город Томск |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А45-18229/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей Зайцевой О.О., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел"
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу мэрии города Новосибирска (07АП-11846/2021) на решение от 14.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-18229/2021 (судья Булахова Е.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Формула недвижимости" (ИНН 5402030822), г. Новосибирск к мэрии города Новосибирска (ИНН 5406285846), г. Новосибирск о признании незаконным отказа в установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков от 13.05.2021 N30/05.6/08423.
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Формула недвижимости": Бикунова В.В. по доверенности от 07.05.2021 (на 3 года),
от мэрии города Новосибирска: Ищенко А.А. по доверенности от 24.12.2021 (до 31.12.2022).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Формула недвижимости" (далее - общество, ООО "Формула недвижимости") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Мэрии города Новосибирска (далее - мэрия), содержащегося в письме от 13.05.2021 N 30/05.6/08423, об отказе в установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору видов разрешенного использования земельных участков.
Решением от 14.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области заявление удовлетворено, признано незаконным решение мэрии, изложенное в письме от 13.05.2021 N 30/05.6/08423, об отказе в установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:35:064190:123 Классификатору видов разрешенного использования земельных участков. Суд обязал мэрию в десятидневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Формула недвижимости" путем принятия решения об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 54:35:064190:123 ("Общественные здания административного назначения") и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков ("Деловое управление (4.1)").
Не согласившись с решением суда первой инстанции, мэрия обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов указывает на то, что при подробном изучении вида разрешенного использования земельного участка "4.1 деловое управление", можно сделать вывод, что данный вид функционально отличается от установленного вида разрешенного использования земельного участка "общественные здания административного назначения".
Испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования "4.1 Деловое управление" не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, установленным для территориальной зоны ОД-3 (зона объектов здравоохранения), а также проекту планировки (зона объектов здравоохранения).
Определяя назначение территорий, исходя из планов развития городского округа в целом может не соответствовать фактическому использованию объектов недвижимости и допускать изменение назначения территории. То обстоятельство, что на земельном участке с кадастровым номером 54:35:064190:113 установлена зона ОД-4 (зона специализированной общественной застройки), само по себе не может свидетельствовать о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 54:35:064190:123 также должен относится к территориальной зоне ОД-4, исключительно из-за территориального соседства.
Правообладатель земельного участка может строить лишь объекты административного функционального назначения и отказ мэрии не нарушает права заявителя, поскольку изначально заявитель при получении права аренды на земельный участок, разрешения на строительство, преследовал цель построить здание указанного назначения.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), общество с доводами мэрии не соглашается, просит состоявшийся судебный акт оставить без изменения.
Представитель мэрии в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель заявителя возражал против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей мэрии и общества, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Формула недвижимости" обратилось к заместителю мэра города Новосибирска - начальнику департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска с заявлением исх. N 1 от 09.04.2021 об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 54:35:064190:123 ("Общественные здания административного назначения"), находящегося в аренде у общества, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков ("Деловое управление (4.1)").
Письмом от 13.05.2021 N 30/05.6/08423 мэрия сообщила, что изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:35:064190:123 не представляется возможным. Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 (далее - Правила N 1288), земельный участок с кадастровым номером 54:35:064190:123 находится в зоне объектов здравоохранения (ОД-3), в которой отсутствует вид разрешенного использования земельных участков: "деловое управление (4.1)". По проекту планировки территории, ограниченной ул. Станиславского, полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги, перспективной городской магистралью непрерывного движения, руслом реки Тулы, в Кировском и Ленинском районах, утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 29.03.2019 N 1129, земельный участок с кадастровым номером 54:35:064190:123 не предполагает размещения объектов управленческой деятельности.
Полагая, что отказ мэрии не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества, ООО "Формула недвижимости" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа мэрии, нарушении данным отказом прав и законных интересов заявителя в экономической сфере.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение указанной нормы Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 утвержден Классификатор "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
На основании пункта 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
При этом согласно пункту 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ правообладатель земельного участка вправе обратиться с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков в уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Статьями 1, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны.
В пределах, указанных в пунктах 11 - 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, орган местного самоуправления не устанавливает новый и не изменяет ранее установленный вид разрешенного использования земельного участка, а приводит его в соответствие действующему Классификатору, в настоящее время утвержденному Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412.
Действующим законодательством предусмотрена обязанность заинтересованного лица принимать решения о приведении вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с классификатором и фактическим целевым его использованием.
Мотивируя свой отказ в установлении соответствия разрешенного использования спорного земельного участка виду разрешенного использования, предусмотренному Классификатором, мэрией указано на то, что изменить вид разрешенного использования земельного участка на "деловое управление (4.1)" невозможно, поскольку такой вид отсутствует в зоне объектов здравоохранения (ОД-3), предусмотренной Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288, по проекту планировки территории, ограниченной ул. Станиславского, полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги, перспективной городской магистралью непрерывного движения, руслом реки Тулы, в Кировском и Ленинском районах, утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 29.03.2019 N 1129, земельный участок с кадастровым номером 54:35:064190:123 не предполагает размещения объектов управленческой деятельности.
Названные доводы мэрии были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Судом установлено, что обществу на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 4506 кв.м. с кадастровым номером 54:35:064190:123, расположенный по адресу: г. Новосибирск, Ленинский район, ул. Титова.
