город Омск |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А46-12955/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Котлярова Н.Е.,
судей Аристовой Е.В., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каревой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15484/2021) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 24.11.2021 по делу N А46-12955/2021 (судья Яркова С.В.), принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Фикселю Виктору Антоновичу (ИНН 550368480286, ОГРНИП 319554300011246) о возврате 3 000 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюк Никита Юрьевич по доверенности от 25.01.2022 N 398 сроком действия 31.01.2023;
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Минсельхозпрод Омской области, Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Фикселю Виктору Антоновичу (далее - ИП глава КФХ Фиксель В.А., предприниматель, ответчик) о взыскании 3 000 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие КФХ и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.11.2021 по делу N А46-12955/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что срок использования полученного гранта на развитие КФХ истек 28.12.2020; предпринимателем нарушено условие, предусмотренное пунктом 3 пункта 17 Порядка предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров (приложение 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития") государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утверждённой постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя Министерства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ИП главой КФХ Фикселем В.А. 30.04.2019 в Минсельхозпрод Омской области подана заявка на участие в конкурсе для предоставления из областного бюджета гранта на создание и развитие КФХ и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам.
По результатам рассмотрения указанной заявки между Минсельхозпродом Омской области и ИП Фикселем В.А. 20.06.2019 подписано соглашение N 4-НФ о предоставлении из областного бюджета гранта на создание и развитие КФХ и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам.
Пунктом 3.3 соглашения от 20.06.2019 N 4-НФ определено, что направлением расходов предоставления субсидии является приобретение трактора Беларус МТЗ-82.1 с фронтальным погрузчиком (1 шт.), ремонтные работы согласно смете, покупка тёлок старше 12 месяцев (10 ед.), покупка тёлок от 4 до 12 месяцев (45 ед.), роторная косилка (1 шт.), пресс-подборщик (1 шт.), грабли (1 шт.), тракторный прицеп (1 шт.), земельные участки (5 шт.).
Аналогичные направления расходования средств гранта предусмотрены планом расходов бизнес-плана проекта ИП Фикселя В.А. "Создание животноводческой фермы мясного и молочного направления".
Средства гранта в общей сумме 3 000 000 руб. зачислены 27.06.2019 на счёт предпринимателя, открытый в Управлении Федерального казначейства по Омской области.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 17 Порядка предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров (приложение 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития") государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утверждённой постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п (далее - Порядок N 252-п), одним из условий предоставления гранта является приобретение имущества в соответствии с планом расходов бизнес-плана.
Подпунктом 3 пункта 17 Порядка N 252-п установлено, что условием предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров является использование полученного гранта на поддержку начинающих фермеров, а также собственных, в том числе заемных, средств в соответствии с планом расходов бизнес-плана в течение 18 месяцев со дня предоставления гранта на поддержку начинающих фермеров. По заявлению главы КФХ, которому грант на поддержку начинающих фермеров предоставлен в 2018 - 2020 годах, срок освоения гранта на поддержку начинающих фермеров может быть продлён по решению конкурсной комиссии, но не более чем на 12 месяцев. Основанием для принятия конкурсной комиссией решения о продлении срока освоения гранта на поддержку начинающих фермеров является документальное подтверждение КФХ наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих освоению средств гранта на поддержку начинающих фермеров в установленный срок.
Согласно предоставленному в Минсельхозпрод Омской области отчёту о расходах средств гранта по состоянию на 01.01.2021, ИП Фикселем В.А. фактически приобретено следующее имущество: трактор Беларус МТЗ-82.1 с фронтальным погрузчиком (1 шт.), ремонтные работы согласно смете, тёлки старше 12 месяцев (8 ед.), тёлки от 4 до 12 месяцев (24 ед.), пресс-подборщик (1 шт.), тракторный прицеп (1 шт.), земельные участки (4 шт.).
Посчитав, что ИП главой КФХ Фикселем В.А. нарушено условие предоставления гранта, предусмотренное подпунктом 2.1 пункта 17 Порядка N 252-п (в части неприобретения тёлок старше 12 месяцев (2 ед.), тёлок от 4 до 12 месяцев (21 ед.), роторной косилки, грабель, земельного участка), Министерство 28.04.2021 направило в адрес указанного лица уведомление о возвращении средств областного бюджета, полученных в виде гранта, в сумме 3 000 000 руб.
