г. Санкт-Петербург |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А56-43321/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Слоневской А.Ю., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ворона Б.И.,
при участии:
- от истца: Родионов А.С. (доверенность от 28.01.2022)
- от ответчиков:
1) Иванова М.Т. (доверенность от 10.01.2022),
2) Оплятова М.Ю. (доверенность от 29.12.2021)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42315/2021) администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2021 по делу N А56-43321/2021,
принятое по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" к
1) Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга"
2) администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - Общество, ПАО "ТГК N 1") обратилось в суд с исковым заявлением к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга" (далее - Учреждение) о взыскании 4 402,68 руб. задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной за период с ноября 2019 года по январь 2020 года по адресу: Санкт-Петербург, линия 1-я В.О., д.10, лит.А, пом. 3-Н.
В судебном заседании 25.08.2021 истец заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве второго ответчика администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация), в связи с чем на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные исковые требования, просил взыскать солидарно с Учреждения и Администрации 4402,68 руб. задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной в период с ноября 2019 года по январь 2020 года.
Определением от 25.08.2021 суд привлек к участию в деле в качестве второго ответчика по настоящему делу Администрацию, а также принял уточнение исковых требований.
Решением суда от 30.10.2021 с Администрации в пользу Общества взыскано 4 402,68 руб. задолженности, 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, в отношении Учреждения в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Администрации просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Полагает, что внесение платежей за содержание и сохранение общего имущества в размере доли нежилых помещений, находящихся в государственной собственности и расположенной в многоквартирных жилых домах, относится к ведению районного жилищного агентства.
Кроме того, Администрация и Учреждение являются бюджетными учреждениями, закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и оплата оказанных услуг и выполненных работ осуществляются на основании заключенного и зарегистрированного в установленном порядке контракта.
Помимо этого, истцом не соблюден обязательный претензионный порядок, ПАО "ТГК N 1" в Администрацию с требованием об оплате тепловой энергии не обращалось, доказательств обратного в суд не представило.
Истец не представил в суд информацию, являются ли спорные помещения пустующими или переданы по договору аренды. Полагает, что органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представлен.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель истца и представитель Учреждения доводы жалобы отклонили и просили оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с ноября 2019 года по январь 2020 года истец осуществлял поставку тепловой энергии на нужды теплоснабжения и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, линия 1-я В.О., д.19, лит.А, пом. 3-Н.
В спорный период собственником помещения в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу на основании выписки государственного реестра недвижимости от 18.11.2020 N 99/2020/360886986 являлся субъект Российской Федерации - город федерального значения Санкт-Петербург, в лице Учреждения.
За период с ноября 2019 года по январь 2020 года истец поставил в спорное нежилое помещение тепловую энергию на сумму 4 402,68 руб.
Наличие неоплаченной задолженности послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал предъявленные требования к Администрации обоснованными как по праву, так и по размеру.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Правоотношения в сфере энергоснабжения регулируются параграфом 6 главы 30 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно частям 1 и 2 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом.
Факт оказания услуг теплоснабжения, их объем и наличие задолженности в предъявленном к взысканию размере подтверждаются материалами дела.
Довод подателя жалобы о том, что Администрация не является надлежащим ответчиком по указанному требованию, отклоняется апелляционным судом на основании следующего.
В силу статьи 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2005 N 52-р "Об утверждении Положения о порядке представления интересов Санкт-Петербурга как собственника жилых или нежилых помещений в многоквартирных домах" интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме представляет Администрация района.
На основании пункта 1.1 Положения N 1098 администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.13.18 Положения N 1098 установлено, что администрация района уполномочена в соответствии с действующим законодательством осуществлять полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
В пункте 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно. В силу пункта 4.23 Положения N 1098 полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям администрации.
Таким образом, исходя из приведенных законоположений в их системном толковании, Администрация является органом государственной власти, выступающим в суде от имени Санкт-Петербурга в силу закона.
В отсутствие договора теплоснабжения, обязанность по оплате поставке ресурса лежит на собственнике нежилого помещения.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Администрацией, что применительно к спорному периоду договор теплоснабжения относительно спорного помещения между Обществом и Учреждением заключен не был.
При таких обстоятельствах задолженность в размере 4 402,68 руб. подлежит взысканию непосредственно с Администрации, как с лица, осуществляющего полномочия собственника.
Поскольку факт поставки тепловой энергии подтверждается материалами дела, установлен судом и ответчиками не опровергнут, расчет задолженности произведен с учетом действующих тарифов, требования истца правомерно удовлетворены за счет Администрации.
Довод жалобы о том, что ответчики в целом не обязаны оплачивать услуги, оказанные в отсутствие государственного контракта, заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не принимается судом апелляционной инстанции.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании обязательными в силу закона, в связи с чем она не могла отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного (муниципального) контракта, заключенного с собственником (пользователем) нежилого помещения.
Данная правовая позиция сформулирована в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Ссылка подателя жалобы на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора не принимается апелляционным судом, поскольку согласно пункту 16 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020, в случае вступления в дело надлежащего ответчика либо привлечения к участию в деле соответчика (второго ответчика) соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного частью 5 статьи 4 АПК РФ, в отношении данных лиц не требуется.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2021 по делу N А56-43321/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
А.Ю. Слоневская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43321/2021
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга"