город Ростов-на-Дону |
|
15 февраля 2022 г. |
дело N А32-41546/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представителя Барановой С.В. по доверенности от 27.12.2021 N 158, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2021 по делу N А32-41546/2019
по иску акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420)
к ответчику администрации муниципального образования город Краснодар
третьи лица: Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар, муниципальное казённое учреждение муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз", Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Краснодару (дислокация г. Краснодар), федеральное казенное учреждение "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю", Карасунская окружная г. Краснодара организация Краснодарской краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, Хуторское казачье общество "Ермоловский курень" Екатеринодарского районного казачьего общества Екатеринодарского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества, Краснодарское краевое отделение международного общественного фонда "Российский фонд мира", Центральная окружная г. Краснодара организация Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ВОИ), нотариальная палата Краснодарского края, общество с ограниченной ответственностью "Детафикс", публичное акционерное общество "Ростелеком", Полькин Федор Николаевич
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - АО "АТЭК", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация, ответчик) о взыскании задолженности за тепловую энергию за период с 01.02.2017 по 31.12.2018 в размере 41 144 604,76 руб., пени в размере 27 511 603,84 руб. (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар, муниципальное казённое учреждение муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз", Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Краснодару, федеральное казенное учреждение "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю", Карасунская окружная г. Краснодара организация Краснодарской краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, Хуторское казачье общество "Ермоловский курень" Екатеринодарского районного казачьего общества Екатеринодарского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества, Краснодарское краевое отделение международного общественного фонда "Российский фонд мира", Центральная окружная г. Краснодара организация Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ВОИ), нотариальная палата Краснодарского края, общество с ограниченной ответственностью "Детафикс", публичное акционерное общество "Ростелеком", Полькин Федор Николаевич.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2021 с администрации в пользу общества взыскано 39 431 007,33 руб. задолженности за поставленную тепловую энергию и 19 936 225,39 руб. пени. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ответчик является собственником нежилых помещений, в которые осуществлялась поставка тепловой энергии. Суд признал необоснованным начисление задолженности за тепловую энергию в отношении помещений, которые переданы администрацией на основании договора безвозмездного пользования, в отношении которых с истцом пользователем заключен контракт на поставку тепловой энергии, задолженность по которому отсутствует. В связи с чем суд принял представленный истцом альтернативный расчет, в который не были включены указанные помещения. С учетом срока действия моратория на начисление неустоек судом принят расчет неустойки с учетом ее уменьшения на период действия моратория.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда от 12.11.2021 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы администрация указывает, что истцом представлены акты обследования помещений, из которых не представляется возможным установить имеется ли надлежащая изоляция на трубопроводах центрального отопления в нежилых подвальных помещениях. По результатам осмотров, зафиксированных в актах от 29.10.2020, от 30.10.2020 и от 03.11.2020, в подвальных помещениях проходят теплоизолированные транзитные трубы центрального отопления, радиаторы отсутствуют, следовательно, услуга по отоплению в указанных помещениях не оказывалась. Многоквартирные дома, в которых расположены спорные нежилые помещения, находятся в управлении ООО "ГУК-Краснодар". Возложение на администрацию как на собственника обязанностей по производству работ по теплоизоляции трубопроводов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, противоречит условиям договора управления и действующему законодательству. С февраля 2017 года по декабрь 2018 года в месяцы отопительного периода услуга по отоплению многоквартирных домов оказывалась, следовательно, ежегодно составлялись акты о готовности домов к отопительному сезону, что ставит под сомнение отсутствие теплоизоляции на трубопроводах во время предоставления коммунальной услуги по отоплению.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "АТЭК" указывает, что в материалы дела представлены акты обследования помещений и фотоматериалы, свидетельствующие об отсутствии надлежащей теплоизоляции трубопроводов центрального отопления в нежилых помещениях ответчика. При проведении осмотра присутствовали уполномоченные представители ответчика. Наличие инженерных коммуникаций многоквартирного дома в подвале не дает оснований автоматически считать этот объект общим имуществом. Управляющая компания не должна нести обязанность по содержанию имущества, принадлежащего ответчику. Трубы отопления, проходящие через спорные помещения, обеспечивают нежилое помещение теплом в отопительный сезон и отвечают признакам теплопотребляющих установок.
