город Томск |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А27-18380/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сорокиной Е.А., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В. Вагановой Р.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мельниковой М.Л., апелляционную жалобу государственного автономного учреждения здравоохранения "Новокузнецкая городская клиническая больница N 1 имени Г.П. Курбатова" (07АП-356/2022) на решение от 22.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18380/2021 по исковому Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446) к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Новокузнецкая городская клиническая больница N 1 имени Г.П. Курбатова", Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк (ОГРН 1024201477520, ИНН 4216003989) о взыскании пени в размере 2 674 934, 55 руб.,
СУД УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса (далее по тексту - истец, ТФ ОМС, фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с государственного автономного учреждения здравоохранения "Новокузнецкая городская клиническая больница N 1 имени Г.П. Курбатова" (далее по тексту - ответчик, ГАУЗ "НГКБ N1", учреждение) пени в сумме 2 674 934, 55 руб.
Обосновывая заявленные требования, фонд указал, что фондом выявлено нецелевое использование денежных средств обязательного медицинского страхования, что повлекло привлечение учреждения к административной ответственности в виде штрафа. Поскольку суммы фонда, использованные нецелевым образом в установленный законом срок ответчиком не возвращены, фондом начислена пеня в заявленной ко взысканию сумме.
Решением от 22.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и снизив размере ответственности, указывая, что данная норма необоснованно не применена судом первой инстанции в условиях возврата учреждением денежных средств, использованных нецелевым образом, уплачен штраф за допущенное нарушение. Отказ в защите прав учреждения в условиях пандемии и необходимости несения дополнительных издержек ведет к неосновательному обогащению фонда за его счет, ведет к превращению меры ответственности в институт подавления экономической самостоятельности и инициативы.
От истца в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы дела поступил отзыв, в котором истец просит оставить решение без изменения, обращая внимание на тот факт, что норма статьи 333 ГК РФ к правоотношениям сторон, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, не применима, возможность уменьшения законодательно установленной неустойки, данной нормой не предусмотрена.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, стороны своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
ТФОМС по результатам проведения плановой комплексной проверки целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в Государственном автономном учреждении здравоохранения Кемеровской области "Новокузнецкий перинатальный центр" (далее - ГАУЗ КО "НПЦ") составлен акт N 37 от 04.12.2019, согласно которому выявлено нецелевое использование средств ОМС на сумму 26224478,83 руб., в связи с чем на основании ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) предъявлен штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования, то есть в сумме 2622447,89 руб.
В соответствии с распоряжениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.11.2018 N 566-р, от 22.01.2019 N 22-р. от 27.02.2019 N 118-р "О реорганизации государственных учреждений" с 01.10.2019 ГАУЗ КО "НПЦ" присоединен к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Новокузнецкая городская клиническая больница N 1 имени Г.П. Курбатова", то есть ответчик является правопреемником ГАУЗ КО "НПЦ".
Посчитав решение Фонда, изложенное в акте проверки, незаконным и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, медицинская организация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.12.2020 по делу N А27- 5631/2020 требования медицинской организации оставлены без удовлетворения. Судебный акт вступил в законную силу. Данным решением установлено, что вывод Фонда о том, что денежные средства фонда, перечисленных медицинской организации на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, были использованы на проведение капитального ремонта нефинансовых активов по контрактам, заключенным в 2017 году.
Требование о возврате в бюджет Фонда использованных по нецелевому назначению средств ОМС и взыскании штрафа предъявлено ко взысканию в акте проверки.
Частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ установлен срок возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению (26224478,83 руб.), который составляет не более 10 (десяти) рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (то есть до 18.12.2019 включительно).
В полном объеме требование фонда о возврате суммы нецелевого использования ГАУЗ "НГКБ N 1" исполнено 12.04.2021 (платежные поручения от 26.03.2020 N 3861 на сумму 21315,76 руб., от 27.03.2020 N 3876, 3877, 3878 на общую сумму 621781,10 руб., от 09.04.2021 N 241239 на сумму 24324907,07 руб., от 12.04.2021 N 286742 на сумму 1256477,90 руб.).
