г. Саратов |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А12-16276/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Жаткиной С. А., Луевой Л. Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АвтоКор" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 ноября 2021 года по делу N А12-16276/2021
по исковому заявлению Департамента городского хозяйства администрации Волгограда (ИНН 3444080557, ОГРН 1023403444790)
к обществу с ограниченной ответственностью "АвтоКор" (ИНН 3443112132, ОГРН 1113443008953)
о прекращении действия свидетельства,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Волгограда (ОГРН: 1023403433822, ИНН: 3444059139),
при участии в судебном заседании:
- представитель Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда - Машкова Анастасия Александровна, действующая на основании доверенности от 14.12.2021,
- представитель общества с ограниченной ответственностью "АвтоКор" - Подлобошников Юрий Олегович, действующий на основании доверенности от 20.02.2020,
- директор общества с ограниченной ответственностью "АвтоКор" - Коронов Алексей Вячеславович,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда (далее - Департамент, истец) к обществу с ограниченной ответственностью "АвтоКор" (далее - ООО "АвтоКор", ответчик) с исковым заявлением о прекращении действия свидетельства серии 342701 N 000214 об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 10с "П. Верхнезареченский - Ж/Д больница", порядковый номер по реестру 182 (84), реестровый номер 84/1, выданного ООО "АвтоКор".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.11.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Комитетом транспорта, промышленности и связи Администрации Волгограда ООО "АвтоКор" выдано свидетельство серии 342701 N 000214 об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 10с "П. Верхнезареченский - Ж/Д больница", порядковый номер по реестру 182 (84), реестровый номер 84/1, сроком действия с 31.03.2017 по 01.04.2022 для осуществления деятельности на маршруте. Вместе со свидетельством обществом получены карты маршрута регулярных перевозок N10с "П. Верхнезареченский - Ж/Д больница".
Как указывает истец, в адрес Администрации Волгограда, Департамента Администрации Волгограда неоднократно поступали жалобы на работу муниципального маршрута регулярных перевозок N 10с "П. Верхнезареченский - Ж/Д больница".
Так, 11.03.2012 в виртуальную приемную Администрации Волгограда поступила жалоба гражданки Кирюхиной О.В. (вх. К-2889 от 12.03.2021), согласно которой гражданка просит принять меры, направленные на нормализацию работы маршрута.
Также, 15.03.2021 в адрес Департамента Администрации Волгограда поступила коллективная жалоба от шести граждан, в соответствии с которой граждане просят принять меры реагирования в отношении организации-перевозчика ООО "АвтоКор".
Кроме того, Территориальным отделом Государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Волжского межрегионального управления Государственного автодорожного надзора составлены и направлены в адрес Департамента Администрации Волгограда материалы проверок муниципального маршрута регулярных перевозок N 10с "П. Верхнезареченский - Ж/Д больница".
Указанными материалами проверок установлено, что водители транспортных средств, осуществляющие перевозку по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 10с "П. Верхнезареченский - Ж/Д больница", допускали отклонение от установленного маршрута следования (схемы движения пути следования, промежуточных остановочных пунктов, улиц и автомобильных дорог), указанного в свидетельстве об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, в связи с чем, инспекторами были составлены соответствующие акты результата планового (рейдового) осмотра от 21.09.2020, 23.09.2020, 24.09.2020 и 20.10.2020.
В связи с поступлением обращений граждан, должностные лица Департамента Администрации Волгограда были уполномочены плановым заданием от 18.03.2021 N 4 на проведение внепланового контроля путем проведения натурных обследований на линии маршрута, в соответствии с Порядком осуществления контроля за выполнением условий муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории городского округа город-герой Волгоград, утвержденным Постановлением Администрации Волгограда от 07.05.2019 N 478.
Департамент уведомил ООО "АвтоКор" о проведении контроля работы муниципального маршрута регулярных перевозок N 10с "П. Верхнезареченский - Ж/Д больница", за три рабочих дня до начала его проведения, о чем свидетельствует уведомление от 19.03.2021 N ДГХ/06-4219, направленное заказным письмом с простым уведомлением 23.03.2021.
