г. Красноярск |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А69-1499/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" февраля 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Бутиной И.Н., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания Ким С.Д.,
при участии:
от истца (государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ"), с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) - Бойду М.Д.о., представителя по доверенности от 18.01.2022,
от ответчика (общества с ограниченной ответственностью "ИТС"), в помещении Третьего арбитражного апелляционного суда - Лопатниковой Е.Ю., представителя по доверенности от 10.01.2022 N 5,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИТС" на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "13" декабря 2021 года по делу N А69-1499/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Республики Тыва "Госстройзаказ" (ИНН 1701049944, ОГРН 1111719001712, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИТС" (ИНН 2465218282, ОГРН 1092468003110, далее - ООО "ИТС" ответчик) о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательства по государственному контракту от 07.12.2020 N 221-20 в размере 66 133 рублей 28 копеек.
Решением от 13.12.2021 судом удовлетворены исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя, судом первой инстанции не оценен довод ответчика о том, что заказчик не вправе требовать от подрядчика уплаты неустойки или процентов за пользование денежными средствами, если сроки выполнения работ были нарушены в результате ненадлежащего исполнения обязательств по договору заказчиком. Данное нарушение выразилось в неисполнении обязанности по передаче застройщику земельных участков с обеспечением инженерной инфраструктуры для строительства жилых домов. Указанная обязанность была выполнена заказчиком за пределами срока, предусмотренного государственным контрактом.
Определением от 12.01.2022 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 03.02.2022.
Протокольным определением от 03.02.2022 в судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы объявлен перерыв до 09.02.2022.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
На основании положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" протокола электронного аукциона N 0112200000820003738-0 между истцом (покупателем) и ответчиком (продавцом) заключён государственный контракт от 07.12.2020 N 221-20 (в редакции дополнительного соглашения от 26.12.2020), согласно которому продавец обязался передать в государственную собственность жилые помещения экономического класса - жилые дома общей площадью не менее 132,0 квадратных метров в количестве 4 единиц, расположенных в границах территории с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна Республики Тыва, а покупатель обязался принять жилые дома и оплатить обусловленную контрактом цену.
В соответствии с условиями контракта продавец обязался передать квартиры покупателю в срок до 31.12.2020 (пункт 1.7 контракта).
Дополнительным соглашением от 26.12.2020 стороны продлили указанный срок до 24.01.2021.
Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 5 999 994 рублей (в том числе НДС 20 %), а в случае если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается (пункт 2.1 контракта).
Дополнительным соглашением от 26.12.2020 стороны увеличили объемы выполнения работ на сумму 400 000 рублей.
Согласно пункту 3 дополнительного соглашения от 26.12.2020 пункт 2.1 контракта изложен в следующей редакции: "Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 6 399 994 рублей (в том числе НДС 20 %).
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, налоги, сборы и иные обязательные платежи, связанные с оплатой контракта, подлежит уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком, суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, подлежит уменьшению на размер таких налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации".
Согласно пункту 2.3 контракта оплата осуществляется путем безналичного перечисления покупателем выделенных из республиканского бюджета и федерального бюджета денежных средств на расчетный счет продавца: авансирование контрактом предусмотрено в размере 30% от цены контракта. Оплата аванса производится в течение 15 рабочих дней с даты заключения контракта.
а) в случае передачи готовых жилых домов (купли-продажи объекта недвижимости) расчет производится покупателем в течение 15 рабочих дней с момента регистрации перехода прав на жилые помещения в государственную собственность и подписания сторонами акта приема - передачи жилых помещений;
б) в случае передачи жилых домов путем строительства в будущем (договор строительного подряда) расчет производится ежемесячно в течение 15 рабочих дней после представления подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3. Если в строящемся объекте недвижимости часть помещений принадлежит или будет принадлежать продавцу или третьим лицам, оплата актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 производится пропорционально общей площади жилых домов покупателя. Оплата по формам N КС-2 и N КС-3 в суммарном итоге не может превышать 95 % цены контракта.
- окончательный расчет в размере 5 % от цены контракта производится Покупателем в течение 30 дней с момента регистрации перехода прав на жилые помещения в государственную собственность и подписания сторонами акта приема-передачи жилых помещений.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта жилые дома передаются продавцом покупателю в течение двух дней со дня передачи документов на государственную регистрацию перехода права собственности к покупателю.
Продавец передает жилые дома по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченными представителями сторон. Форму акта приема-передачи определяет покупатель (пункт 4.2 государственного контракта).
В разделе 6 контракта стороны предусмотрели ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6.9 контракта установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения продавцом обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных продавцом, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
На основании платёжного поручения от 30.12.2020 N 242652 истец перечислил ответчику аванс 30% по государственному контракту от 07.12.2020 N221-20 в размере 1 919 998 рублей 20 копеек.
По состоянию на 20.05.2021 жилые помещения ответчик не передал.
Неисполнение ответчиком обязательства по контракту послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из недоказанности факта исполнения условий контракта ответчиком.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённое действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определённого действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заключённый между истцом (покупателем) и ответчиком (продавцом) государственный контракт от 07.12.2020 N 221-20, согласно которому продавец обязался передать в государственную собственность жилые помещения экономического класса - жилые дома общей площадью не менее 132,0 квадратных метров в количестве 4 единиц, расположенных в границах территории с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна Республики Тыва, а покупатель обязался принять жилые дома и оплатить обусловленную контрактом цену.
