г. Пермь |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А50-15831/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Д. Ю.
судей Назаровой В.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Макаровой С.Н.,
при участии представителя истца по доверенности от 10.02.2022 Алтунин П.Н., предъявлен паспорт,
ответчик, третье лицо, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представителей не направили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации города Перми, на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 ноября 2021 года по делу N А50-15831/2021,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Омега" (ОГРН 1155958023088, ИНН 5905027086)
к муниципальному образованию "город Пермь" в лице Администрации города Перми (ОГРН 1025900532460, ИНН 5902290635),
третье лицо: МКУ "Управление муниципальным жилищным фондом города Перми",
о взыскании задолженности по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов в доле пустующих муниципальных жилых помещений, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Омега" (далее - ООО "УК "Омега", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании с муниципального образования "город Пермь" в лице Администрации города Перми (далее - МО "город Пермь", ответчик) задолженности по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов в доле пустующих муниципальных жилых помещений, оказанных в период с июня 2020 года по март 2021 года, в сумме 785 497 руб. 60 коп.; неустойки, начисленной на основании части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в сумме 52 290 руб. 25 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 19 756 руб.
Определением от 02.07.2021 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казённое учреждение "Управление муниципальным жилищным фондом города Перми" ((далее - третье лицо).
В судебном заседании 09.11.2021 года представитель истца заявил ходатайство об уточнении размера исковых требований в части задолженности до 759 287 руб. 41 коп. за период с июня 2020 года по март 2021 года, в части неустойки до 101 874 руб. 85 коп. в связи с изменением ставки ЦБ (7,5 %), начисленную за период с 01 июня 2020 года по 09 ноября 2021 года на основании части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Ходатайство истца об уточнении размера исковых требований судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены полностью. С ответчика в пользу истца взыскано 861 162 руб. 26 коп., из них 759 287 руб. 41 коп. задолженности за период с 01.06.2020 по 31.03.2021, 101 874 руб. 85 коп. законной неустойки, 19 756 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины по иску.
Не согласившись с решением суда, Администрация города Перми обратилась в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей позиции приводит в апелляционной жалобе доводы, аналогичные изложенным возражениям по иску, полагает, что является ненадлежащим ответчиком по иску. Помимо этого ссылается на то, что судом не дана надлежащая правовая оценка доводу ответчика о том, что Постановлением администрации города Перми N 409 от 16.08.2011 утвержден Порядок возмещения расходов по отоплению пустующих жилых помещений. Содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в доле пустующих жилых помещений многоквартирного дома и расчета объема финансового обеспечения (далее - Порядок). В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие обращение истца в Учреждение (МКУ "Управление муниципальным жилищным фондом города Перми") с документами, предусмотренными Порядком. Кроме того, отмечает, что постановлением администрации города Перми от 03.03.2021 N 129 установлен новый порядок внесения казённым учреждением взыскиваемой платы, механизм которого истцом также не соблюдён.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец, отклоняя доводы апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представителем истца поддержана позиция, изложенная в отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчик, третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения (определения) проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Гранит" (ИНН 5905027086) в период июня 2020 года по март 2021 года являлось управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными, расположенных по адресу : г. Пермь, ул. Бабушкина, 1а, 3, ул. Камышловская, д.2, ул. Карпинского, 1,3,10,20,22,58, ул. Мира, д.109, ул. Нытвенская, д.5, ул. Норильская, д.1, ул. Сусанина, д.5, шоссе Космонавтов, д. 199а, что подтверждается протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах N 1 от 20.07.2016 года, N 1 от 11.07.2016 года, N 1 от 16.03.2018 года, N 1 от 18.10.2017 года, N 1 от 26.07.2016 года, N 1 от 19.07.2016 года, N 1 от 29.07.2016 года, N 1 от 20.07.2016 года, N 1 от 25.07.2016 года, N 1 от 16.03.2018 года, N3 от 21.05.2019, N3 от 11.06.2019, N3 от 03.05.2019, N3 от 11.05.2019, N3 от 21.05.2019, N3 от 23.05.2019.
Между ООО "УК "Гранит" (после переименования ООО "УК "Омега", Управляющая организация) и собственниками помещений указанных домов заключены договоры на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов и придомовой территории.