16.04.2021 должностными лицами Департамента был проведен контроль за выполнением ООО "АвтоКор" перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N Юс "П. Верхнезареченский - Ж/Д больница" о чем составлен акт от 16.04.2021 N 4.3.
По результатам проведения контроля должностными лицами Департамента в указанном акте зафиксировано нарушение схемы движения, установленной Документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016 - 2021 годы, утвержденным Постановлением Администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 (далее - Документ планирования регулярных перевозок) и Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок на 2021 год.
Документом планирования регулярных перевозок и Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок на 2021 год установлена следующая схема движения муниципального маршрута регулярных перевозок N 10с "П. Верхнезареченский - Ж/Д больница": прохождение по улицам: ул. Путиловская, ул. им. Александрова, автодорога к III Продольной, III Продольная, ул. им. Менделеева, III Продольная, пр. Дорожников, ул. им. Землячки, ул. Историческая, III Продольная, ул. Ангарская, ул. им. Полоненко (ул. им. Полоненко, ул. им. Полины Осипенко), ул. Елецкая, ул. им. Азизбекова, ул. им. Неждановой, ул. Автозаводская, ул. Морфлотская, ул. Моршанская, ул. Ужгородская, ул. им. Куприна.
При этом, акт контроля за выполнением ООО "АвтоКор" перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 10с "П. Верхнезареченский- Ж/Д больница" от 16.04.2021 N 4.3. и материалы проверок ТОГАДН по Волгоградской области Волжского МУГАДН РОСТРАНСНАДЗОРА свидетельствуют о том, что транспортные средства, осуществляющие перевозку по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 10с, осуществляют проезд по ул. им. Маршала Еременко в границах от пр. Металлургов до ул. 39-й Гвардейской, не проезжая участок по 3-й продольной магистрали от ул. Менделеева до автодороги к 3-й продольной магистрали в Тракторозаводском районе Волгограда.
Таким образом, Департаментом установлено, что транспортные средства, осуществляющие перевозку по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 10с "П. Верхнезареченский - Ж/Д больница" не выполняют перевозку пассажиров по установленной схеме движения.
В целях устранения выявленных нарушений и нормализации работы муниципального маршрута регулярных перевозок N 10с "П. Верхнезареченский - Ж/Д больница" Департамент Администрации Волгограда направил 23.04.2021 заказным письмом с простым уведомлением в адрес ООО "АвтоКор" соответствующее требование от 16.04.2021 N ДГХ/06-6377.
Информацию о мерах, принятых ООО "АвтоКор" в целях устранения нарушений и нормализации работы муниципального маршрута необходимо было направить в адрес Департамента в срок до 11.05.2021. Общество было предупреждено о праве Департамента на обращение в Арбитражный суд Волгоградской области в случае не устранения выявленных нарушений.
В срок до 11.05.2021 ООО "АвтоКор" не уведомило Департамент об устранения выявленных нарушений и нормализации работы муниципального маршрута регулярных перевозок N 10с "П. Верхнезареченский - Ж/Д больница", в связи с чем, 18.05.2021 должностными лицами Департамента был проведен контроль за выполнением ООО "АвтоКор" перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N Юс "П. Верхнезареченский - Ж/Д больница" и составлен акт от 18.05.2021 N 4.4.
По результатам проведения контроля должностными лицами Департамента в указанном акте повторно зафиксировано нарушение схемы движения, установленной Документом планирования регулярных перевозок и Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок на 2021 год.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 11 Закона Волгоградской области от 29.12.2015 N 230-ОД "Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Волгоградской области" (далее - Закон Волгоградской области от 29.12.2015 N 230-ОД), Решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2015 N 38/1195 "Об утверждении Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах в границах городского округа город-герой Волгоград, Положения о проведении конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах городского округа город-герой Волгоград" (далее - Решение N 38/1195 или Положение об организации регулярных перевозок) и постановлении Администрации Волгограда от 07.05.2019 N 478 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за выполнением условий муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории городского округа город-герой Волгоград", пришел к выводу, что Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда уполномочен на обращение в суд с заявлением о прекращении действия такого свидетельства.
