город Омск |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А46-13049/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Аристовой Е.В., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13904/2021) индивидуального предпринимателя Кляцова Алексея Владимировича на решение Арбитражного суда Омской области от 11.10.2021 по делу N А46-13049/2021 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Кляцова Алексея Владимировича (ИНН 550411477268, ОГРНИП 308554303000331) к Администрации Октябрьского административного округа города Омска (ИНН 5506020956, ОГРН 1025501248630, адрес: 644021, город Омск, улица Лизы Чайкиной, дом 1) о признании недействительным распоряжения N 521 от 14.07.2021 в части подпункта 17 пункта 1,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кляцов Алексей Владимирович (далее - заявитель, ИП Кляцов А.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Октябрьского административного округа города Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо, уполномоченный орган) о признании недействительным распоряжения N 521 от 14.07.2021 в части подпункта 17 пункта 1.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.10.2021 по делу N А46-13049/2021 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Администрацией был нарушен пункт 48.3 постановления Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Порядок N 1812-п), согласно которому не позднее чем за 90 дней до окончания действия договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) уполномоченный орган уведомляет владельца НТО об окончании срока действия договора и предоставлении владельцу НТО преимущественного права. По мнению заявителя, представленные Администрацией документы не подтверждают факт надлежащего уведомления предпринимателя, так как не содержат сведений об идентификаторе почтового отправления, в силу чего нельзя установить факт отправки корреспонденции. Процедура расторжения договора нарушена по вине Администрации.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 12.02.2016 между ИП Кляцовым А.В. и Администрацией округа был заключен договор на размещение НТО на территории Октябрьского АО N ОАО-НТО-ГЗ-234-005 (далее - Договор).
Согласно пункту 1.1 договора Администрация округа предоставляет ИП Кляцову А.В. на 5 лет место для размещения павильона, общей площадью 10 кв.м., размещаемый относительно ориентира, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Масленникова, д. 140 (45 м северо-восточнее).
Согласно уведомлению от 28.01.2021 N исх.-ОАО/1-15/140 предприниматель извещался об истечении 17.02.2021 срока действий договора, а также предложено воспользоваться правом выбора компенсационного места, не обременённого правами третьего лица, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов в течение 90 календарных дней с момента получения уведомления.
14.07.2021 Распоряжением Главы Администрации ОАО города Омска N 521 "О выносе и демонтаже самовольно размещенного движимого имущества" павильон, площадью 10 кв.м., расположенный по адресу: г. Омск, ул. Масленникова, д. 140, признан самовольно размещенным движимым имуществом (часть подпункта 17 пункта 1).
Полагая, что Распоряжение Администрации нарушает его права и законные интересы и не соответствуют требованиям действующего законодательства в части подпункта 17 пункта 1, ИП Кляцов А.В. обратился в арбитражный суд с заявлением.
11.10.2021 Арбитражного суда Омской области принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ не усматривает оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Принятый на территории муниципального образования город Омск Порядок N 1812-п определяет процедуру размещения НТО на территории г. Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации г. Омска при разработке схемы размещения НТО на территории г. Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение НТО на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения НТО на территории г. Омска.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 1812-п аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, срок размещения которого составляет до 1 года включительно, проводится согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, срок размещения которого составляет более 1 года, проводится в электронной форме.
В силу пункта 24 Порядка N 1812-п право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающих статусом индивидуального предпринимателя или юридического лица, в следующих случаях:
1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) предоставления компенсационного места.
Основанием для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта является распорядительный акт уполномоченного органа о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
В течение 90 календарных дней с момента получения уведомления о расторжении договора аренды земельного участка, направленного департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, арендатор земельного участка имеет право обратиться в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта. Договор на размещение нестационарного торгового объекта должен быть заключен в течение 10 рабочих дней с момента обращения арендатора земельного участка в уполномоченный орган при соблюдении условий, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае отсутствия обращения по истечении указанного срока арендатор земельного участка теряет право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно пункту 25 Порядка N 1812-п компенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта предоставляется в соответствии с Порядком предоставления компенсационного места на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска согласно приложению N 4 к настоящему Порядку в случаях, в частности, если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий договор аренды земельного участка, размещен в местах, не установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, правом на заключение договора без проведения аукциона имеют лица, с которыми ранее был заключен договора аренды и включенные в схему, а также лица, с которыми ранее был заключен договора аренды, но не включенные в схему в порядке предоставления компенсационного места.
Постановлением администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" утверждена схема размещения объектов - указаны адресные ориентиры и площадь НТО.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, предусматривающий, что размещение таких торговых объектов на территории города Омска производится в соответствии с утвержденной администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города, утвержден постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска".
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения НТО утвержден приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 N 28 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок разработки схем).
В силу Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденного приведенным постановлением, этот правовой акт определяет процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения.
Из постановления администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (в редакции, действовавшей на дату вынесения распоряжения) следует, что торговый павильон площадью 10 кв.м, расположенный по адресу (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного): ул. Масленникова, д. 140, не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
Срок действия договора от 12.02.2016 N ОАО-НТО-ГЗ-234-005 на размещение НТО истек 12.02.2021.
Материалами настоящего дела подтверждается, что уведомлением от 28.01.2021 N исх.-ОАО/1-15/140 предприниматель извещался об истечении 17.02.2021 срока действий договора, а также ему было предложено воспользоваться правом выбора компенсационного места, не обременённого правами третьего лица, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов в течение 90 календарных дней с момента получения уведомления.