Стороны определи его как договор смешанной правовой природы, указав, что если дома имеются у общества в наличии, то применяются нормы о купле-продаже недвижимости, однако если общество будет дома строить, то должны применяться нормы договора строительного подряда.
Апелляционный суд соглашается с тем, что стороны могут заключить договор как поименованный, так и не поименованный в Гражданском кодексе Российской Федерации, а так же заключить договор, сочетающий в себе признаки нескольких. Однако договор не может носить неопределенную правовую природу, поставленную в зависимость от наступления тех или иных условий. Апелляционный суд исходит из того, что условия, на которых стороны вступают в договорные отношения, известны им заранее, таким образом, обязуясь поставить товар, продавец заранее должен знать есть он у него или нет. Поскольку в данном случае обязанность по поставке принята на себя ответчиком, а договор не содержит существенных условий договора подряда, то апелляционный суд приходит к выводу, что по своей правовой природе, заключенный между сторонами контракт является договором поставки, правоотношения по которому регулируются главой 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Таким образом, предметом поставки могут быть и товары, производимые продавцом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", предметом договора купли-продажи может быть как товар, имеющийся в наличии у продавца в момент заключения договора, так и товар, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара (договор купли-продажи будущей вещи).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 того же постановления, по общему правилу договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, подлежат правовой квалификации как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи.
Договор заключен на аукционе, для государственных нужд, к нему применяются нормы Федерального закона от 22.03.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации, по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Ответчик принял на себя обязательство поставить товар в предусмотренный договором срок.
В статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено общее правило о том, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Как следует из части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Согласно пункту 6.8, 6.9 контракта, за просрочку исполнения контракта, продавец уплачивает покупателю пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения продавцом обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных продавцом, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ указано, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно материалам дела, ответчик до настоящего времени условия контракта от 07.12.2020 N 221-20 не выполнил и не сдал истцу в соответствии с условиями контракта, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна Республики Тыва, чем нарушил предусмотренный пунктом 1.7 контракта срок - 31.12.2020.
Доказательства исполнения контракта (акты сдачи-приемки) ответчик не представил.
Дополнительным соглашением от 26.12.2020 N 2 стороны, сославшись на пункт 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, увеличили объёмы выполнения работ на сумму 400 000 рублей и продлили срок передачи жилых помещений до 24.01.2021.
Закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1).
На основании части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 названного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Таким образом, срок является существенным условием в государственном контракте, и законом не предусмотрено изменение этого условия по соглашению сторон кроме установленных в законе случаев (статья 95 Закона N 44-ФЗ, пункт 2 статьи 767 ГК РФ).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.
Как разъяснено в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.
В абзаце 10 пункта 9 Обзора судебной практики ВС РФ от 28.06.2017 разъяснено, что дополнительное соглашение, предусматривающие изменение сроков исполнения контракта, является ничтожным (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 8, пункт 2 статьи 34, пункт 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Дополнительное соглашение, предусматривающие изменение сроков исполнения контракта, является ничтожным (пункт 2 статьи 168 ГК РФ, часть 2 статьи 8, пункт 2 статьи 34, пункт 1 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что дополнительное соглашение, предусматривающие изменение срока исполнения контракта, является ничтожным (пункт 2 статьи 168 ГК РФ, часть 2 статьи 8, пункт 2 статьи 34, пункт 1 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, окончательным сроком сдачи жилых помещений является 31.12.2020.
За нарушение обязательства истец на основании пунктов 6.8, 6.9 контракта начислил ответчику неустойку в размере 66 133 рубля 28 копеек за период с 25.01.2021 по 06.04.2021, используя ключевую ставку по периодам действия и цены контракта 6 399 994 рубля.
Повторно проверив расчет неустойки, выполненный истцом и принятый судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции признает его арифметически верным, соответствующим нормам законодательства, в связи с чем указанное требование о взыскании неустойки обоснованно удовлетворено судом первой инстанции в размере 66 133 рубля 28 копеек.
Довод заявителя о том, что заказчик не вправе требовать от подрядчика уплаты неустойки или процентов за пользование денежными средствами, если сроки выполнения работ были нарушены в результате ненадлежащего исполнения обязательств по договору заказчиком, отклоняется судом апелляционной инстанции.
По условиям контракта не предусмотрена обязанность государственного казённого учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" передать ответчику земельные участки. Контракт не предусматривает условий, от которой бы зависело своевременное выполнение обществом своих обязательств по передаче заказчику готовых жилых помещений. Ссылка ответчика на положения законодательства носит общий характер, не применима к данным правоотношениям. Контракт не предусматривает нахождение помещений на конкретных участках и их характеристики. Соответственно, невозможно говорить о том, что у истца имелись встречные обязательства и что они не были выполнены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "13" декабря 2021 года по делу N А69-1499/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1499/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "ГОССТРОЙЗАКАЗ"
Ответчик: ООО "ИнвестТрейд"
Третье лицо: ООО "ИТС"