Указанные многоквартирные дома являются аварийными и подлежат сносу, что ответчиком не оспаривается и подтверждено материалами дела.
Решением Пермской городской Думы от 28.10.2014 N 225 установлены меры социальной поддержки гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственниками жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на величину, определенную в пределах размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в городе Перми, установленного администрацией города Перми.
Пунктом 2 Решения закреплено, что возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иным лицам, оказывающим услуги (выполняющим работы) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов (далее - организации), является расходным обязательством муниципального образования город Пермь.
Возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, организациям осуществляется в форме предоставления субсидий в порядке, установленном администрацией города Перми.
Во исполнение Решения Пермской городской Думы от 28.10.2014 Администрацией г. Перми постановлением N 349 от 27.05.2014 был утвержден Порядок предоставления субсидии организациям в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее - Порядок N 349).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка N 349 право на получение субсидии имеют управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иные лица, оказывающие услуги (выполняющие работы) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставляющие меры социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений нанимателям жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также собственникам жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее - граждане).
Субсидии организациям предоставляются в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, в пределах средств, предусмотренных в решении Пермской городской Думы о бюджете города Перми на эти цели.
Одним из условий предоставления субсидий является, в том числе: заключение с уполномоченным органом договора о предоставлении субсидии в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (пункт 2.3 Порядка).
Судом установлено, что во исполнение указанного порядка между ООО "УК "Гранит" (после переименования ООО "УК "Омега") и Департаментом социальной политики администрации города Перми заключен договор о предоставлении субсидии в части возмещения неполученных доходов, связанных с предоставлением гражданам в 2020 году мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и(или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что предоставленные из бюджета города Перми средства направляются на возмещение недополученных доходов Получателя, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Пунктом 2.3 Порядка N 349 предусмотрено, что при прекращении права владения и (или) пользования жилым помещением, признанным непригодным для проживания и (или) расположенным в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в связи с расселением расчет субсидии не осуществляется.
Предоставление субсидии прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия управлением жилищных отношений администрации города Перми (далее - УЖО) распоряжения о расселении граждан по муниципальным адресным программам, по решению судов, в случае смерти гражданина.
ООО "УК "Омега" в период с июня 2020 года по март 2021 года оказывало услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, что подтверждается представленными в материалы дела договорами: договором управления многоквартирным домов N 2 по ул. Камышловская от 12.03.2018, договором на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории от 20.05.2016 по адресу: г. Пермь, ул. Бабушкина, 1а, договором на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории от 11.07.2016 по адресу: г. Пермь, ул. Бабушкина, 3, договором на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории от 19.07.2016 по адресу: г. Пермь, ул. Карписнкого, 10, договором на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории от 16.03.2018 по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, 58, договором на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории от 26.07.2016 по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, 60, договором на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории от 20.07.2016 по адресу: г. Пермь, ул. Нытвенская, 5, договором на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории от 18.10.2017 по адресу: г. Пермь, ул. Нефтяников, 37, договором на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории от 25.07.2016 по адресу: г. Пермь, ул. Сусанина,5, договором на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории от 29.07.2016 по адресу: г. Пермь, ул. Чердынская,5.
В связи с освобождением нанимателями муниципальных жилых помещений и собственниками жилых помещений в связи с расселением домов ответчиком прекращено предоставление субсидии в соответствии с Порядком N 354.
Вместе с тем, обязательство по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов за спорный период ответчиком не исполнено.
Истец, полагая, что МО "город Пермь" как собственник жилых помещений обязан возместить расходы по содержанию и текущему ремонту общего имущества домов, направил ответчику претензию от 30.04.2021 с требованием о погашении задолженности.
Изложенные в претензии требования оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании 759 287 руб. 41 коп. задолженности, 101 874 руб. 85 коп. неустойки.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, признал требования истца подлежащими удовлетворению, отклонив возражения ответчика по иску, приведенные в отзывах на иск, аналогичные доводам апелляционной жалобы.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств оплаты стоимости оказанных в спорный период услуг в полном объеме (статьи 9, 65 АПК РФ), задолженность в сумме 759 287 руб. 41 коп. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Поскольку денежное обязательство ответчиком исполнено ненадлежащим образом, истец на основании части 14 статьи 155 ЖК РФ начислил ответчику пени за просрочку исполнения денежного обязательства на сумму 101 874 руб. 85 коп.
