город Ростов-на-Дону |
|
15 февраля 2022 г. |
дело N А53-38154/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии:
от прокурора Обливского района Ростовской области: прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Зонов О.В., удостоверение N 304471,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медсервис+"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.12.2021 по делу N А53-38154/2021
по заявлению прокурора Обливского района Ростовской области к обществу с ограниченной ответственностью "Медсервис+" (ИНН 6167196922, ОГРН 1196196047200)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Обливского района Ростовской области обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Медсервис+" (далее - Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.12.2021 Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решение мотивировано наличием в действиях Общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает об отсутствии состава административного правонарушения. Административным органом не доказана вина Общества во вменяемом правонарушении.
Общество указывает на возможность признания правонарушения малозначительным.
Являясь субъектом малого предпринимательства, впервые совершившим правонарушение указывает на возможность применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо назначить штраф ниже низшего предела предусмотренного санкцией статьи.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество подало ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Апелляционный суд удовлетворил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества.
Прокурор Обливского района представил отзыв на апелляционную жалобу. Апелляционный суд приобщил отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Общество, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассматривается в порядке статьи 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии Общества, надлежащим способом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии, выданной Министерством здравоохранения Ростовской области N ЛО-61-02-004264 от 24.11.2020 (л.д. 55-58).
Прокуратурой Обливского района Ростовской области была проведена проверка соблюдения Обществом требований лицензионного законодательства в сфере осуществления фармацевтической деятельности в аптеках, расположенных по адресам: Ростовская область, Обливский район, ст. Обливская, ул. Ленина, 2Б; Ростовская область, Обливский район, ст. Обливская, ул. Луначарского, 8; Ростовская область, Обливский район, ст. Обливская, ул. Ленина, 17а, при проведении которой был установлен факт осуществления Обществом деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:
- в рецептах МБУЗ ЦРБ Обливского района от 02.09.2021 N 17510121081094, N 17510121081083, N 17510121081072, N 17510121081061, N 17510121081049, от 07.09.2021 N 17510121082799, N 17510121082788, N 17510121082777, N 17510121082766, N 17510121082755, N 17510121082802 не указан способ применения лекарственного препарата на государственном языке Российской Федерации или государственном языке республик и иных языках народов Российской Федерации, данные рецепты в журнале не зарегистрированы, отметка "Рецепт недействителен" не проставлена, не проставлены отметки об отпуске лекарственного препарата с указанием наименования аптечной организации, торгового наименования, дозировки, количества отпущенного лекарственного препарата, фамилии, имени, отчества фармацевтического работника, отпустившего лекарственный препарат, его подписи, даты отпуска лекарственного препарата, пациентам не были выданы корешки от рецептов, отметки на корешках о наименовании лекарственного препарата, дозировке, количестве, способе применения отсутствуют;
- по состоянию на 17.09.2021 года в аптеке, расположенной по адресу: Ростовская область, Обливский район, ст.Обливская, ул.Луначарского, 8, отсутствовали такие лекарственные препараты, входящие в минимальных ассортимент, как парацетамол в лекарственной форме: раствор для приёма внутрь или суспензия для приёма внутрь, суппозитории ректальные, лоратадин в лекарственной форме: сироп для приёма внутрь;
- в аптеке, расположенной по адресу: Ростовская область, Обливский район, ст. Обливская, ул. Ленина, 17а, отсутствовали такие лекарственные препараты, входящие в минимальных ассортимент, как имидазолилэтан амид пентандионовой кислоты в капсулах, парацетамол - суппозитории ректальные;
- в аптеках, расположенных по адресам: Ростовская область, Обливский район, ст. Обливская, ул. Ленина, 17а и Ростовская область, Обливский район, ст. Обливская, ул. Луначарского, 8, лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту хранятся вместе с безрецептурными лекарственными препаратами;
- в аптеках, расположенных по адресам: Ростовская область, Обливский район, ст. Обливская, ул. Ленина, 17а, Ростовская область, Обливский район, ст. Обливская, ул. Луначарского, 8 и Ростовская область, Обливский район, ст. Обливская, ул. Ленина, 2Б в торговой зоне в удобном для обозрения месте информация о невозможности возврата и обмена товаров аптечного ассортимента надлежащего качества не размещена;
- отсутствуют журналы периодической регистрации температуры внутри холодильного оборудования, журнал учета неправильно выписанных рецептов.
Выявленные нарушения зафиксированы в актах проверки от 17.09.2021 и фотоматериалами к нему (л.д. 24-32), и актом проверки от 16.09.2021(л.д 21).
