г. Чита |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А78-6735/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Антоновой О.П., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эльбрус Спиритс" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 декабря 2021 года по делу N А78-6735/2021,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1092721006124, ИНН 2721170838, далее - заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Атлантис" (ОГРН 1027501155043, ИНН 7535012209, далее - ООО "Атлантис") к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Эльбрус Спиритс" (ОГРН 1040700100495, ИНН 0708009579), общество с ограниченной ответственностью "ТКС-Экспресс" (ОГРН 1172724008137, ИНН 2724220075).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27 декабря 2021 года по делу N А78-6735/2021 в удовлетворении заявленного требования отказано. Алкогольная продукция, арестованная на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 24 марта 2021 года, в количестве 15 945 (пятнадцать тысяч девятьсот сорок пять) бутылок, изъята из незаконного оборота и направлена на уничтожение в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
ООО "Эльбрус Спиритс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в части изъятия из оборота и направления на уничтожении алкогольной продукции, арестованной на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 24 марта 2021 года, в количестве 15 945 (пятнадцать тысяч девятьсот сорок пять) бутылок.
Апеллянт полагает, что выводы административного органа и в последующем суда первой инстанции о несоответствии алкогольной продукции, произведённой ООО "Эльбрус Спирите" требованиям ГОСТ 33806-2016 являются документально необоснованными, основаны на недопустимом доказательстве. По мнению апеллянта, решение суда об изъятии продукции является незаконным и не соответствующим характеру правонарушения, поскольку из оборота неправомерно изъята вся продукция, причем включая продукцию, которая в соответствие с заключением экспертизы соответствует ГОСТ.
Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 22.01.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 3 статьи 205, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по сведениям из Государственного сводного реестра лицензий на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в сети "Интернет" (https://fsrar.gov.ru/licens/reestr) 26 января 2021 года ООО "Атлантис" выдана лицензия N 75ЗАП0009976 на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции по месту нахождения обособленных подразделений, в том числе: г. Чита, ул. 1-я Новопроточная, дом 1, стр. 2, помещение 1, подвал, номера по плану 1 (S=33,6 кв.м.), 2 (S=32,9 кв.м.), 3 (S=33,5 кв.м.), 4 (S=34,2 кв.м.), 1 этаж, номера по плану 1 (S=407,5 кв.м.), 4 (S=267,7 кв.м.), антресоль, номера по плану 1 (S=158,8 кв.м.), 7 (S=218,9 кв.м.), сроком действия - до 30 мая 2021 года.
На основании поступившего задания N з-017/06 от 19 марта 2021 года (т. 1, л.д. 20-21) МРУ Росалкогольрегулирования в отношении ООО "Атлантис" проведено мероприятие без взаимодействия путем анализа информационных систем АИС "Паспорт предприятия", Сервер отчетов, ЕГРЮЛ, Федерального реестра алкогольной продукции (далее - ФРАП), по результатам которого установлено, что согласно сведениям ЕГАИС (отчет об объемах закупки этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции) Общество имеет на остатках алкогольную продукцию производства ООО "Эльбрус Спиритс", а именно: вино фруктовое столовое полусладкое "Три топора", крепостью 14%, емкостью 0,7 л. в количестве 8 565 единиц, емкостью 1 л. в количестве 5 503 единиц, емкостью 1,5 л. в количестве 4 547 единиц.
Однако по сведениям МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу образцы алкогольной продукции - вино фруктовое столовое полусладкое "Три топора", крепостью 14%, производства ООО "Эльбрус Спиритс", не соответствуют требованиям ГОСТ 33806-2016.
Результаты мероприятия по контролю без взаимодействия отражены в отчете о- 017/06 от 22 марта 2021 года (т. 1, л.д. 22-25).
Выявленные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО "Атлантис" дела об административном правонарушении и проведения административного расследования, о чем 22 марта 2021 года вынесено соответствующее определение N 0701/220321/00848 (т. 1, л.д. 72-74).
