г. Пермь |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А60-42092/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дружининой Л.В.,
рассмотрев в порядке ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд", на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 октября 2021 года принятое в порядке упрощенного производства по делу N А60-42092/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ОГРН 1137232022938, ИНН 7204189710)
к обществу с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (ОГРН 1036605217252, ИНН 6674121179)
о взыскании задолженности, пени по договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (ответчик) о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за май 2021 года в размере 175 945 руб. 83 коп., а также неустойки за период с 11.06.2021 по 12.08.2021 в размере 8 383 руб. 53 коп. с продолжением начисления с 13.08.2021 по день фактической оплаты долга.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 19.10.2021, принятым путем подписания резолютивной части, иск удовлетворен в полном объеме. Мотивированное решение изготовлено 27.10.2021 по заявлению участвующего в деле лица.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что дополнительные соглашения, на основании которых региональным оператором произведен перерасчет, являются незаключенными. Также апеллянт полагает, что истцом предъявлено требование об оплате услуг в большем объеме, чем предусмотрено договором, при этом оказание услуг в большем объеме региональным оператором не доказано. Кроме того, заявитель указывает на несоответствие актов фиксации нарушений требованиям, установленным договором.
Истец направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором, ссылаясь на несостоятельность доводов апеллянта, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Компания "РИФЕЙ" (региональный оператор) в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Северной зоне (АПО-1) Свердловской области от 18 мая 2018 года, заключенным с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) в зоне деятельности: Северное административно-производственное объединение (АПО-1) Свердловской области (Гаринский городской округ, Горноуральский городской округ, Городской округ Верхняя Тура, Городской округ Верхотурский, Городской округ "город Лесной", Городской округ город Нижний Тагил, Городской округ ЗАТО Свободный, Городской округ Карпинск, Городской округ Краснотурьинск, Городской округ Красноуральск, Городской округ Нижняя Салда, Городской округ Пелым, Верхнесалдинский городской округ, Волчанский городской округ, Ивдельский городской округ, Качканарский городской округ, Кушвинский городской округ, Невьянский городской округ, Нижнетуринский городской округ, Новолялинский городской округ, Сосьвинский городской округ, Североуральский городской округ, Серовский городской округ).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Между региональным оператором и ООО "Элемент-Трейд" (потребитель) заключены следующие договоры на оказание услуг по обращению с ТКО: N РФ03КО0102000116 от 01.06.2020, согласно п. 12 которого учет объема ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО; N РФ03КО0102000117 от 01.06.2020, согласно п. 12 которого учет объема ТКО производится исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Оплата услуг по договорам осуществляется по цене, равной величине утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 05.12.2018 N 200-ПК региональному оператору утверждены единые тарифы на услугу по обращению с ТКО.
Региональным оператором оказаны услуги по обращению с ТКО за май 2021 года, по факту оказания услуг сформирован универсальный передаточный документ N 21053100032/66/713 от 31.05.2021 г.
Оба вышеуказанных договора в пп. "г" п. 9 устанавливают право регионального оператора в случае выявления недостоверности информации, предоставленной потребителем и использованной региональным оператором для начисления стоимости услуги по обращению с ТКО, произвести перерасчет размера платы за оказанные услуги по обращению с ТКО за те периоды, по которым расчеты были произведены на основании такой недостоверной информации.
В октябре 2020 года региональным оператором проведены проверочные мероприятия на наличие установленных в законном порядке контейнерных площадок и контейнеров в отношении следующих объектов потребителя, в результате которых выявлено, что контейнерные площадки, а также контейнеры, соответствующие нормативным требованиям, указанные потребителем при заключении договора N РФ03КО0102000117 от 01.06.2020 в действительности отсутствуют:
- г. Нижняя Тура, ул. Скорынина, д.2;
- г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, д.46.
Также в ноябре 2020 года региональным оператором проведены вышеупомянутые мероприятия в отношении объектов потребителя, выявлено отсутствие контейнерных площадок:
- г. Краснотурьинск, ул. Ленина, д. 45/1.
В декабре 2020 года региональным оператором произведен перерасчет услуги по обращению с ТКО по нормативу по следующим объектам, в связи с обращениями потребителя об исключении указанных объектов из договора N РФ03КО0102000117 и включении в договор N РФ03КО0102000116:
- г. Краснотурьинск, ул. Радищева, 2;
- г. Краснотурьинск, ул. Попова, д. 65;
- г. Нижний Тагил, ул. Вагоностроителей, д. 26а;
- г. Североуральск, ул. Ленина, д.42.
Региональным оператором составлено дополнительное соглашение N 005 от 11.12.2020 к договору N РФ03КО0102000116 о включении вышеуказанных объектов в договор и направлено в адрес потребителя. Согласно дополнительному соглашению N 005 от 16.12.2020 к договору N РФ03КО0102000117 сторонами исключены из договора следующие объекты:
- г. Нижняя Тура, ул. Скорынина, д. 2 - с 26.10.2020;
- г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, д. 46 - с 30.10.2020;
- г. Краснотурьинск, ул. Ленина, д. 45/1. - с 11.11.2020;
- г. Краснотурьинск, ул. Радищева, д. 2; - с 01.12.2020;
- г. Краснотурьинск, ул. Попова, д. 65 - с 01.12.2020;
- г. Нижний Тагил, ул. Вагоностроителей, д. 26а - с 01.12.2020;
- г. Североуральск, ул. Ленина, д. 42 - с 01.12.2020.
