г. Санкт-Петербург |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А21-7275/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.,
судей Геворкян Д.С., Горбачевой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.,
при участии:
от истца: Степанов Н.О. по доверенности от 22.02.2023 (онлайн),
от ответчика: Титовец А.И. по доверенности от 01.06.2023, Звягинцева О.В. по доверенности от 30.06.2023,
от 3-го лица: 1) Евдокимов А.А. по доверенности от 21.04.2023,
2) Горбачева Л.Л. по доверенности от 25.11.2022, Мошко А.С. по доверенности от 24.11.2022 (онлайн),
3) не явился, извещен,
рассмотрев апелляционные жалобы 13АП-16482/2019, 13АП-16484/2019 ООО "Балтийская Стивидорная Компания", АО "СОГАЗ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.04.2019 по делу N А21-7275/2018, принятое
по иску ООО "Автотор-Терминал"
к ООО "Балтийская Стивидорная Компания"
3-е лицо: АО "СОГАЗ"; ООО "Эллада Интертрейд"; ООО "КИА Моторс Рус"
о взыскании убытков и обязании вернуть имущество,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотор-Терминал" (далее - ООО "Автотор-Терминал") (ОГРН 1033901816630, ИНН 3905053340) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Балтийская Стивидорная Компания" (далее - ООО "БСК") (ОГРН 1023902095337, ИНН 3901003429) и просит обязать ООО "БСК" возместить ООО Автотор-Терминал" убытки в сумме 3 696 992 руб. 22 коп. путем перечисления указанной суммы на расчетный счет истца, а также вернуть содержимое разбитых контейнеров MEDU824247-2 и BMOU552354-1, в соответствии с транспортными товаро-сопроводительными документами на груз (Инвойс C40VR-170719-Soul-Bl от 19 июня 2017 г.) из расчета 8 поврежденных кузовов и 8 комплектов комплектующих:
1. Бампер передний в сборе, 8 штук;
2. Бампер задний в сборе, 8 штук;
3. Блок фара передняя (пр/лев), 8 комплектов - 16 штук.;
4.Фонарь комбин.зад. в сборе (пр.лев), 8 комплектов - 16 штук;
5.Комплект крепежа - болты, гайки, шайбы, 8 комплектов;
6.Топливный бак, 8 штук;
7.Обивка багажника в сборе, 8 штук;
8.Магнитола, 8 штук;
9. Колесо с диском (стальн. или из легк.сплава) в сб. (;шт.), 8 комплектов;
10.Колпак колеса (4 шт.) стальные диски, 8 комплектов;
11. Аккумулятор, 8 штук;
12. Постель аккумулятора, 8 штук;
13. Брызговик передн. (пр/лев.), 8 комплектов - 16 штук; 1
14.Брызговик задний (пр/лев), 8 комплектов- 16 штук;
15.Колесо запасное, 8 штук;
16.Радиатор системы охлаждения в сборе, 8 штук;
17.Резонатор, 8 штук;
18.Глушитель, 8 штук;
19.Прием, труба с катализ., 8 штук;
20.Возд. система, фильтр в сборе, 8 штук;
21.Воздуховод. 8 штук;
22. Защита двигателя лёв/пр., 8 комплектов- гб штук;
23.Накладка порога проема задней двери (пр/лев), 8 комплектов- 16 штук;
24.Звуковой сигнал, 8 штук;
25.Рулевое колесо, 8 штук;
26. Зеркало внешнее (лев./прав.), 8 комплектов - 16 штук;
27.Спинка заднего сиденья правая, 8 штук;
28.Декоративная крышка двигателя, 8 штук;
29.Домкрат с ручкой, 8 штук:
30.Сумка с инструментом, 8 штук.
Определением суда от 13.08.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности" (далее - АО "СОГАЗ").
Определением суда от 15.10.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельно требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "Эллада Интертрейд" (ОГРН 1023901005754, ИНН 3906072056) (далее - ООО "Эллада Интертрейд") и общество с ограниченной ответственностью "КИА Моторс Рус" (далее - ООО "КИА Моторс Рус").