24 марта 2021 года сотрудниками административного органа проведен осмотр принадлежащих ООО "Атлантис" помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, расположенных по адресу: г. Чита, ул. 1-я Новопроточная, дом 1, стр. 2, помещение 1, подвал, номера по плану 1 (S=33,6 кв.м.), 2 (S=32,9 кв.м.), 3 (S=33,5 кв.м.), 4 (S=34,2 кв.м.), 1 этаж, номера по плану 1 (S=407,5 кв.м.), 4 (S=267,7 кв.м.), антресоль, номера по плану 1 (S=158,8 кв.м.), 7 (S=218,9 кв.м.), склад, в ходе которого установлено хранение алкогольной продукции:
- вино фруктовое столовое полусладкое "Три топора", крепостью 14%, емкостью 0,7 л., дата розлива 16.12.2020 года, производитель ООО "Эльбрус спиритс", в количестве 2430 бутылок;
- вино фруктовое столовое полусладкое "Три топора", крепостью 14%, емкостью 0,7 л., дата розлива 13.10.2020 года, производитель ООО "Эльбрус спиритс", в количестве 6090 бутылок;
- вино фруктовое столовое полусладкое "Три топора", крепостью 14%, емкостью 1 л., дата розлива 09.10.2020 года, производитель ООО "Эльбрус спиритс", в количестве 3559 бутылок;
- вино фруктовое столовое полусладкое "Три топора", крепостью 14%, емкостью 1 л., дата розлива 08.12.2020 года, производитель ООО "Эльбрус спиритс", в количестве 1872 бутылок;
- вино фруктовое столовое полусладкое "Три топора", крепостью 14%, емкостью 1 л., дата розлива 17.12.2020 года, производитель ООО "Эльбрус спиритс", в количестве 3605 бутылок;
- вино фруктовое столовое полусладкое "Три топора", крепостью 14%, емкостью 1,5 л., дата розлива 18.12.2020 года, производитель ООО "Эльбрус спиритс", в количестве 834 бутылок.
По результатам осмотра составлен соответствующий протокол от 24 марта 2021 года (т. 1, л.д. 76-79).
На основании протокола ареста товаров и иных вещей от 24 марта 2021 года (т. 1, л.д. 85-88) на алкогольную продукцию в общем количестве 18 370 бутылок наложен арест.
В целях проведения экспертизы алкогольная продукция в количестве 20 бутылок была изъята, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов алкогольной продукции) от 24 марта 2021 года (т. 1, л.д. 81-84).
Определением N 0704/240320/00848 от 24 марта 2021 года административный орган назначил проведение экспертизы (т. 1, л.д. 91-93).
Согласно экспертному заключению N 46/2021 от 21 мая 2021 года с протоколами испытаний (т. 1, л.д. 10-50):
- представленный на испытание образец N 251/2021 (вино фруктовое столовое полусладкое "Три топора", крепостью 14%, емкостью 0,7 л., дата розлива 16.12.2020 года) соответствует требованиям ГОСТ 33806-2016;
- представленные на испытание образцы N N 252/2021-256/2021 не соответствуют требованиям пунктов 3 и 5.2 ГОСТ 33806-2016;
- в образце N 251/2021 не обнаружены спирты экзогенного происхождения;
- в образцах N N 252/2021-256/2021 обнаружены спирты экзогенного происхождения.
На основании экспертного заключения определением N 0701/220321/00848 от 24 мая 2021 года (т. 2, л.д. 55-57) арест на алкогольную продукцию - вино фруктовое столовое полусладкое "Три топора", крепостью 14%, емкостью 0,7 л., дата розлива 16.12.2020 года, в количестве 2 425 единиц, снят, названная продукция возвращена ООО "Атлантис".
По результатам административного расследования 15 июня 2021 года должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования в отношении ООО "Атлантис" составлен протокол об административном правонарушении N 0701/220321/00848 (т. 1, л.д. 80-86).
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП Российской Федерации, статьи 202 АПК Российской Федерации МРУ Росалкогольрегулирования обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении ООО "Атлантис" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для направления арестованной алкогольной продукции на уничтожение в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 5 указанной статьи также предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции признал, что рассматриваемом случае вменяемое административным органом нарушение ООО "Атлантис" требований ГОСТ 33806-2016, ГОСТ 51074-2003, ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 022/2011 не образует события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации, поскольку за нарушения требований технических регламентов и стандартов, допущенных на стадии изготовления продукции, ответственность несет изготовитель продукции, каким ООО "Атлантис" не является.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", принимая решение о привлечении к административной ответственности, судам необходимо учитывать положения частей 2 и 3 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие правила об обязательном раз решении вопроса об изъятых вещах и документах и вещах, на которые наложен арест.