За несвоевременное погашение задолженности начислены штрафные санкции и пени.
В адрес ответчика были направлены претензии с требованием оплатить штрафные санкции и пени: от 16.04.2021 N 123; от 30.04.2021 N 140; от 27.05.2021 N 140.
Требование об уплате штрафа исполнено в полном объеме (платежные поручения от 21.04.2020 N 5060 на сумму 64309,69 руб., от 09.04.2021 N 241240 на сумму 2432490,40 руб., от 16.04.2021 N 463643 на сумму 125647,80 руб.). ГАУЗ "НГКБ N1" оплату пени в добровольном порядке учреждение не исполнило.
Суд первой инстанции принял по существу законный и обоснованный судебный акт, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств.
Правоотношения между Территориальным фондом обязательного медицинского страхования и медицинской организацией в сфере ОМС носят публично-правовой характер и регулируются Законом N 326-ФЗ.
В соответствии с пунктом 24 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (приложение N 2 к приказу ФФОМС от 16.04.2012 N 73) (далее - Положение) акт проверки составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую силу, один экземпляр подписанного акта проверки вручается руководителю медицинской организации (лицу, его замещающему).
Дата получения акта руководителем медицинской организации (лицом, его замещающим) считается датой окончания проверки. Пунктом 27 указанного Положения предусмотрено, что возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ.
Положениями части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрена специальная ответственность за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинской организации в виде:
- штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств;
- пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Факт нецелевого использования денежных средств в сумме 26 224 478,83 руб. установлен вступившим в законную силу решением суда по делу N А27-5631/2020 и в соответствии со статьёй 69 АПК РФ не подлежит повторному доказыванию.
Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Принимая во внимание, что возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и уплата штрафов и пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта (пункт 27 Положения), то первым днем предъявления санкций, в том числе и пени, является день получения руководителем медицинской организации акта проверки.
При этом каждым последующим днем предъявления санкций в рамках настоящего дела является каждый последующий день просрочки, это следует из указанной нормы права и находит свое отражение при расчете пени (за каждый день просрочки).
Факт оспаривания акта не приостанавливает течение срока восстановления медицинским учреждением (перечисления им фонду) средств, использованных не по целевому назначению.
Пени является текущей санкцией, начисляемой периодически за каждый день в течение периода просрочки с момента, когда платеж должен быть совершен, и до момента, когда он был фактически произведен (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.1996 N 8244/95).
Правильно применив вышеназванные нормы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что произведенный Фондом расчет пени, исходя из ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, является обоснованным, соответствует требованиям специальной нормы Закона N 326-ФЗ.
По смыслу статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации Далее - БК РФ), бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В статье 147 БК РФ установлено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о медицинском страховании территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением, а отношения между медицинской организацией и территориальным фондом обязательного медицинского страхования по целевому использованию средств ОМС основаны на административном подчинении одной стороны другой, в связи с чем, в силу части 3 статьи 2 ГК РФ, гражданское законодательство к ним не применяется.
Кроме того, учитывая правовую природу средств ОМС как средства бюджетной системы Российской Федерации, пеня не является мерой ответственности, а является правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер. Вывод о компенсационном характере пени в бюджетных отношениях содержится в актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановлении от 17.12.1996 N 20-П, определении от 08.02.2007 N 381-О-П и др.).
Таким образом, пеня, будучи правовосстановительной мерой (не мерой ответственности) носит компенсационный характер потерь бюджета фонда вследствие нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, возможности снижения размера пеней на основании статьи 333 ГК РФ законодательство, регулирующее порядок использования средств обязательного медицинского страхования, не предусматривает.
Более того, законодательно установленный размер пени лишь незначительно превышает размер ответственности, рассчитанной на основании статьи 395 ГК РФ, и менее, чем рекомендованная к исчислению неустойка на основании двукратной ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, действующей в соответствующие периоды времени.
С учетом изложенного основания для изменения судебного акта отсутствуют.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18380/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Е.А. Сорокина |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18380/2021
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области
Ответчик: Государственное автономное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Новокузнецкая Городская клиническая больница N 1"