В судебном заседании представитель общества возражала против удовлетворения апелляционной жалобы. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "АТЭК" осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в жилые и нежилые помещения, расположенные на территории города Краснодара и Краснодарского края.
До 01.01.2019 договор на поставку коммунальных ресурсов между сторонами заключен не был. С 01.01.2019 взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и собственником нежилых помещений определены условиями муниципального контракта N 31175, в котором потребителем коммунальных услуг выступает муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз" (учреждение является представителем ответчика в силу пункта 16.23 Устава, о чем указано в письме Департамента городского хозяйства и топливноэнергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар N 5912/25 от 27.05.2017).
17.01.2017 ООО "Городская управляющая компания - Краснодар" направило в адрес ответчика уведомление N 220-01 о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в отношении нежилых помещений.
Исполняя возложенную действующим законодательством обязанность представителями АО "АТЭК" совместно с представителями ООО "Городская управляющая компания - Краснодар" и сотрудниками муниципального казённого учреждения муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз" обследованы нежилые помещения, расположенные в городе Краснодаре по адресам: ул. 2-ой Нефтезаводской, 6, ул. Красная, 10, 22, 33, 78-80, 89, 137, 145/1, 147, 172, 198, 204, проспект Чекистов, 10, 13, ул. Дальняя,1/4, ул. Дзержинского, 2, 11/2, ул. Захарова, 43, 51, ул. Пушкина, 26, ул. Мира, 35, 37, 39, 40, 50/ ул. Коммунаров, 33, ул. Одесская, 29, ул. Офицерская, 37, 45, ул. Северная, 308, ул. Шоссе Нефтяников, 67, ул. Гидростроителей, 12, ул. Новороссийская, 186, ул. Сормовская, 11, 12, 15, 18, 23, ул. Ставропольская, 105, 153, 221/2, ул. Уральская, 158/2, 198, ул. Целиноградская, 14, поселок Белозерный, 12, 1-е отд. совхоза "Солнечный", 44, ул. Зиповская, 23, ул. Атарбекова, 29, 38, ул. Тургенева, 149-151, 155, 179, 191, ул. Российская, 94, 130, ул. Гимназическая, 60, ул. Орджоникидзе, 54, 56, 69, ул. Чапаева, 91, 92, 104, ул. Янковского, 17, 77, ул. Коммунаров, 3, 56, ул. Карасунская, 72, 79, ул. Ленина, 90, ул. Володарского, 6, 8, 1-е отд. учхоза "Кубань", ул. Чкалова, 167, ул. Советская, 36, 40, ул. Октябрьская, 97 / ул. Гоголя, 41, ул. Молодежная, 10, ул. Станкостроительная, 20, ул. Гоголя, 32, ул. Механическая, 31А, ул. Полины Осипенко, 143, ул. Рашпилевская, 34, 127, 325/1, 343, ул. Стасова, 181, ул. Щорса, 49, ул. Красноармейская, 1, ул. 2-я Пятилетка, 1, ул. Горького, 66, ул. Селезнева, 82, ул. Тюляева, 18, ул. Симферопольская, 18, ул. Трудовой Славы, 46, пос. Пригородный, 59, ул. 40 лет Победы, 146/6/1, ул. Московская, 72, ул. Воронежская, 40, ул. Железнодорожная, 23.
По результатам проведенных осмотров установлен факт подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления, тепловой энергии, и наличие точек водоразбора (горячего водоснабжения) в нежилые помещения, находящиеся в многоквартирных домах, о чем составлены акты обследования помещений. Собственником указанных нежилых помещений является администрация, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
На основании составленных актов обследования помещений истцом произведен расчет задолженности за потребление тепловой энергии в соответствии с установленными тарифами и нормативами, за период с 01.02.2017 по 31.12.2018 на сумму 42 496 360,40 руб.
Ответчику вручено требование от 01.07.2019 N ИП-01/3031-06-1307 об оплате стоимости потребления тепловой энергии, которое оставлено администрацией без удовлетворения.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате потребленной в период с 01.02.2017 по 31.12.2018 тепловой энергии послужило основанием для обращения АО "АТЭК" в суд с настоящим исковым заявлением.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Отсутствие договорных отношений с организацией, теплопотребляющие установки которой присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Правовые основы отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, регламентирует Федеральный закон N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу положений статьи 22 Закона о теплоснабжении (пункты 8 - 10) теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий).
При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.
Расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.
Стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
Таким образом, в силу указанных норм Закона о теплоснабжении действующее законодательство рассматривает неоплаченную потребителем стоимость бездоговорного потребления коммунального ресурса в качестве особого вида убытков, размер которого определяется по правилам, закрепленным нормативно-правовыми актами (расчетным методом).
Пунктом 9 статьи 15 Закона теплоснабжении предусмотрено, что оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что в период с 01.02.2017 по 31.12.2018 АО "АТЭК" осуществляло поставку тепловой энергии в многоквартирные дома, в которых расположены принадлежащие ответчику нежилые помещения.
Договор теплоснабжения за заявленный истцом период между сторонами не был заключен.
Пункт 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предусматривает обязательства собственника нежилого помещения по заключению прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, а именно: в случае если в соответствии с настоящими Правилами исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, не является ресурсоснабжающая организация, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан в течение 5 дней после заключения договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями представить исполнителю их копии, а также в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.
В соответствии с абзацем 5 пункта 6 Правил N 354 в случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления).
Таким образом, при отсутствии договора ресурсоснабжения между собственником нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией, необходимо признать факт бездоговорного потребления и признать право исключительно ресурсоснабжающей организацией, предъявить к оплате собственнику нежилого помещения коммунальный ресурс в объеме, рассчитанном для случая бездоговорного потребления.
Согласно пункту 43 Правил N 354, в редакции, действующей в период образования задолженности, объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42 (1) указанных Правил.
Пунктом 42(1) Правил N 354 установлены правила определения платы коммунальной услуги по отоплению, в частности в МКД, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к указанным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Размер платы за предоставленные услуги по отоплению рассчитывается исходя из пункта 2 Приложение N 2 Правил N 354 от 06.05.2011 и определяется по формуле:
Р = N * S * T, где
Р - размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии, при отсутствии общедомового прибора учета;
N - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
S - общая площадь нежилого помещения;
Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер платы за услугу по горячему водоснабжению определяется на основании пунктов 15 и 16 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
Проверив представленный истцом расчет задолженности (исключающий нежилые помещения, в отношении которых заключен контракт с пользователем), суд первой инстанции признал его верным, составленным на основании Правил N 354 по тарифам, установленным для истца приказами РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края в соответствии с нормативами потребления, с учетом Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр, и Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
Возражая против удовлетворения исковых требований, администрация ссылается на недоказанность факта потребления тепловой энергии в принадлежащих ей подвальных помещениях.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 20.12.2018 N 46-П указал, что одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы.
Во исполнение названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 N 1708 и от 23.02.2019 N 184 в Правила N 354 внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирный дом, в частности, в соответствующих формулах приложения N 2 к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если в данном помещении согласно схеме теплоснабжения, утвержденной в соответствии с Законом о теплоснабжении, осуществляется использование индивидуальных источников тепловой энергии.
Таким образом, с учетом выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 20.12.2018 N 46-П позиций, а также изменений, внесенных в правовое регулирование отношений в сфере оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, взыскание с собственников помещений в многоквартирном доме несправедливой и несоразмерной объему потребленной тепловой энергии платы не допускается.
По смыслу положений Правил N 354 взимание платы за коммунальную услугу по отоплению возможно лишь в отношении помещений, которые относятся к отапливаемым.
В многоквартирном жилом доме отапливаемыми следует считать помещения, в которых для поддержания проектного значения температуры воздуха предусмотрено отопление при помощи отопительных приборов (радиаторов, конвекторов, регистров из гладких и ребристых труб) и (или) неизолированных трубопроводов системы отопления или тепловой сети.
В отношении помещения, которое в соответствии с проектной и технической документацией дома относится к неотапливаемым, с его собственника или пользователя не может быть взыскана плата за отопление.
Следовательно, к обстоятельствам подлежащим доказыванию в рамках настоящего спора, относится факт наличия в спорных помещениях отопительных приборов и (или) неизолированных трубопроводов системы отопления.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 31311-2005 "Приборы отопительные. Общие технические условия" отопительный прибор - устройство для обогрева помещения путем передачи теплоты от теплоносителя (вода, пар), поступающего от источника, теплоты, в окружающую среду.
В силу пункта 6.4 СП 60.13330.2012 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" отопительными приборами являются радиаторы секционные или панельные одинарные; отопительные приборы из гладких стальных труб.