В пункте 15.1 названного постановления также разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (в том числе контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171 -ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствия государственным стандартам и техническим условиям.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1-3, 8 пункта 1 настоящей статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании части 13 статьи 27.10 КоАП Российской Федерации изъятые в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, используемые для незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежат демонтажу и (или) вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В свою очередь Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции" утверждены Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 -3 и 8 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона.
Приказом Минфина России от 09.03.2017 N 34н предусмотрены способы уничтожения конфискованной или изъятой из незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (уничтожение на очистных сооружениях, сжигание и уничтожение путем механического воздействия).
Согласно экспертному заключению N 46/2021 от 21 мая 2021 года с протоколами испытаний (т. 2, л.д. 10-50) представленные на испытание образцы NN 252/2021 -256/2021 не соответствуют требованиям пунктов 3 и 5.2 ГОСТ 33806-2016, в указанных образцах обнаружены спирты экзогенного происхождения.
Наличие в образцах алкогольной продукции, обнаруженной у ООО "Атлантис", спиртов экзогенного происхождения сторонами по настоящему делу не опровергнуто.
Доводы производителя спорной продукции (ООО "Эльбрус спиритс") об использовании одного купажа при изготовлении фруктового вина с датами розлива 16.12.2020, 17.12.2020 и 18.12.2020 года также не опровергают выводы экспертов о наличии в алкогольной продукции с датой розлива 17.12.2020 и 18.12.2020 года спиртов экзогенного происхождения. Напротив, данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении технологического процесса изготовления такой продукции.
Доказательств нарушения условий транспортировки и хранения направленной на экспертизу алкогольной продукции (температурного и влажностного режимов), учитывая пояснения экспертной и транспортной организаций (т. 3, л.д. 82-84 на обороте), журнал регистрации климатических условий в помещении приема образцов (т. 3, л.д. 85), в суд не представлено.
Неверное указание в разделе 2.2 экспертного заключения объема (емкости) образцов алкогольной продукции N N 3 -6 судом обоснованно расценено как технические ошибки, опечатки, поскольку далее по тексту заключения емкость названных образцов продукции указана верно, соотносится с протоколами испытаний, протоколами изъятия и осмотра.
Экспертно-аналитический отдел МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному Федеральному округу проводит исследования алкогольной продукции в соответствии с областью аккредитации испытательной лаборатории (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.22ПД85, выдан бессрочно).
В соответствии с областью аккредитации экспертно-аналитический отдел имеет право проводить испытания винных напитков по методике измерений ФР.1.31.2016.24753 и по ГОСТ Р 51293-99. В 2017 году применяемая методика внесена в область аккредитации экспертно-аналитического отдела.
Указанные выводы также соответствуют позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 308-АД18-20341.
Таким образом, экспертное заключение N 46/2021 от 21 мая 2021 года является надлежащим доказательством несоответствия спорной алкогольной продукции требованиям ГОСТ 31729-2015 и ТР ТС 022/2011. Вопреки утверждению апеллянта, каких-либо неустранимых сомнений судебная коллегия не усматривает.
Учитывая, что в принадлежащем ООО "Атлантис" помещении осуществлялся оборот (хранение с целью дальнейшей поставки) алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТ 33806-2016, ГОСТ 51074-2003, ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 022/2011, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о необходимости изъятия из незаконного оборота алкогольной продукции, арестованной на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 24 марта 2021 года, в количестве 15 945 бутылок (с учетом возвращенной Обществу продукции в количестве 2 425 бутылок), и направления ее на уничтожение в установленном законом порядке.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, как не облагаются пошлиной и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты.
ООО "Эльбрус Спиритс" по чеку от 14.01.2022 года уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по чеку от 14.01.2022 года государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 декабря 2021 года по делу N А78-6735/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Эльбрус Спиритс" (ОГРН 1040700100495, ИНН 0708009579) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
О.П. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-6735/2021
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО АТЛАНТИС, ООО "Торговый Дом "Атлантис"
Третье лицо: Арбитражный суд Хабаровского края, ООО "ЭЛЬБРУС СПИРИТС", ООО "ТКС-Экспресс", ООО "Эльбрус спиритс"