Данные требования судом также удовлетворены.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы ответчика, пояснений истца и третьего лица, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в связи со следующим.
Исходя из материалов дела, задолженность за поставленную в период с июня 2020 года по март 2021 года тепловую энергию составляет 759 287 руб. 41 коп., указанная сумма ответчиком не оспорена и не оплачена, доказательств иного ответчиком не представлено (ст. 71, 65, 9 АПК РФ).
Возражения ответчика по иску и изложенные в жалобе, сводятся к несоблюдению истцом установленного Постановлением администрации города Перми N 409 от 16.08.2011 Порядка возмещения расходов по отоплению пустующих муниципальных жилых помещений, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в доле пустующих муниципальных жилых помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, данное обстоятельство основанием для отказа в иске не является, поскольку в силу норм о праве собственности ответчик несет обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества и оплате коммунальных платежей в силу закона, обязательства ответчика по оплате ресурса истцу, как указано ранее, возникло из гражданско-правовых правоотношений.
Обязанность по оплате ответчиком за содержание и текущий ремонт, в том числе следует из норм предусмотренных ст. 210 ГК РФ, согласно которым собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также издержек по его содержанию и сохранению.
При этом в соответствии с п. 3.1 названных Правил возмещение расходов по отоплению пустующих муниципальных жилых помещений, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в доле пустующих муниципальных жилых помещений многоквартирного дома производится в соответствии с договором, заключенным между учреждением (муниципальным казенным учреждением "Управление муниципальным жилищным фондом города Перми") и исполнителем. Такой договор заключен не был. Установленный постановлением Порядок не может рассматриваться как досудебный порядок урегулирования спора; не соблюдение данного порядка не влечет отказ в иске.
Апелляционная коллегия также отмечает, что Постановление администрации города Перми N 409 от 16.08.2011 утратило силу в связи с изданием Постановления Администрации г. Перми от 03.03.2021 N 129, вступившего в силу 05.03.2021. Постановление Администрации г. Перми от 03.03.2021 N 129 определяет тот же компетентный орган и порядок возмещения. Истец, уточняя требование, исключил из иска долг за март 2021 года. В то же время, причины, по которым требования истца об оплате после марта 2021 года удовлетворяются добровольно, но не производится добровольно оплата в период действия прежнего порядка, апеллянт не поясняет.
Материалы настоящего дела содержат надлежащие доказательства предоставления истцом всех необходимых данных и документов для производства третьим лицом оплаты. При этом ответчик, третье лицо, ссылаясь на необходимость соблюдения формальностей, оплату добровольно не совершили
В соответствии со статьями 124, 125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
При рассмотрении спора в суде публично-правовое образование участвует в лице представляющих его уполномоченных органов местного самоуправления, указанные органы не являются самостоятельной стороной по настоящему спору, участвующей в деле от своего имени и в своих интересах, а лишь осуществляют функции судебного представительства соответствующего муниципального образования.
Органом местного самоуправления, который в соответствии с положениями статей 2, 16, 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 125 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет от имени муниципального образования права собственника в отношении муниципального жилищного фонда, является Администрация города Перми.
При указанных обстоятельствах в соответствии со статьями 124, 125 ГК РФ заявленная в иске сумма долга подлежит взысканию с муниципального образования "Город Пермь" в лице Администрации города Перми за счет средств бюджета муниципального образования "Город Пермь".
На основании изложенного суд апелляционной инстанции также считает требования истца обоснованными, доказанными материалами дела и подлежащими удовлетворению в заявленном истцом размере.
Таким образом, с учетом изложенного, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку верно установленных судом первой инстанции по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, представленных в дело доказательств, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьями 71, 65 АПК РФ.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены судебного акта в обжалованной части не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16 ноября 2021 года по делу N А50-15831/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Д.Ю. Гладких |
Судьи |
В.Ю. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-15831/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОМЕГА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ ГОРОДА ПЕРМИ"