Определением суда от 20.12.2018 ООО "Эллада Интертрейд" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Требования ООО "Эллада Интертрейд" заключаются в следующем: взыскать с ООО "БСК" в пользу ООО "Эллада Интертрейд" сумму убытков, причиненную ООО "Эллада Интертрейд" в размере 6 502 385 руб.91 коп.; в связи с необходимостью утилизации комплектующих и кузовов по требованию ООО "КИА Моторс Рус" обязать ООО "БСК" вернуть ООО "Эллада Интертрейд" содержимое разбитых контейнеров MEDU824247-2 и BMOU552354-L в соответствии с транспортными товаро-сопроводительными документами на груз (Инвойс C40VR-170719-Soul-Bl от 19.06.2017) из расчета 8 поврежденных кузовов и 8 комплектов комплектующих:
1) Бампер передний в сборе, 8 штук;
2) Бампер задний в сборе, 8 штук;
3) Блок фара передняя (пр/лев), 8 комплектов - 16 штук.;
4) Фонарь комбин.зад. в сборе (пр.лев), 8 комплектов - 16 штук;
5) Комплект крепежа - болты, гайки, шайбы, 8 комплектов;
6) Топливный бак, 8 штук;
7) Обивка багажника в сборе, 8 штук;
8) Магнитол а, 8 штук;
9) Колесо с диском (стальн. или из легк.сплава) в сб. (;шт.), 8 комплектов;
10) Колпак колеса (4 шт.) стальные диски, 8 комплектов;
11) Аккумулятор, 8 штук;
12) Постель аккумулятора, 8 штук;
13) Брызговик передн. (пр/лев.), 8 комплектов - 16 штук;
14) Брызговик задний (пр/лев), 8 комплектов- 16 штук;
15) Колесо запасное, 8 штук;
16) Радиатор системы охлаждения в сборе, 8 штук;
17.Резонатор, 8 штук;
18.Глушитель, 8 штук;
19.Прием, труба с катализ., 8 штук;
20.Возд. система, фильтр в сборе, 8 штук;
21.Воздуховод, 8 штук;
22.Защита двигателя лев/пр., 8 комплектов- 16 штук;
23.Накладка порога проема задней двери (пр/лев), 8 комплектов- 16 штук;
24.Звуковой сигнал, 8 штук;
25.Рулевое колесо, 8 штук;;
26.Зеркало внешнее (лев./прав.), 8 комплектов - 16 штук;
27.Спинка заднего сиденья правая, 8 штук;
28.Декоративная крышка двигателя, 8 штук;
29.Домкрат с ручкой, 8 штук:
30.Сумка с инструментом, 8 штук.
Решением суда от 08.04.2019 исковые требования ООО "Автотор-Терминал" оставлены без удовлетворения. Исковые требования ООО "Эллада Интертрейд" удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить, отказать ООО "Эллада Интертрейд" в удовлетворении требований в полном объеме.
АО "СОГАЗ", также не согласившись с решением суда, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просило решение суда отменить, отказать ООО "Эллада Интертрейд" в удовлетворении требований в полном объеме.
В судебном заседании представители ООО "Балтийская Стивидорная Компания", АО "СОГАЗ" поддержали доводы жалоб, представители ООО "Автотор-Терминал", ООО "Эллада Интертрейд" возражали против удовлетворения апелляционных жалоб.
ООО "КИА Моторс Рус", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.12.2016 между ООО "Автотор-Терминал" (Заказчик) и ООО "БСК" (Исполнитель) заключен договор N 01-04/17 (далее - договор).
В п. 1.1 указанного договора отмечено, что настоящий договор регулирует взаимоотношения сторон по приему на портовом комплексе г. Балтийск (далее - Терминал) транспортных средств, по организации и выполнению силами Исполнителя погрузки/выгрузки гружёных/порожних контейнеров, хранению грузов, оформлению приемопередаточной документации, а также по расчетам между сторонами за выполненные Исполнителем работы и услуги по гружёным контейнерам, прибывающим на Терминал на линейных судах в адрес ЗАО "АВТОТОР-менеджмент", ООО "Автотор-Терминал", ООО "Эллада Интертрейд" и возвратным порожним контейнерам, прибывающим на Терминал автотранспортом, а также выполнять работы и услуги на условиях договоров, заключенных с грузовыми агентами контейнерных линий.
В соответствии с п. 3.1.1. договора Исполнитель, в частности, обязуется выполнять погрузочно-разгрузочные работы на основании согласованных заявок Заказчика и в соответствии с правилами, действующими на морском транспорте.