Полагая, что в действиях Общества содержатся признаки правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурором Обливского района Ростовской области 28.09.2021, в присутствии представителя Общества Дворниковой Т.В., вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьёй 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьёй 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, материалы дела об административном правонарушении были направлены прокурором в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективной стороной данного правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) при грубом нарушении его (ее) условий.
Субъектом названного правонарушения является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на основании специального разрешения (лицензии).
В примечании к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение), устанавливающее порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями.
На основании пункта 5 Положения о лицензировании лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям.
Согласно пункту 6 Положения о лицензировании под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных пунктом 5 Положения.
Подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании предусмотрено соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Порядок предоставления гражданам государственной социальной помощи установлен нормами Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
Согласно статье 6.1 части 1 стат. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ, государственная социальная помощь включает предоставление социальных услуг, в состав которых входит оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, в том числе инвалидам.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 утверждён порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок), в силу пунктов 2.1, 2.3 и 2.7 которого за предоставлением необходимых лекарственных средств граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
При обращении гражданина врач, назначая лечение, выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные средства, предусмотренные Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи.
Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность утверждены приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н (далее - Правила), пунктом 4 которых установлено, что по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04 (л), отпускаются лекарственные препараты, выписываемые гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой.
При отпуске лекарственных препаратов по рецепту, оформленному на рецептурном бланке на бумажном носителе, фармацевтический работник проставляет отметку на рецепте об отпуске лекарственного препарата (пункт 9 Правил).
Пунктом 15 Порядка определено, что рецепты, выписанные с нарушением установленных правил, регистрируются в журнале, в котором указываются выявленные нарушения в оформлении рецепта, фамилия, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, выписавшего рецепт, наименование медицинской организации, принятые меры, отмечаются штампом "Рецепт недействителен" и возвращаются лицу, представившему рецепт. О фактах нарушения правил оформления рецептов субъект розничной торговли информирует руководителя соответствующей медицинской организации.
Порядок назначения лекарственных препаратов, формы рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядок оформления указанных бланков, их учет и хранение утверждены приказом Минздрава России от 14.01.2019 N 4н, пунктом 17 приложения N 3 которого установлено, что на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04(л) внизу имеется линия отрыва, разделяющая рецептурный бланк и корешок. Корешок от рецепта, оформленного на указанном рецептурном бланке, выдается пациенту (его законному представителю) в аптечной организации, на корешке делается отметка о наименовании лекарственного препарата, дозировке, количестве, способе применения.
В соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона N 61-ФЗ аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р утверждён перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Приложением N 4 к распоряжению Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р регламентирован минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, для аптек (готовых лекарственных форм, производственных, производственных с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.
Пунктом 5 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 N 647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения" документы по эффективному планированию деятельности, осуществлению процессов обеспечения системы качества и управления ими в зависимости от функций реализуемых субъектом розничной торговли, включают, в том числе, журнал периодической регистрации температуры внутри холодильного оборудования, журнал учета неправильно выписанных рецептов.
Согласно пункту 36 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 N 647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения" лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту на лекарственный препарат, размещаются отдельно от безрецептурных лекарственных препаратов в закрытых шкафах с отметкой "по рецепту на лекарственный препарат", нанесённой на полку или шкаф, в которых размещены такие лекарственные препараты.
В силу пункта 55 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 N 647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения" в торговой зоне в удобном для обозрения месте размещается, в том числе, информация о невозможности возврата и обмена товаров аптечного ассортимента надлежащего качества.
Факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 17.09.2021 года с приложенными фотоматериалами, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.09.2021 года.
Таким образом, Общество осуществляет деятельность в нарушение требований, предусмотренных подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.
Доказательства того, что Общество не имело возможности осуществить контроль за соблюдением лицензионных требований, в материалы дела не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении апелляционным судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На момент рассмотрения судом первой инстанции дела, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истёк.
Апелляционный суд считает, что в силу представленных в материалы дела доказательств, обстоятельств совершённого правонарушения, совершённое Обществом правонарушение нельзя признать малозначительным.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьёй 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе производства по делу установлено не было.
Учитывая характер совершенного правонарушения, наличие смягчающих ответственность обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости применения административного наказания в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Оценив в совокупности, установленные в рамках настоящего дела обстоятельства, доводы апелляционной жалобы Общества, апелляционный суд приходит к выводу о том, что, что административное наказание, назначенное Обществу в виде административного штрафа в размере 100000 руб. соответствует принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности и направлено на обеспечение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для назначения Обществу административного наказания в виде предупреждения либо снижение штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не предусмотрена обязанность, в данном случае, по уплате государственной пошлины.
С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.12.2021 по делу N А53-38154/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-38154/2021
Истец: Прокуратура Обливского района РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "МЕДСЕРВИС+"