Неосуществление предпринимателем выплаты в названном размере послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражным судом Омской области 24.11.2021 принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Предоставление грантов регулируется Порядком предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров (приложение 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития") государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утверждённой постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п.
Требование Министерства мотивировано ненадлежащим исполнением ИП Фикселем В.А. обязательств, предусмотренных соглашением, в части неиспользования средств гранта в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 17 Порядка N 252-п в течение срока, установленного подпунктом 3 пункта 17 Порядка N 252-п. Ненадлежащее исполнение предпринимателем соответствующих обязательств, по утверждению Министерства, выразилось в неприобретении части имущества, предусмотренного пунктом 3.3 соглашения от 20.06.2019 N 4-НФ (а именно: роторной косилки, грабель, одного земельного участка, 2 тёлок старше 12 месяцев, 21 тёлки от 4 до 12 месяцев), в течение 18 месяцев со дня предоставления гранта.
Министерство ссылается на пункт 24 Порядка N 252-п, согласно которому в случае нарушения главами КФХ условия, установленного при предоставлении грантов на поддержку начинающих фермеров, предусмотренного, в том числе, подпунктом 3 пункта 17 названного Порядка, Министерство в течение 30 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет главам КФХ уведомление о возврате грантов в полном объёме.
Признавая доводы Министерства о наличии правовых оснований для возврата суммы субсидии в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации несостоятельными, апелляционная коллегия руководствуется следующим.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 28.12.2020 (дата истечения срока использования средств гранта, установленного подпунктом 3 пункта 17 Порядка N 252-п) предпринимателем приобретено имущество, предусмотренное планом расходов бизнес-плана и пунктом 3.3 соглашения от 20.06.2019 N 4-НФ, а именно: трактор Беларус МТЗ-82.1 с фронтальным погрузчиком (1 шт.), ремонтные работы согласно смете, тёлки старше 12 месяцев (8 ед.), тёлки от 4 до 12 месяцев (24 ед.), пресс-подборщик (1 шт.), тракторный прицеп (1 шт.), земельные участки (4 шт.).
При этом 15.02.2021 ИП Фикселем В.А. приобретён земельный участок площадью 229 000 кв.м, что подтверждается договором купли-продажи от 15.02.2021, актом приёма-передачи от 15.02.2021, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.03.2021.
Кроме того, предпринимателем 01.04.2021 приобретены тёлки от 4 до 12 месяцев в количестве 21 шт. и тёлки старше 12 месяцев в количестве 2 шт., что подтверждается договором N 3 купли-продажи крупного рогатого скота от 01.04.2021, актом приёма-передачи крупного рогатого скота от 01.04.2021, квитанцией к приходному кассовому ордеру от 01.04.2021 N 4; предпринимателем 05.04.2021 в соответствии с договором купли-продажи N 30/21, актом приёма-передачи от 05.04.2021, счётом-фактурой от 05.04.2021 N 000006 и квитанцией к приходному кассовому ордеру от 05.04.2021 N 1 приобретены роторная косилка (1 шт.) и грабли (1 шт.).
Указанное, как обоснованно отметил суд первой инстанции, свидетельствует о том, что использование средств гранта, предоставленных ИП Фикселю В.А. на основании соглашения от 20.06.2019 N 4-НФ, осуществлялось ответчиком в течение срока, установленного подпунктом 3 пункта 17 Порядка N 252-п.
Кроме того, использование средств гранта как в пределах 18-месячного срока исполнения соглашения, так и после истечения такого срока осуществлялось предпринимателем только в соответствии с планом расходов бизнес-плана и пунктом 3.3 соглашения на приобретение предусмотренного ими имущества.
При этом к моменту обращения Министерства с рассматриваемым заявлением о взыскании с Фикселя В.А. суммы гранта соответствующие средства субсидии использованы последним в полном объёме, в соответствии с условием подпункта 2.1 пункта 17 Порядка N 252-п, планом расходов бизнес-плана "Создание животноводческой фермы мясного и молочного направления" и условиями соглашения от 20.06.2019 N 4-НФ.
Таким образом, денежные средства, полученные в качестве гранта на поддержку начинающих фермеров, использованы ИП Фикселем В.А. по целевому назначению, в соответствии с финансовой структурой плана расходов бизнес-плана "Создание животноводческой фермы мясного и молочного направления" и условиями пункта 3.3 соглашения от 20.06.2019 N 4-НФ.
Доказательства, опровергающие изложенные выше выводы, Министерством в материалы дела не представлены (статьи 9, 65 АПК РФ).
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, приобретение предпринимателем предусмотренных планом расходов бизнес-плана сельскохозяйственных животных, оборудования и земельного участка за переделами срока, установленного подпунктом 3 пункта 17 Порядка N 252-п, само по себе, в отсутствие доказательств недостижения целей предоставления гранта в соответствии с условиями соглашения, в том числе основной цели предоставления гранта - развитие функционирующего фермерского хозяйства, не является достаточным основанием для квалификации действий ответчика в качестве нецелевого расходования средств субсидии или в качестве основания для возврата таких средств в областной бюджет.
Так, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что приобретённые предпринимателем на основании договора купли-продажи от 15.02.2021, договора N 3 купли-продажи крупного рогатого скота от 01.04.2021, договора от 05.04.2021 купли-продажи N 30/21 земельный участок, сельскохозяйственные животные и оборудование по своим характеристикам и свойствам не соответствуют характеристикам и свойствам имущества, обозначенного в плане расходов бизнес-плана "Создание животноводческой фермы мясного и молочного направления".
С учётом своевременного начала использования предпринимателем средств гранта, переданных ему на основании соглашения, и использования всей суммы субсидии в соответствии с её целевым назначением, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что приобретение предпринимателем предусмотренных планом расходов бизнес-плана и пунктом 3.3 соглашения сельскохозяйственных животных, оборудования и земельного участка за переделами срока, установленного подпунктом 3 пункта 17 Порядка N 252-п, не может расцениваться в качестве свидетельствующего о пренебрежительном отношении ответчика к исполнению принятых на себя по соглашению обязательств, о недостижении предпринимателем запланированного уровня экономических показателей производства или о невозможности достижения целей предоставления гранта.
Установленные выше обстоятельства в совокупности и взаимосвязи позволяют сформулировать вывод о том, что действия, совершённые ИП Фикселем В.А. в рамках исполнения соглашения от 20.06.2019 N 4-НФ, заключённого с Министерством, отвечают целям государственной программы субсидирования развития крестьянского (фермерского) хозяйства и не могут расцениваться в качестве ненадлежащего исполнения предпринимателем принятых на себя обязательств по использованию гранта, поскольку доказательств приобретения на средства гранта каких-либо товаров, не связанных с целью и содержанием соглашения и Порядка N 252-п, в материалах дела не имеется, и предусмотренная соглашением цель получения средств государственной поддержки в настоящем случае не нарушена.
Приобретение предпринимателем предусмотренных планом расходов бизнес-плана сельскохозяйственных животных, оборудования и земельного участка за переделами срока, установленного подпунктом 3 пункта 17 Порядка N 252-п, само по себе не может рассматриваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о нецелевом расходовании средств предоставленной субсидии или о необходимости возложения на ответчика обязательства возвратить средства гранта в бюджет, поскольку целью предоставления таких средств (как об этом прямо указано и в Порядке N 252-п, и в самом соглашении) является развитие фермерского хозяйства, и достижение главой КФХ соответствующего результата использования гранта со стороны Министерства не опровергнуто.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3393/10 по делу N А56-43988/2008).
Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учётом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.
Существо гранта - безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности. Само по себе несвоевременное, либо неполное предоставление финансовых отчётов, с приложением подтверждающих документов, в случае отсутствия нецелевого использования средств гранта, не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств.
В рассматриваемом случае факт нецелевого использования средств истцом не доказан, в связи с чем применение такой санкции как изъятие бюджетных средств не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Министерство освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 24.11.2021 по делу N А46-12955/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12955/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП ФИКСЕЛЬ ВИКТОР АНТОНОВИЧ