В соответствии с пунктом 3.1.5. договора Исполнитель обязан обеспечить сохранность контейнеров/груза при производстве погрузочно-разгрузочных работ.
В соответствии с пунктом 5.1. договора стороны несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о морских портах.
Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если такое неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, форс-мажорных обстоятельств, подтвержденных документально в соответствии с нормами законодательства РФ (п. 5.4 договора).
Как следует из пояснений сторон и подтверждается материалами дела, 05.09.2017 между Заказчиком и Исполнителем по договору был составлен акт общей формы (т.1 л.д. 69), в соответствии с которым контейнеры MEDU8242472 и BMOU5523541 вследствие падения с высоты имеют повреждения и при первоначальном осмотре груза в контейнерах имеются видимые повреждения. Груз в контейнерах прибыл в адрес ООО "Эллада Интертрейд".
В этот же день, 05.09.2017 сертифицированным экспертом ООО "Соэкс-Балтия" составлен акт экспертизы N 7407864 "И" (т.1 л.д. 70-74), в котором установлено значительное повреждение контейнеров (п. 14 акта, приложение 1 к акту) и их содержимого (приложение 2 и 3 к акту).
29.09.2017 сертифицированным экспертом ООО "Соэкс-Балтия" составлен акт экспертизы N 7407864 "И" /1 (т.1 л.д.75-79), в котором установлено значительное повреждение содержимого контейнеров (п. 14 акта от 29.09.2017, приложения 1 - 4 к акту).
22.11.2017 года ООО "Автотор-Терминал" в порядке досудебного урегулирования спора во исполнение п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом срока предъявления претензии оператору морского терминала, установленного п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направило письмо о возмещении ущерба, исх. N АТ/01 -12/3310 (т.1 л.д. 80-84) и документы, подтверждающие убытки.
06.02.2018 ООО "Автотор-Терминал" повторно направило в ООО "БСК" требование о возмещении убытков письмом исх. N А Т/01 -12/310.
01.03.2018 письмом исх. N 150 ООО "БСК" предложило проведение экспертиз поврежденного имущества и организацию детального осмотра на территории заказчика в связи с отсутствием у него специальных технических средств для разгрузки кузовов из транспортной упаковки.
15.05.2018 ООО "БСК" направило ответ в адрес ООО "Автотор-Терминал" письмо исх. N 335, в котором были предложены следующие порядок и размеры возмещения:
- стоимость фактически поврежденного имущества на сумму до 2 452 960 руб. 30 коп. - после проведения независимой экспертизы о ремонтопригодности и/или целесообразности ремонта поврежденных кузовных комплектов, которой будет установлена точная сумма причиненного ущерба;
- дополнительно может быть рассмотрен вопрос о возмещении ущерба за повреждение наборов кузовных элементов на сумму до 1 244 031 руб. 92 коп. по результатам проведения соответствующей экспертизы;
- предложено возместить расходы на проведение экспертиз, а также стоимость выгрузки контейнеров "судно-склад".
На указанное предложение истец письмом от 30.05.2018 исх. N А Т/01 -12/1589 предложил ответчику следующее урегулирование ситуации: ООО "БСК" выплачивает ООО "Автотор-Терминал" до 01.07.2018 сумму в размере 3 696 992 руб. 22 коп.; до 01.07.2018 передает ООО "Автотор-Терминал" содержимое поврежденных контейнеров. В обоснование истец сослался на п. 4 ст. 24 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (документы, сопровождающие груз, в которых указана его стоимость, были предоставлены ООО "БСК") и на требование ООО "Киа Моторс РУС" (брендодержатель марки KIA на территории Российской Федерации) которое потребовало произвести утилизацию указанных элементов с предоставлением фотоотчета данного процесса и вырезанных табличек идентификационных номеров кузовов.
Так как ответчик предложение истца оставил без удовлетворения, ООО "Автотор-Терминал" инициировало настоящий иск в арбитражный суд.
В свою очередь, третье лицо - ООО Эллада Интертрейд" заявило самостоятельные требования относительно предмета спора, указав, что комплектующие прибыли в адрес ООО "Эллада Интертрейд" по контракту на поставку N AVT/KMC-606 от 01.02.2017, заключенному между ООО "Эллада Интертрейд" (Покупатель) и KIA Motors Corporation (Продавец). Поскольку в соответствии с п.3 ст.2 контракта Покупатель приобретает право собственности в отношении товаров в момент погрузки товара на морское судно в любом порту отгрузки Республики Корея, на момент поставки части и комплекты автомобилей являлись собственностью ООО "Эллада Интертрейд".
