оспариваемом решении от 22.09.2021 таможенный орган также указывает на то, что в экспортной декларации N 070000-001354-20201007-000521 от 08.10.2020 помимо экспортной стоимости товаров на условиях CFR (поименованной как "NILAI EKSPOR") в размере 11250 долларов США, дополнительно включены расходы по страхованию (поименованные как "ASURANSI") в размере 19,95 долларов США, которые не подтверждены документально и не учтены в таможенной стоимости спорных товаров. Вместе с тем, пояснения по данному обстоятельству таможенным органом у Общества в ходе проверки сведений о таможенной стоимости не запрашивались. Как поясняло Общество в письме от 11.12.2020, спорный товар не страховался ни отправителем, ни получателем. При этом, как видно из экспортной декларации N 070000-001354-20201007-000521 от 08.10.2020 расходы по страхованию, указанные в разделе 37 не повлияли на общую стоимость товара (11250 долларов США), указанную в разделе 51 экспортной декларации.
В пункте 8 Постановления N 49 разъяснено, что таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований ТК ЕАЭС судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Оценив представленные в материалы дела документы и сведения, суд апелляционной инстанции полагает, что вопреки выводам суда первой инстанции, при таможенном декларировании вместе с ДТ N 10216170/241120/0311163, а также по запросам таможенного органа письмами от 11.12.2020 и 19.01.2021 Обществом были представлены все необходимые, имеющиеся в распоряжении декларанта в силу закона и делового оборота документы, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты, подтверждающие в полной мере заявленную в спорной ДТ таможенную стоимость товаров по методу "по стоимости сделки с ввозимыми товарами". Доказательств недостоверности сведений, представленных декларантом и таможенным представителем в подтверждение заявленной таможенной стоимости, судом апелляционной инстанции не установлено. Невозможность использования документов, представленных при таможенном оформлении и по запросу таможни в обоснование таможенной стоимости товара, в их совокупности таможенным органом не подтверждена. Доказательств несоблюдения Обществом установленного 325 ТК ЕАЭС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенным органом не представлено.
Отличие примененной сторонами внешнеторговой сделки цены ввозимых товаров от имеющейся у таможенного органа информации о ценах на однородные ввозимые товары само по себе не свидетельствует о недостоверности заявленных Обществом в ДТ N 10216170/241120/0311163 сведений о таможенной стоимости спорных товаров. Исходя из правовых позиций Постановления N 49, цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле (пункт 10).
В свою очередь, Таможня не представила доказательств, подтверждающих наличие каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, равно как и не доказала невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что вопреки выводам суда первой инстанции, у таможенного органа отсутствовали основания для принятия решения от 22.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/241120/0311163, в связи с чем дополнительно уплаченные Обществом в результате произведенной корректировки таможенной стоимости денежные средства в размере 382161,32 руб. являются излишне уплаченными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению в полном объеме, решение Таможни от 22.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/241120/0311163, подлежит признанию недействительным.
В порядке статьи 201 АПК РФ Таможне надлежит устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 382161,32 руб.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 05.11.2021 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Таможни в пользу Общества подлежат взысканию расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в размере 4500 руб. Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 ноября 2021 года по делу N А56-62662/2021 отменить.
Признать недействительным решение Балтийской таможни от 22.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10216170/241120/0311163.
Обязать Балтийскую таможню устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Трилайн" путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 382161 руб. 32 коп.
Взыскать с Балтийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Трилайн" 4500 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Трилайн" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Северо-Западный банк от 02.12.2021.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-62662/2021
Истец: ООО "ТРИЛАЙН"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6801/2022
14.06.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42259/2021
14.02.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42259/2021
05.11.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-62662/2021