Как следует из договора аренды земельного участка на территории города Новосибирска от 11.04.2017 N 127754р, заключенного на основании постановления мэрии города Новосибирска от 02.02.2017 N 468, земельный участок предоставлен для строительства административного здания общественного назначения по ул. Титова сроком по 10.04.2027 (пункт 1.1, 1.2 договора аренды).
К заявителю право аренды земельного участка перешло на основании договора от 12.05.2020 N 5 уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка на территории города Новосибирска от 11.04.2017 N 127754р.
На земельном участке с кадастровым номером 54:35:064190:123 расположен принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимости (объект незавершенного строительства с кадастровым номером: 54:35:064190:126, назначение: административное здание), на земельном участке ведется строительство на основании разрешения от 23.08.2021 N 54-Ru54303000-107и-2021 (на момент вынесения оспариваемого отказа - от 04.06.2018 N 54-Ru54303000-107-2018), выданного мэрией.
В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении указанного земельного участка содержатся сведения о виде разрешенного использования: "общественные здания административного назначения".
Согласно Классификатору среди видов разрешенного использования под кодом 4.1 указано "Деловое управление", что предполагает размещение объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).
Приложение Е к СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 N 108) предусматривает достаточно широкий перечень учреждений и организаций, на проектирование зданий и помещений которых распространяется данный СНиП, упоминая учреждения органов управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, административные учреждения различных предприятий, в том числе промышленных, конторы (офисы), научно-исследовательские, проектные и конструкторские организации, кредитно-финансовые учреждения и банки, судебно-юридические учреждения и прокуратуру, редакционно-издательские организации (за исключением типографий), другие учреждения непроизводственной сферы деятельности.
Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О правилах землепользования и застройки города Новосибирска" в редакции, действовавшей до приведения видов разрешенного использования в соответствие с Классификатором (в ред. решений Совета депутатов г. Новосибирска от 26.05.2010 N69, от 28.09.2010 N 139, от 28.04.2011 N360, от 27.06.2012 N642, от 19.09.2012 N674, от 27.02.2013 N797, от 26.06.2013 N898, от 26.02.2014 N1047, от 22.10.2014 N1199, от 26.11.2014 N1221, от 02.12.2015 N94, с изм., внесенными апелляционным определением Новосибирского областного суда от 11.09.2014 N33-7238/2014, решениями Совета депутатов г. Новосибирска от 31.03.2015 N1315, от 23.06.2016 N231; документ опубликован на официальном сайте города Новосибирска в сети "Интернет", ссылка - https://novo-sibirsk.ru/authority/folders/construction/rules/lawpublic/) была предусмотрена таблица видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны города Новосибирска (ст. 22 "Градостроительные регламенты территориальных зон города Новосибирска в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства"). Согласно пункту 6 данной таблицы вид разрешенного использования земельного участка "общественные здания административного назначения" предусматривает размещение на нем объектов капитального строительства с видом разрешенного использования "объекты общественно-делового назначения".
Судом установлено, что вид разрешенного использования, предусмотренный Классификатором "деловое управление (4.1)", охватывается содержанием разрешенного использования земельного участка "общественные здания административного назначения", не выходит за его пределы, а лишь уточняет сведения, содержащиеся в отношении земельного участка в ЕГРН в настоящее время, с учетом фактического использования (осуществления строительства объекта управленческой деятельности коммерческой организацией для нужд, не связанных с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, осуществлением банковской и страховой деятельности). При этом согласно Классификатору виды разрешенного использования земельных участков определяются не конкретным видом объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, а его целевым назначением - "деловое управление", которому соответствует назначение объекта капитального строительства "административное здание", "общественное здание административного назначения".
Правообладатель земельного участка вправе заявить о приведении вида разрешенного использования земельного участка в соответствие Классификатору (часть 13 статьи 34 Закона N 171 - ФЗ).
Из изложенного следует, что к 1 января 2021 года правила землепользования и застройки должны содержать наименования видов разрешенного использования, соответствующие Классификатору, правообладатели земельных участков также вправе привести в соответствие Классификатору наименования видов разрешенного использования.
Исходя из изложенного, при буквальном прочтении пункта 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, предусматривающего право правообладателя земельного участка на обращение с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков и обязанность органа местного самоуправления принять решение об установлении соответствия, суд первой инстанции исходил из правомерности обращения ООО "Формула недвижимости" как арендатора земельного участка в мэрию с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков. Заявитель посчитал, что тому виду разрешенного использования, которое имеется у него и указано в договоре аренды ("административные здания общественного назначения") и в ЕГРН ("общественные здания административного назначения") наиболее полно соответствует вид разрешенного использования, предусмотренный кодом 4.1 классификатора, а именно "деловое управление".
Мэрией не представлено доказательств того, что вид разрешенного использования, предусмотренный пунктом 4.1 классификатора, не соответствует виду разрешенного использования "общественные здания административного назначения", который указан в ЕГРН в настоящее время.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь принципом единства судьбы объекта недвижимости и расположенного под ним участка, на законном основании пришел к выводу, что права общества на приведение в соответствие с Классификатором вида разрешенного использования земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости, нарушаются противоречащими закону действиями мэрии.
Доводы, приведенные заявителем в жалобе, не опровергают законность и обоснованность решения суда. Иная правовая оценка апеллянтом обстоятельств спора и представленных доказательств, не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку апеллянт освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-18229/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-18229/2021
Истец: ООО "ФОРМУЛА НЕДВИЖИМОСТИ"
Ответчик: Мэрия города Новосибирска
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд