г. Москва |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А41-74688/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Марченковой Н.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Россети Московский регион" на решение Арбитражного суда Московской области от 06.12.2021 по делу N А41-74688/21, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН: 1125024004918, ИНН: 5024129468,) к ПАО "Россети Московский регион" (ОГРН: 1057746555811, ИНН: 5036065113,) об обязании ПАО "Россети Московский регион" за свой счет в течении 30-ти (тридцати) календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу в выделе 7 квартала 34 Ликинского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества вблизи г. ЛикиноДулево городского округа Орехово-Зуево Московской области навалы древесины и древеснокустарниковой растительности прошлых лет складировать в валы и отделить их противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к ПАО "Россети Московский регион" со следующими требованиями:
- Обязать Публичное акционерное общество "Россети Московский регион" (ОГРН: 1057746555811 ИНН: 5036065113, КПП: 772501001) за свой счет в течении 30-ти (тридцати) календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу в выделе 7 квартала 34 Ликинского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества вблизи г. Ликино-Дулево городского округа Орехово-Зуево Московской области навалы древесины и древесно-кустарниковой растительности прошлых лет складировать в валы и отделить их противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.12.2021 по делу N А41-74688/21 исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Россети Московский регион" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
17.01.2022 в материалы дела от ПАО "Россети Московский регион" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель ПАО "Россети Московский регион" поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 22 июня 2020 года при осуществлении государственного лесного надзора государственным лесным инспектором было выявлено нарушение лесного законодательства, выразившееся в том, что ПАО "Россети Московский регион" допустило нарушение правил пожарной безопасности в лесах, которое выразилось в том, что просека на которой находится линия электропередач ВЛ-10 кВ ф. 207 с ПС 270 не свободна от горючих материалов, а именно: в охранной зоне ЛЭП находятся навалы древесины и древесно-кустарниковой растительности прошлых лет, а также не выполнены мероприятия по отделению противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, оставленной после рубки древесины.
18 августа 2020 года в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении N 9-254/2020.
25 августа 2020 года ответчику выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства об осязании освободить от горючих материалов в виде порубочных остатков древесины до 27 октября 2020 года.
Данное предписание ответчиком не обжаловано и не отменено.
29 октября 2020 года заместителем начальника Шатура территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области было вынесено Постановление о назначении административного наказания N 9-254/2020. Согласно постановлению ПАО "Россети Московский регион" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 320 000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с принятым решением, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в Орехово-Зуевский городской суд Московской области с требованием отменить Постановление о назначение административного наказания от 29.10.2020 г.
Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области по делу N 12-696/2020 Постановление о назначении административного наказания от 29.10.2020 г. N 9-254/2020 было изменено в части назначенного административного наказания в виде административного штрафа снижен до 150 000 рублей, а жалоба ПАО "Россети Московский регион" удовлетворена частично.
Платежным поручением N 23466 от 25.03.2021 г. административный штраф в размере 150 000 рублей 00 копеек оплачен ответчиком.
27 октября 2020 года государственным лесным инспектором Московской области в отношении ПАО "Россети Московский регион" был составлен протокол N 9-500/2020, в связи с неисполнением предписания.
01 декабря 2020 года было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено наказание в размере 10 000 рублей 00 копеек.
Заявляя данные требования, истец ссылается, что данное предписание ответчиком не исполняется.
Поскольку предписание ответчиком не исполнено до настоящего времени, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пунктом 2 статьи 60 ЗК РФ закреплено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Исходя из статей 8 и 9 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, использование которых возможно после приобретения таких участков на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. п. а) п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах (пункт 23).
Кроме того, пункт 23 "Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 160 от 24 февраля 2009 г., обязывает сетевые организации обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства от 07.10.2020 г N 1614 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах".
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614), устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельных участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В материалы дела на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции представлен акт осмотра лесного участка от 27.08.2021 г., согласно которому установлено, что на участке лесного фонда в квартале 34 выделе 7,8 Ликинского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества, в охранной зоне воздушной линии электропередач присутствует заготовленная древесина и древесно-кустарниковая растительность, оставленная на местах рубок, собрана в штабеля, частично разбросана и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком не представлено доказательств того, что устранены нарушения, послужившие основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Как верно отмечено судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, ответчиком длительное время не исполняется предписание истца. При этом ссылка на то, что в будущем ответчик намерен заключить договор с подрядной организацией для исполнения предписания и уборки территории не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.12.2021 года по делу N А41-63859/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-74688/2021
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"