г. Москва |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А41-18350/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Марченковой Н.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ленинского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11.11.2021 по делу N А41-18350/21, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску Администрации Ленинского городского округа Московской области (ОГРН: 1205000022897, ИНН: 5003138447) к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423, ИНН: 7705031674) третьи лица: ГБУЗ г. Москвы "Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом департамента здравоохранения города Москвы" (ОГРН: 05.12.2002, ИНН: 7718115064),Управление Росреестра по Московской области - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ленинского городского округа Московской области обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы со следующими требованиями:
-Признать право собственности муниципального образования Ленинский городской округ Московской области на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0030104:13 площадью 10970 кв. м по адресу: Московская область, Ленинский район, Булатниковский с/о, п. Дубровский, ул. Советская, д. 13-13а, уч. N 29-ю/4.
Решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-18350/21 в удовлетворении исковых требований Администрации Ленинского городского округа Московской области отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Департамента городского имущества города Москвы, ГБУЗ г. Москвы "Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом департамента здравоохранения города Москвы", Управления Росреестра по Московской области - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда https://kad.arbitr.ru/.
Представитель Администрация Ленинского городского округа Московской области поддержал доводы своей жалобы, просит обжалуемый судебный акт отменить.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, главой администрации Булатниковского сельского Совета народных депутатов Ленинского района Московской области от 27.04.1992 г. "О выдаче свидетельства на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей" постановлено выдать гражданам свидетельство на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей постоянно проживающим в населенных пунктах, наследникам, имеющих земельные участки при домовладении, являющимися на праве личной собственности, членам садовых и огородных товариществ, в том числе детскому туберкулезному санаторию N 64.
На основании вышеуказанного постановления 05.02.1993 г. Детскому туберкулезному центу N 64 в пос. Дубровский выдано свидетельство N 1658 на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей площадью 6,37 га.
Администрацией Ленинского района Московской области вынесено Распоряжение от 07.10.2004 г. N 2619-р/о "Об утверждении границ земельного участка Государственному учреждению здравоохранения г. Москвы "Детский туберкулезный санаторий N 64" Департамента здравоохранения г. Москвы".
ГБУЗ г. Москвы "Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом департамента здравоохранения города Москвы" подано заявление вх. N 21/007/2005-492 от 28.03.2005 г. о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:21:030104:0013.
На основании вышеуказанного распоряжения Государственному учреждению здравоохранения г. Москвы "Детский туберкулезный санаторий N 64" Департамента здравоохранения г. Москвы выдано свидетельство о государственной регистрации права от 26.05.2005 г. постоянного (бессрочного) пользования земельного участка для размещения десткого туберкулезного санатория, категория земель - земли поселений, общая площадь 10970 кв. м, кадастровый номер 50:21:030104:0013.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 19.02.2016 г. N 3011 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Государственного учреждения здравоохранения города Москвы Детский туберкулезный санаторий N 64 Департамента здравоохранения города Москвы земельным участком, расположенным по адресу: Московская область, Ленинский район, Булатниковский с.о., пос. Дубровский, ул. Советская, уч. 29ю/4, д. 13-13а" прекращено права постоянного (бессрочного) пользования государственного учреждения здравоохранения города Москвы земельным участком с кадастровым номером 50:21:0030104:13.
На земельном участке с кадастровым номером 50:21:0030104:13 расположены объекты жилищного фонда - общежития, а именно нежилое здание - общежитие с кадастровым номером 50:21:0030103:447, нежилое здание - общежитие с кадастровым номером 50:21:0030103:651.
В рамках дела N А41-33530/18 судом установлено, что на балансе учреждения находятся жилые помещения (общежития) расположенные по адресу Московская область Ленинский район п. Дубровский ул. Советская д. 13 и 13А.
Указанные общежития перешли на баланс учреждения в связи с реорганизацией ГКУЗ "ДТС N 64 ДЗМ" в форме присоединения его к учреждению 15.01.2015, до реорганизации указанные общежития находились на балансе указанного лица с 1957 года.
Решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-33530/18 вступившим в законную силу признаны незаконными действия (бездействия) администрации Ленинского муниципального района Московской области, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность жилые помещения (общежития), расположенные по адресу: Московская область Ленинский район п. Дубровский, ул. Советская, д. д. 13, 13А (инвентарные номера 2-1020010 и 2-1020011).
Суд обязал Администрацию Ленинского муниципального района Московской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность следующие объекты недвижимости: инв. N 2-1020010, 1916 года постройки - общежитие; инв. N 2-1020011, 1957 года постройки - общежитие.
На основании решения Арбитражного суда Московской области по делу N А41-33530/18 Администрацией муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области принято Постановление от 25.03.2019 г. N 1018 "О принятии в собственность Ленинского муниципального района и закреплении в муниципальной казне общежитий, расположенных по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Дубровский, ул. Советская, д. д. 13, 13А".
Как следует из выписки из ЕГРН по состоянию на 01.02.2021 г. земельный участок с кадастровым номером 50:21:0030104:13 принадлежит на праве собственности г. Москве.
Истец, заявляя данные требования, указывает, что произвести государственную регистрацию в установленном порядке права муниципальной собственности на здания общежитий при отсутствии прав на земельный участок, на котором они расположены, невозможно, ссылаясь на нормы ст. 273 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ. В связи с чем, истец обратился в суд с требованием о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0030104:13.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Применяя указанную норму права, следует учитывать следующее.
Согласно частям 1 и 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав. Статьей 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования.
Судом первой инстанции установлено, что истцом не представлено в материалы дела доказательств, подтверждающих заключение между истцом (собственником здания) и ответчиком (собственником спорного земельного участка) соглашения, в соответствии с которым при переходе права собственности на здание к истцу перешло право собственности на спорный земельный участок.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о том, что право собственности на спорный земельный участок переходит в силу закона, поскольку предусмотренного статьей 273 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашения в материалы дела не представлено.
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской федерации в муниципальную внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими собственность установлен пунктом 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными дополнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 г. N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" установлено, что для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации необходимо представить следующие документы:
а) предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о передаче имущества субъекта Российской Федерации или муниципального имущества в федеральную собственность, предложение органа местного самоуправления о передаче муниципального имущества в собственность субъекта Российской Федерации или предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче имущества субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность;
б) выписка из реестра государственного (муниципального) имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;
в) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в отношении предлагаемого к передаче недвижимого имущества (в том числе в отношении земельных участков в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия собственника имущества;
г) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственному (муниципальному) унитарному предприятию, государственному (муниципальному) учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости);
д) документы, подтверждающие право собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования на предлагаемые к передаче земельные участки как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости);
з) согласие (письмо) государственного (муниципального) предприятия, государственного (муниципального) учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо);
и) заверенная в установленном порядке копия устава государственного (муниципального) предприятия, государственного (муниципального) учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;
к) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении государственного (муниципального) предприятия, государственного (муниципального) учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;
л) бухгалтерский баланс государственного (муниципального) предприятия, государственного (муниципального) учреждения - в случае их передачи как имущественных комплексов;
м) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество необходимо для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных служащих, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений;
н) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;
о) предложение федерального органа исполнительной власти о передаче в федеральную собственность имущества с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества и с указанием организации, за которой предлагается осуществить закрепление имущества (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), либо предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче в собственность субъекта Российской Федерации имущества с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества и с указанием организации, за которой предлагается закрепление имущества;
п) обращение федерального государственного предприятия, федерального государственного учреждения или государственного предприятия, государственного учреждения субъекта Российской Федерации о принятии имущества в федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации соответственно в случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится такая организация, предлагается закрепление имущества за ней;
р) заверенная в установленном порядке копия устава организации, за которой предлагается закрепление имущества;
с) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении организации, за которой предлагается закрепление имущества.
Вместе с тем, истцом указанный порядок соблюден не был. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.11.2021 года по делу N А41-18350/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18350/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