Постановлением Администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016 - 2021 годы, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Документом планирования регулярных перевозок и Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок на 2021 год установлена соответствующая схема движения муниципального маршрута регулярных перевозок N 10с "П. Верхнезареченский - Ж/Д больница".
Принимая во внимание представленные Департаментом акты контроля за выполнением ООО "АвтоКор" перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 10с "П. Верхнезареченский - Ж/Д больница", суд первой инстанции счел доказанным факт нарушения схемы движения, установленной Документом планирования регулярных перевозок и Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок на 2021 год.
Руководствуясь пунктом 5 частью 5 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ), Решением N 38/1195, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда о прекращении действия свидетельства серии 342701 N000214 об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N10с "П. Верхнезареченский - Ж/Д больница", выданного ООО "АвтоКор".
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции не может согласиться в силу следующего.
В качестве основания обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском Департаментом указаны следующие обстоятельства:
1) факт поступления в адреса администрации Волгограда, ДГХ администрации Волгограда жалоб пассажиров на работу муниципального маршрута регулярных перевозок N 10с "п. Верхнезареченский - Ж/Д больница";
2) материалы проверок Территориального отдела Государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Волжского межрегионального управление Ространснадзора (акты результата планового (рейдового) осмотра от 21.09.2020, 23.09.2020, 24.09.2020 и 20.10.2020), в которых установлено, что водители транспортных средств, осуществляющие перевозку по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 10с "П. Верхнезареченский - Ж/Д больница", допуская отклонение от установленного маршрута следования (схемы движения пути следования, промежуточных остановочных пунктов, улиц и автомобильных дорог);
3) акты контроля за выполнением ООО "Автокор" перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 10с "п. Верхнезареченский - ж/д больница" от 16.04.2021 N 4.3 и от 18.05.2021 N 4.4, составленных должностными лицами ДГХ администрации Волгограда по результатам контроля, проведенного в соответствии Порядком осуществления контроля за выполнением условий муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории городского округа город-герой Волгоград, утвержденным Постановлением администрации Волгограда от 07.05.2019 N478 (далее - Порядок осуществления контроля, утвержденный Постановлением N 478).
Статьей 29 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ устанавливается, в том числе порядок защиты публичных интересов в регулируемой сфере.
Частью 5 статьи 29 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ предусматриваются обстоятельства, при наступлении хотя бы одного из которых уполномоченный орган публичной власти обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
К обстоятельствам, прямо перечисленным в федеральном законе, дополняются иные обстоятельства (п. 5 ч. 5 статьи 29 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ), предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами РФ (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта РФ (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Таким образом, частью 5 статьи 29 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ предусмотрено право уполномоченных органов публичной власти на обращение в суд и конкретизированы все наступившие обстоятельства (нарушения публичных интересов), которые в отдельности либо в совокупности могут быть основанием для предъявления требований в суд о прекращении действия соответствующего свидетельства.
В исковом заявлении Департамент в качестве основания заявленного требования ссылается на часть 5 статьи 29 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ и Решение Волгоградской городской Думы от 23.12.2015 N 38/1195.
Согласно пунктам 1 и 2 части 5 статьи 29 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, то есть:
1) неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок;
2) неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 КоАП РФ.
Пункт 3 части 5 статьи 29 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ касается участников простого товарищества, пункты 4 и 4.1 - осуществления перевозок по межрегиональным маршрутам.
Иные обстоятельства, к которым отсылает пункт 5 части 5 статьи 29 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ и которые влекут прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, установлены Законом Волгоградской области от 29.12.2015 N 230-ОД "Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Волгоградской области".
В силу пункта 3 части 2 статьи 11 Закона от 29.12.2015 N 230-ОД уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, обращается в суд с заявлением о прекращении действия такого свидетельства при самовольном изменении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участником договора простого товарищества пути следования транспортного средства по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в том числе, изменение мест нахождения начальных, промежуточных и (или) конечных остановочных пунктов.
В рассматриваемом случае положения пункта 3 части 2 статьи 11 Закона от 29.12.2015 N 230-ОД не подлежат применению, поскольку такие обстоятельства установлены для межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, тогда как в рассматриваемом случае спорное свидетельство выдано для осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок.