В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" теплопотребляющая установка - это тепловая энергоустановка или комплекс устройств, предназначенные для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды.
Прохождение в подвальных помещениях многоквартирного дома разводных стояков трубопровода обусловлено техническим, технологическим и конструктивным устройством жилого дома. Они являются составной частью тепловой сети.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Факт отсутствия изоляции трубопроводов центрального отопления многоквартирных домов в спорных нежилых помещениях подтверждается представленными в материалы дела актами обследования с приложением фотоматериалов, которые составлены, в том числе, с участием представителей ответчика.
Согласно Своду правил по проектированию и строительству (Проектирование тепловой защиты зданий) СП 23-101-2004 от 26.03.2004 отапливаемым подвалом следует считать подвальное помещение, в котором для поддержания проектного значения температуры воздуха предусмотрено проектом и осуществлено отопление при помощи отопительных приборов (радиаторов, конвекторов, регистров из гладких или ребристых труб) и (или) неизолированных трубопроводов системы отопления или тепловой сети (приложение Б).
В ходе осмотра спорных помещений установлено, что через принадлежащие ответчику подвальные помещения проходит неизолированная сеть трубопроводов.
Следовательно, в принадлежащих ответчику подвальных помещениях осуществляется потребление тепловой энергии посредством тепловыделения от неизолированного трубопровода отопления и горячего водоснабжения.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что в настоящее время трубопроводы изолированы, что отражено в актах от 29.10.2020, от 30.10.2020 и от 03.11.2020, отклоняется судебной коллегией. Доказательств того, что система трубопроводов, проходящих в подвальных помещениях ответчика, в заявленный период - с 01.02.2017 по 31.12.2018 была изолирована, материалы дела не содержат.
Как пояснил представитель истца в судебном заседании, по мере изоляции трубопроводов центрального отопления в принадлежащих администрации помещениях, такие помещения исключались из расчета в соответствующем периоде.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что принадлежащие ответчику нежилые помещения относятся к отапливаемым.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что обязанность производить изоляцию трубопроводов возложена на управляющую общим имуществом многоквартирного дома компанию, отклоняется судебной коллегией.
Факт отнесения трубопроводов центральной системы отопления многоквартирного дома к общему имуществу собственников помещений дома не препятствует собственнику имущества принять меры к изоляции труб отопления с целью исключения у данного имущества признаков теплопотребляющих установок для принадлежащих ему помещений.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства принятия администрацией соответствующих мер в заявленный период, истец обоснованно посчитал спорные подвальные помещения отапливаемыми и начислил соответствующую плату за предоставленный ресурс.
Истцом в рамках настоящего дела также заявлено требование о взыскании с администрации пени за период с 01.03.2021 по 29.04.2021 в размере 27 511 603,84 руб.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
На основании статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с частью 9.4 статьи 15 Закона о теплоснабжении собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Поскольку ответчиком оплата за потребленную тепловую энергию администрацией своевременно произведена не была, суд первой инстанции признал требование истца о взыскании с ответчика законной неустойки обоснованным, произведенный альтернативный расчет (исключающий нежилые помещения, в отношении которых заключен контракт с пользователем, а также период действия моратория на начисление неустоек) признал арифметически и методологически верным.
Принятый судом первой инстанции расчет пени проверен судебной коллегией и признан обоснованным. Доводов относительно произведенного расчета пени апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы апелляционный суд не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2021 по делу N А32-41546/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41546/2019
Истец: АО "Автономная теплоэнергетическая компания", АО "АТЭК", Поломошнов Дмитрий Валерьевич, ФКУ "Уголовно-исполнительная инспекция управления ФСИН по КК"
Ответчик: Администрация МО г Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: ГУ МВД России по г. Краснодару, Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования города Краснодар, Карасунская окружная г. Краснодара организация Краснодарской краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, Краснодарское краевое отделение международного общественного фонда "Российский фонд мира", МКУ МО г. Краснодар "Горжилхоз", Муниципальное казенное учереждение муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз", Нотариальная палата Краснодарского края, ООО "Детафикс", ПАО "Ростелеком", Управление Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по г. Краснодару, Федеральное казенное учреждение "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю", Хуторское "Ермоловский курень" Екатеринодарского районного казачьего общества Екатеринодарского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества, Центральная окружная организация краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ВОИ), Полькин Федор Николаевич