В подтверждение отправки уведомления от 28.01.2021 N исх.-ОАО/1-15/140 представлен реестр на отправку почтовых отправлений от 29.01.2021, акт приема-передачи корреспонденции от 29.01.2021, подписанный между Администрацией и ООО "Национальная Почтовая служба".
Указанные документы опровергают доводы ИП Кляцова А.В. о том, что Администрацией был нарушен пункт 48.3 Порядка N 1812-п, о нарушении процедуры расторжения договора. Отсутствие в документах сведений об идентификаторе почтового отправления само по себе не свидетельствует о том, что почтовая корреспонденция не направлялась.
Напротив, указанное подтверждается реестром на отправку почтовых отправлений и актом приема-передачи корреспонденции от 29.01.2021.
Более того, судебная коллегия исходит из того, что направление уведомления об истечение срока действия договора в данном случае не является частью процедуры расторжения договора. Заключенный между Администрацией и предпринимателем договор N ОАО-НТО-ГЗ-234-005 на размещение НТО предусматривал 5-летний срок действия. Договор от 12.02.2016 N ОАО-НТО-ГЗ-234-005 прекратил своё действие 12.02.2021 в силу истечения срока действия договора. Положений о пролонгации своего действия договор не содержит.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в настоящем деле предметом спора выступает законность распоряжения о сносе НТО предпринимателя, а не вопросы реализации преимущественного права на заключение договора на размещение НТО из числа компенсационных мест, на которые в первую очередь направлены положения пункта 48.3 Порядка N 1812-п.
Материалами настоящего дела подтверждается, что на момент принятия оспариваемого распоряжения спорное НТО не было включено в схему, а договор от 12.02.2016 N ОАО-НТО-ГЗ-234-005 прекратил своё действие в силу истечения его срока, заявление на предоставление компенсационного места не подавалось, то есть НТО располагался на земельном участке без правовых оснований.
Постановление Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п утверждено Положение о порядке выноса движимого имущества в городе Омске" (Положение N 95-п).
В силу пункта 4 Положения N 95-п выявление самовольно размещенного движимого имущества осуществляют уполномоченные структурные подразделения Администрации города Омска - администрации административных округов города Омска.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 95-п каждый случай выявления самовольно размещенного движимого имущества оформляется актом, в котором указываются:
- сведения о земельном участке либо сведения о месте размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов;
- дата, время составления акта;
- наименование структурного подразделения Администрации города Омска, подготовившего акт;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), составившего (составивших) акт;
- место нахождения выявленного объекта;
- сведения о признаках нарушений, о лицах (если такие установлены), допустивших выявленные нарушения, статьи и пункты нормативного правового акта, требования которого нарушены;
- сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом лиц, присутствовавших при выявлении объекта, их подписи или отказ от подписи и другие сведения;
- сведения о наличии или отсутствии возможности перемещения движимого имущества без нарушения целостности конструкций.
Приложением к акту является фотографический материал проверяемого участка и расположенных на нем объектов, а также в случае составления акта в отношении нестационарного торгового объекта карта-схема территории в радиусе 20 м от центральной точки места размещения самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, выполненная на адресном плане города Омска (далее - карта-схема).
Акт в течение трех рабочих дней с момента его составления направляется в правоохранительные органы для установления лица, самовольно разместившего движимое имущество, и для решения вопроса о привлечении указанного лица к административной ответственности.
На основании составленных актов администрации административных округов города Омска готовят планы выноса и (или) демонтажа движимого имущества на территории соответствующих административных округов города Омска, которые размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска (пункт 5.1 Положения N 95-п).
Выносу и (или) демонтажу подлежит выявленное самовольно размещенное движимое имущество (пункт 6 Положения N 95-п).
Согласно пункту 8 Положения N 95-п на основании акта администрации административных округов города Омска готовят распоряжение главы администрации административного округа города Омска с учетом размещенных в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска окружных планов выноса и (или) демонтажа движимого имущества. В случае издания Распоряжения в отношении нестационарного торгового объекта приложением к Распоряжению является карта-схема.
В Распоряжении указываются, в том числе, срок, в который должно быть добровольно вынесено и (или) демонтировано самовольно размещенное движимое имущество, составляющий не более 10 календарных дней и срок, в который выносятся и (или) демонтируются нестационарные торговые объекты, самовольно размещенные в пределах территории, указанной в карте-схеме, определяемый в соответствии с абзацем вторым пункта 24-1 настоящего Положения (пункт 9 Положения N 95-п).
Как было выше сказано, 14.07.2021 вынесено распоряжение главы Администрации Октябрьского административного округа г. Омска N 521 "О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества", в соответствии с которым принадлежащий заявителю павильон, общей площадью 10 кв.м., размещаемый относительно ориентира, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Масленникова, д. 140 (45 м северо-восточнее), определен самовольно размещенным объектом.
Данное распоряжение принято на основании акта контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов от 14.06.2021 N 100621/3 с приложением фотоматериалов и схемы расположения объекта на земельном участке.
Пунктами 2 и 3 вышеназванного распоряжения, определен срок добровольного выноса и (или) демонтажа до 23.07.2021, срок принудительного выноса и (или) демонтажа установлен с 26.07.2021 по 02.09.2021.
Следовательно, все предусмотренные Положением N 95-ФЗ процедуры были соблюдены, что свидетельствует о законности принятого распоряжения от 14.07.2021 N 521 "О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества".
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кляцова Алексея Владимировича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 11.10.2021 по делу N А46-13049/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13049/2021
Истец: ИП КЛЯЦОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ответчик: Администрация Октябрьского округа г. Омска, ОАО АДМИНИСТРАЦИЯ города Омска