В феврале 2021 года сторонами заключено дополнительное соглашение N 006 от 15.02.2021 к договору N РФ03КО0102000116 на включение в договор следующих объекта по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Попова, д.12А.
Также в марте 2021 года региональным оператором проведена проверка в отношении объектов потребителя, выявлено отсутствие контейнерных площадок:
- г. Североуральск, ул. Комсомольская, д. 13;
- г. Нижний Тагил, ул. Захарова, д. 2;
- г. Верхняя Салда, ул. Сабурова, д. 6;
- г. Верхняя Салда, ул. Карла Либкнехта, д. 18;
- г. Верхняя Салда, Воронова, 4 к.1.
Региональным оператором составлено дополнительное соглашение N 009 от 31.03.2021 к договору N РФ03КО0102000116 о включении вышеуказанных объектов в договор и направлено в адрес потребителя.
В соответствии с дополнительным соглашением N 010 от 31.03.2021 к договору N РФ03КО0102000117 сторонами с 01.03.2021 исключены из договора следующие объекты:
- г. Североуральск, ул. Комсомольская, д. 13.
- г. Нижний Тагил, ул. Захарова, д. 2;
- г. Верхняя Салда, ул. Сабурова, д. 6;
- г. Верхняя Салда, ул. Карла Либкнехта, д. 18;
- г. Верхняя Салда, Воронова, д. 4, к.1.
Исходя из выявленных фактов отсутствия контейнерных площадок и контейнеров, региональный оператор осуществил перерасчет задолженности потребителя по вышеуказанным объектам в соответствии с нормативом накопления ТКО.
В соответствии с произведенным региональным оператором перерасчетом, на стороне потребителя имеется задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО в размере 175 945 руб. 83 коп.
Задолженность потребителем не погашена, что послужило основанием ООО "Компания "Рифей" для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и исходил из доказанности факта оказания услуг по обращению с ТКО на заявленную сумму, правомерности произведенного перерасчета и наличия задолженности по оплате оказанных услуг.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии с требованиями ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Сам факт оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО сторонами не оспаривается, между тем, ответчик возражает относительно произведенного региональным оператором перерасчета. Потребитель полагает, что задолженность по оплате услуг за спорный период составляет 221 448 руб. 32 коп.
Согласно п. 1 ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила коммерческого учета).
Приложением N 1 к договору стороны установили порядок определения объема ТКО на объектах ответчика, а именно, в соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела и пояснений истца, по ряду объектов ответчика коммерческий учет объема ТКО производится исходя из норматива, утвержденного Постановлением Региональной энергетической комиссией от 30.08.2017 N 77-ПК, в связи с отсутствием на объектах соответствующих средств измерения, т.е. контейнеров.
По остальным объектам региональным оператором определен коммерческий учет расчетным путем в соответствии с абзацем 3 подпункта а пункта 5 Правил коммерческого учета, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления и периодичности вывоза в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Согласно пункту 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 10 Правил обращения с ТКО устанавливает перечень способов складирования ТКО в местах накопления ТКО, а именно в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 15 Правил N 1156).
Региональным оператором представлены акты обследования объектов потребителя, акты приемки оказанных услуг, подробный расчет стоимости оказанных услуг с учетом результатов обследования объектов.
Данные о фактически вывезенном объеме ТКО подтверждены представленными в материалы дела актами приемки оказанных услуг между истцом и операторами по сбору и транспортированию ТКО в рамках соответствующих договоров. При этом истец исходит из принципа добросовестности в договорных отношениях, отсутствия оснований для вывода о неверности сведений, предоставляемых операторами по сбору и транспортированию ТКО, что не противоречит п. 3 ст. 1 ГК РФ и условиям договора.
Относимых доказательств, опровергающих расчет истца, ответчик не представил, контррасчет ответчика документально не подтвержден (ст. 67, 65, 9 АПК РФ), а потому обоснованно отклонен судом первой инстанции (ст. 71 АПК РФ).
При этом суд первой инстанции верно исходил из доказанности представленными в дело документами факта оказания услуг ответчику на заявленную истцом сумму.
Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Превышение согласованного договором объема вывоза ТКО не может служить основанием для неоплаты исполненных по договору обязательств.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы региональным оператором правомерно произведен перерасчет стоимости оказанных услуг исходя из обнаруженного отсутствия контейнеров на объектах потребителя.
Поскольку ответчик доказательств оплаты долга не представил, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности требований истца в указанной сумме.
Так как материалами дела подтверждено ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по договору, предъявление истцом требования о взыскании неустойки является также правомерным.
Иные доводы апелляционной жалобы отклонены апелляционным судом, как не влекущие за собой выводов о неверности проведенной судом первой инстанции оценки имеющихся в деле доказательств.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства имеющие значение для дела, указанные обстоятельства исследованы полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 октября 2021 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А60-42092/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Л.В. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-42092/2021
Истец: ООО КОМПАНИЯ РИФЕЙ
Ответчик: ООО "Элемент-Трейд"