г. Владивосток |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А24-2725/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Гомзиной Анны Руслановны,
апелляционное производство N 05АП-294/2022
на решение от 30.11.2021
судьи Е.Ю. Лебедевой
по делу N А24-2725/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по иску индивидуального предпринимателя Гомзиной Анны Руслановны (ИНН 410103296660, ОГРН 304410120900049)
к Управлению экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4100039190, ОГРН 1214100002786) (правопреемник Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4101027609, ОГРН 1024101028291))
об обязании заключить договор на размещение нестационарного объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в месте, предусмотренной строкой 242 схемы размещения нестационарных объектов,
при участии:
от ИП Гомзиной А.Р.: Фомина Т.В. по доверенности от10.01.2022, сроком действия по 31.12.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер К5005);
от Управления экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения: не явились.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гомзина Анна Руслановна (далее - истец, ИП Гомзина А.Р., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к Управлению экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - ответчик, Управление экономического развития) об обязании заключить договор на размещение нестационарного объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в месте, предусмотренном строкой 242 схемы размещения нестационарных объектов.
Определением суда от 19.07.2021 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение на его правопреемника - Управление экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 30.11.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование своей правовой позиции настаивает на наличии у нее преимущественного права на заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона ввиду того, что предприниматель является субъектом малого предпринимательства и владельцем НТО, местоположение которого соответствует утвержденной схеме размещения НТО.
Управление экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, апелляционный суд при отсутствии возражений представителя апеллянта рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие надлежаще извещенного Управления.
В судебном заседании представитель ИП Гомзиной А.Р. поддержал доводы апелляционной жалобы. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.
07.09.2010 между администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Воронцовой Ларисой Николаевной (Арендатор) заключен договор N 269/10 аренды земли (с учетом соглашения от 13.03.2015), по условиям которого Арендодатель сдал, а Арендатор принял на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010115:90, площадью 137 кв.м., расположенного по адресу (местоположение): участок находится примерно в 60 м по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Виталия Кручины, дом 4; вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; фактическое использование: для эксплуатации временной постройки (объектов некапитального строительства) павильона.
Пунктом 2.1 договора от 07.09.2010 предусмотрено, что настоящий договор действует с 07.09.2010 по 31.03.2020.
По договору от 19.04.2016 об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка права арендатора по договору аренды земельного участка N 269/10 от 07.09.2010 были безвозмездно переданы от Воронцовой Л.Н. открытому акционерному обществу "Камчатское пиво".
Кроме того, 03.03.2020 между управлением и АО "Камчатское пиво" заключен договор N 167, согласно пункту 1.1. которого управление предоставляет обществу право на размещение нестационарного объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания (павильон, универсальный), общей площадью 89,8 кв.м, участок находится примерно в 60 метрах по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ул.В.Кручины, д.4.
07.09.2020 управление направило в адрес общества уведомление N 01-06-01/4319/20 о расторжении договора на основании подпункта 6.3.2 договора, указав, что договор считается расторгнутым с момента получения уведомления о его расторжении.
04.08.2020 ИП Гомзина А.Р. по договору купли-продажи приобрела у акционерного общества "Камчатское пиво", в том числе павильон (универсальный) (нестационарный объект), общей площадью 89,80 кв.м, место размещения на земельном участке: участок находится примерно в 60 метрах по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: улица Виталия Кручины, дом N 4.
27.04.2021 ИП Гомзина А.Р. обратилась в Управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа через службу "Одного окна" с заявлением (вх. N 13-02-02-00/7752/21) о заключении договора на размещение нестационарного объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в месте, предусмотренном строкой 242 схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Письмом от 13.05.2021 N 01-020201/3496/21 Управление экономического развития отказало предпринимателю в заключении указанного договора со ссылкой на пункт 2.5.1 Порядка заключения договора на размещение нестационарного объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания на территории Петропавловск-Камчатского городского округа с субъектами предпринимательской деятельности, имеющими преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания без проведения аукциона, утвержденного постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 08.06.2018 N 1181, в связи с непредставлением документа, подтверждающего преимущественное право предпринимателя на заключение указанного договора. Также Управление экономического развития разъяснило предпринимателю, что представленные правоустанавливающие документы, подтверждающие преимущественное право, оформлены на ОАО "Камчатское пиво".
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим иском, в удовлетворении которого судом отказано.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Как разъяснено в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
В рамках рассматриваемого спора предприниматель настаивает на наличии у нее преимущественного права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона и необоснованном уклонении Управления от заключения названного договора.
Как предусмотрено в части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ установлено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 данного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В этой связи, вопрос порядка предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли, в том числе вопросов срока размещения таких объектов, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
В развитие указанных положений Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа принято Решение от 27.12.2013 N 164-нд "О порядке создания условий для обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания" (далее - Решение N 164-нд).
Частью 3 статьи 4 Решения Думы N 164-нд определено, что размещение нестационарных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности городского округа или на земельных участках, собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа в соответствии с нормативным правовым актом Камчатского края, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи.
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 19.05.2014 N 1136 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов, в пункте 242 которой указан приобретенный ИП Гомзиной А.Р. нестационарный объект - павильон, площадью 89,80 кв.м, расположенный на земельном участке, участок находится примерно в 60 метрах по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: улица Виталия Кручины, дом N 4.
Согласно части 4 статьи 4 Решения Думы N 164-нд правоустанавливающим документом на размещение нестационарного объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или собственность на который не разграничена, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи, являются: 1) договор аренды земельного участка, заключенный в соответствии с земельным и гражданским законодательством Российской Федерации; 2) договор на размещение нестационарного объекта, заключенный в соответствии с настоящим Решением.