Обстоятельства, указанные истцом, прямо не предусмотрены в качестве основания для обращения уполномоченного органа местного самоуправления с заявлением о прекращении действия соответствующего свидетельства ни Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ, ни Законом Волгоградской области от 29.12.2015 N 230-ОД.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о доказанности нормативно установленного основания для прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по муниципальному маршруту N 10с, выданному ООО "Автокор" является ошибочным.
Кроме того, судебная коллегия отмечает следующее.
Предметом проверок ООО "Автокор", в результате которых составлены акты контроля от 16.04.2021 N 4.3 и от 18.05.2021 N 4.4, согласно плановому заданию и уведомлению о проверке, было соблюдение пункта 7.1 (соблюдение перевозчиком установленной схемы движения транспортных средств на муниципальном маршруте регулярных, в том числе установленных начальных остановочных пунктов и конечных остановочных пунктов) и пункта 7.2 (соблюдение перевозчиком установленного расписания отправления транспортных средств по муниципальному маршруту регулярных перевозок) Порядка осуществления контроля, утвержденный Постановлением N 478.
В соответствии с пунктом 16 указанного порядка по результатам проведения контроля, в случае выявления нарушений условий свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории городского округа город-герой Волгоград, не подпадающих под обстоятельства, при которых Департамент обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории городского округа город-герой Волгоград, перевозчику в течение 10 рабочих дней со дня проведения контроля направляется требование об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, порядок осуществления контроля, утвержденный Постановлением N 478, предусматривает внесудебное урегулирование отношений между организатором регулярных перевозок и перевозчиком, которому выдано свидетельство об осуществлении регулярных перевозок.
Департамент воспользовался правом, предусмотренным пунктом 16 Порядка осуществления контроля, утвержденного Постановлением N 478, так как на основании акта контроля от 16.04.2021 N 4.3 было выдано ответчику требование об устранении выявленных нарушений от 16 апреля 2021 года N ДГХ/06-6377 с установлением срока устранения нарушений и передаче информации в Департамет до 11.05.2021 (том 1, л.д. 66-67).
Данное требование было направлено Департаментом в адрес ответчика 23.04.2021, что подтверждается почтовой квитанцией с номером РПО 40012354191172.
Согласно сведениям с официального сайта АО "Почта России" об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 40012354191172, требование Департамента было получено 18.05.2021, то есть позже срока, установленного для ответа.
28 мая 2021 года ООО "Автокор" направило в адрес Департамента возражения на требование об устранении выявленных нарушений N ДГХ/06-6377 от 16.04.2021. Данное обстоятельство подтверждается квитанцией об оплате почтового отправления с почтовым идентификатором 40013754648952 и описью вложения (том 1, л.д. 87-88). Согласно отчету об отслеживании РПО 40013754648952, сформированного официальным сайтом Почты России, возражения на требование получены 03 июня 2021 года Департаментом городского хозяйства администрации Волгограда (том 1, л.д. 89).
Доказательств направления в адрес ответчика Акта контроля от 18.05.2021 N 4.4 и Уведомления о проведении 18 мая 2021 года контроля работы муниципального маршрута за три рабочих дня до начала его проведения в адрес ООО "Автокор", материалы дела не содержат.
Следовательно, повторный контроль работы маршрута N 10с от 18.05.2021, проведенный с нарушением требований Порядка осуществления контроля, утвержденного Постановлением N 478.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения свидетельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
В качестве обоснования заявленных требований Департамент ссылается на допущенные обществом нарушения требований пункта 5 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ и пункта 3 части 2 статьи 11 Закона от 29.12.2015 N 230-ОД, которые в рассматриваемом случае не применимы к муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Фактов намеренного уклонения общества от исполнения возложенных на него обязанностей, предусмотренных Законом N 220-ФЗ, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что заявленная Департаментом в иске причина не является достаточным основанием для применения к ответчику ответственности в виде прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу статьи 270 АПК РФ с приведением резолютивной части решения в соответствии с выводами суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 ноября 2021 года по делу N А12-16276/2021 отменить.
В удовлетворении исковых требований Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. И. Антонова |
Судьи |
С. А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-16276/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Ответчик: ООО "АВТОКОР"
Третье лицо: Администрация города Волгограда