Так как восстановленные детали и компоненты не могут быть использованы в производстве новых автомобилей, ООО "КИА Моторс Рус" потребовало у ООО "Эллада Интертрейд" произвести возмещение денежных средств по заказанным и оплаченным автомобилям в размере 6 502 385 руб. 61 коп.
Поскольку 13.04.2018 ООО "Эллада Интертрейд" осуществило возврат ООО "КИА Моторс Рус" денежных средств в размере 6 502 385 руб. 61 коп. (платежное поручение N 3383 от 13.04.2018), оно понесло убытки в размере 6 502 385 руб. 61 коп.
Так как содержимое разбитых контейнеров ООО "Эллада Интертрейд" должно вернуть ООО "КИА Моторс Рус" в связи с необходимостью утилизации, третье лицо с самостоятельными требованиями просит взыскать с ООО "БСК" 6 502 385 руб. 91 коп. убытков и обязать ответчика вернуть ООО "Эллада Интертрейд" содержимое разбитых контейнеров MEDU824247-2 и BMOU552354-L в соответствии с транспортными товаро-сопроводительными документами на груз (Инвойс C40VR-170719-Soul-Bl от 19.06.2017) из расчета 8 поврежденных кузовов и 8 комплектов комплектующих:
1) Бампер передний в сборе, 8 штук;
2) Бампер задний в сборе, 8 штук;
3) Блок фара передняя (пр/лев), 8 комплектов - 16 штук.;
4) Фонарь комбин.зад. в сборе (пр.лев), 8 комплектов - 16 штук;
5) Комплект крепежа - болты, гайки, шайбы, 8 комплектов;
6) Топливный бак, 8 штук;
7) Обивка багажника в сборе, 8 штук;
8) Магнитол а, 8 штук;
9) Колесо с диском (стальн. или из легк.сплава) в сб. (;шт.), 8 комплектов;
10) Колпак колеса (4 шт.) стальные диски, 8 комплектов;
11) Аккумулятор, 8 штук;
12) Постель аккумулятора, 8 штук;
13) Брызговик передн. (пр/лев.), 8 комплектов - 16 штук;
14) Брызговик задний (пр/лев), 8 комплектов- 16 штук;
15) Колесо запасное, 8 штук;
16) Радиатор системы охлаждения в сборе, 8 штук; 17.Резонатор, 8 штук;
18.Глушитель, 8 штук;
19.Прием, труба с катализ., 8 штук;
20.Возд. система, фильтр в сборе, 8 штук;
21.Воздуховод, 8 штук;
22.Защита двигателя лев/пр., 8 комплектов- 16 штук;
23.Накладка порога проема задней двери (пр/лев), 8 комплектов- 16 штук;
24.Звуковой сигнал, 8 штук;
25.Рулевое колесо, 8 штук;;
26.Зеркало внешнее (лев./прав.), 8 комплектов - 16 штук;
27.Спинка заднего сиденья правая, 8 штук;
28.Декоративная крышка двигателя, 8 штук;
29.Домкрат с ручкой, 8 штук:
30.Сумка с инструментом, 8 штук
Исковые требования ООО "Автотор-Терминал" и ООО "Эллада-Интертрейд" основаны на положениях ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и положениях Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств".
Судом первой инстанции исковые требования ООО "Автотор-Терминал" оставлены без удовлетворения. Исковые требования ООО "Эллада Интертрейд" удовлетворены в полном объеме.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с п.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На иск о возмещении вреда распространяется общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.
Поскольку повреждений контейнеров произошло 04.09.2017, срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ, истцами не пропущен.
В силу статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При разрешении спора арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с предписанным Дистрибьютером запретом на производство автомобилей ООО "Эллада Интертрейд" не имеет право производить автомобили из поврежденных комплектов, заказывать комплектующие с целью производства указанных автомобилей или осуществлять их ремонт.
Таким образом, автомобили KIA Soul с указанными в иске номерами исключены из заказа на производство автомобилей в соответствии с письмом ООО "КИА Моторс Рус" от 10.10.2017, а комплектующие для их производства подлежат утилизации.