В силу части 5 статьи 4 Решения Думы N 164-нд договор на размещение нестационарного объекта заключается Управлением путем проведения торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного объекта с субъектами предпринимательской деятельности, не имеющими преимущественного права на заключение договора на размещение нестационарного объекта, либо без проведения аукциона - с субъектами предпринимательской деятельности, имеющими преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного объекта.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 4 Решения Думы N 164-нд преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного объекта без проведения аукциона имеют субъекты малого или среднего предпринимательства - владельцы нестационарных объектов, местоположение которых соответствует схеме размещения нестационарных торговых объектов и размещенных на момент вступления в силу настоящего Решения на основании правоустанавливающих документов, выданных уполномоченными органами администрации городского округа, срок действия которых не истек (подпункт "а") или истек (подпункт "б").
Порядок заключения договора на размещение нестационарного объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания на территории Петропавловск-Камчатского городского округа с субъектами предпринимательской деятельности, имеющими преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания без проведения аукциона, утвержден постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 08.06.2018 N 1181 (далее - Порядок N 1181).
Согласно пункту 2.1 Порядка N 1181 для заключения договора субъект предпринимательской деятельности, имеющий преимущественное право, предоставляет, в том числе следующие документы:
1) заявление о заключении договора на размещение нестационарного объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания на территории Петропавловск-Камчатского городского округа по форме согласно приложению к Порядку (подпункт 2.1.1);
2) документы, удостоверяющие личность заявителя либо представителя заявителя (оригинал или нотариально заверенная копия) и подтверждающие полномочия лица, обратившегося с заявлением от имени заявителя (оригинал, нотариально заверенная копия или копия доверенности, заверенная в соответствии с частью 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации) (подпункт 2.1.2);
3) копии одного из следующих документов (подпункт 2.1.4):
- правоустанавливающих документов, выданных уполномоченными органами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на основании которых нестационарный объект размещен на момент вступления в силу Решения, срок действия которых не истек;
- правоустанавливающих документов, выданных уполномоченными органами администрации городского округа на основании которых нестационарный объект размещен на момент вступления в силу Решения, срок действия которых истек;
- договоров аренды торговых мест, заключенных с эксплуатирующими рынки и микрорынки организациями до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";
- уведомления о расторжении договора по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 17 статьи 4 Решения.
В соответствии с пунктом 2.5 Порядка N 1181 в заключении договора Управлением отказывается при наличии одного из следующих оснований:
- непредставление документа, который в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Порядка должен представляться в обязательном порядке (подпункт 2.5.1);
- несоответствие требованиям, установленным частью 6 статьи 4 Решения (подпункт 2.5.3);
- подача заявления о заключении договора с нарушением требований, установленных частью 3 статьи 5 Решения (подпункт 2.5.4).
Совокупный анализ вышеприведенных положений Решения N 164-нд и Порядка N 1181 позволяет сделать вывод о том, что, вопреки позиции апеллянта, для заключения договора на размещение НТО в порядке преимущественного права без проведения аукциона субъекту малого или среднего предпринимательства, в том числе, необходимо представить правоустанавливающие документы на размещение НТО.
В свою очередь, представленные предпринимателем совместно с заявлением от 27.04.2021 документы, а именно, соглашение от 13.03.2015 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 07.09.2010 N 296/10, договор об уступке права и обязанностей по договору аренды земельного участка от 19.04.2016, не подтверждают преимущественное право ИП Гомзиной А.Р. на заключение указанного договора, поскольку оформлены в отношении иного лица - АО "Камчатское пиво".
Делая указанный вывод, коллегия суда отмечает, что спорный объект включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденную постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 19.05.2014 N 1136, (строка 242) в том числе на основании действующего на момент вступления в силу Решения N 164-нд договора аренды земли от 07.09.2010 N 269/10.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, ИП Гомзина А.Р. не являлась стороной договора аренды земельного участка N 269/10 от 07.09.2010 ни на момент включения НТО в Схему размещения, ни на момент подачи заявления от 27.04.2021, ни на момент рассмотрения настоящего спора.
Следовательно, представленные предпринимателем документы не являются правоустанавливающим документами ИП Гомзиной А.Р. на размещение указанного нестационарного объекта на земельном участке, и, как следствие, не свидетельствуют о наличии оснований, при которых Управление может быть понуждено к заключению с предпринимателем договора на размещение НТО.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не может оставить без внимание то обстоятельство, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатского края от 17.06.2021 по делу N А24-945/2021 отказано в удовлетворении требований ИП Гомзиной А.Р. о признании недействительным отказа Управления, оформленного письмом от 21.10.2020 N 01-06-01/5143/20, о внесения изменений в договор на размещение нестационарного объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания от 03.03.2020 N 167 в части замены его стороны с АО "Камчатское пиво" на предпринимателя.
В этой связи апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований применительно к нормам части 4 статьи 445 ГК РФ для понуждения Управления к заключению с предпринимателем договора на размещение НТО в месте, предусмотренном строкой 242 схемы размещения нестационарных объектов.
При таких условиях, предъявленные предпринимателем требования удовлетворению не подлежат.
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы понесенные при ее подаче судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. на основании части 5 статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 30.11.2021 по делу N А24-2725/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2725/2021
Истец: ИП Гомзина Анна Руслановна
Ответчик: Управление имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
Третье лицо: Управление экономического развития и предпринимательства Администрации ПКГО