В соответствии с п.7 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" (далее TP ТС 018/2011) транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI технического регламента.
Техническое регулирование в отношении колесных транспортных средств осуществляется в целях обеспечения социально приемлемого уровня безопасности, а также выполнения государствами-членами Таможенного союза своих обязательств, вытекающих из участия в международных соглашениях в сфере безопасности колесных транспортных средств (Предисловие, 2 абз.).
В соответствии с Техническим регламентом в отношении восстановленных компонентов подтверждение соответствия не проводится.
Из вышеизложенного следует, что восстановленные детали и компоненты не могут быть использованы в производстве новых автомобилей, так как они не будут соответствовать установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
В письме (претензии) от 10.10.2017 ООО "КИА Моторс Рус" потребовало у ООО "Эллада Интертрейд"" также произвести возмещение денежных средств в адрес ООО "КИА Моторс Рус" по заказанным и оплаченным автомобилям в размере 6 502 385 руб. 61 коп.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 22.09.2017 ООО "Эллада Интертрейд" оплатило KIA Motors Corporation стоимость комплектов для сборки автомобилей с вышеуказанными номерами как часть платежа на общую сумму 225 046 124 руб. 00 коп.
05.04.2018 ООО "КИА Моторс Рус" обратилось к ООО "Эллада Интертрейд" со вторым письмом (претензией) с требованием произвести возврат денежных средств в сумме 6 502 385 руб. 61 коп.
13.04.2018 ООО "Эллада Интертрейд" осуществило возврат денежных средств ООО "КИА Моторс Рус" в размере 6 502 385 руб. 91 коп., что подтверждается платежным поручение N 3383 от 13.04.2018.
21.03.2019 экспертом Союз "Калининградская торгово-промышленная палата" Ю.П. Фатеевым, имеющим аттестат системы Торгово-Промышленной палаты России "ТПП Эксперт", "Экспертиза промышленных товаров", регистрация N 11160 от 12.12.2017, проведена экспертиза кузовов в сборе а/м KIA модель Soul и комплектующих к ним.
Задача экспертизы: определение технического состояния, характера и размеров повреждения товара, внешним осмотром.
Предъявленные документы: Дт 10012170/300817/0006683 (ИМ.78), B/L N 53361 168720 dd 29/08/2017. m/b VIOLETTA, Marine Cargo Insurance Policy N S27KERW01818 dd. 18.07.2017; Commercial invoice N C40VR-170719-SOUL-B1 dd 19/07/2017;
Экспертиза проводилась на территории ОАО "Балтийская Стивидорная Компания", ЗТК контейнеров, г. Балтийск, Калининградская область, в крытом, не отапливаемом складе.
При проведении экспертизы экспертом установлено:
1.Маркировка транспортной, потребительской, индивидуальной упаковки: на кузовах, в виде этикетки, комплектующие промаркированы при отправке этикеткой в виде наклейки с цифровым обозначением условного номера. Указанное подтверждает, что находящиеся в поврежденных контейнерах комплектующие привязаны к конкретному кузову.
2. Состояние упаковки продукции: транспортные паллеты имеют значительные механические повреждения, со следами внешнего воздействия и значительных разрушений: значительные искривления всей конструкции, разрывы сварных соединений, вмятины конструкции по направлению к содержимому (кузова автомобилей) и как следствие непосредственное механическое воздействие на кузова автомобилей и колёса в сборе.
Накладки бамперов и стеклоочистители ветрового стекла - в индивидуальной упаковке из полимерного амортизационного материала, частично поврежденного: вскрыта упаковка, разрывы с доступом к содержимому, загрязнения. Остальные комплектующие без упаковки.
Раздел 13 экспертизы: Транспортные паллеты с кузовами установлены на перевозочные трейлеры по две паллеты на трейлер. На каждой паллете расположены два кузова KIA Soul и комплектующие к ним, в картонной упаковке, а также 8 колес в сборе и две "докатки". Остальные комплектующие складированы на стеллажах склада.
На стр.5 экспертизы также указано: "внешним осмотром комплектующих на стеллажах склада установлено".
Таким образом, распаковка узлов, расположенных на паллетах, а также их осмотр проводились в присутствии представителя ООО "БСК".
Ответчик не представил документов, подтверждающих, что в составе осмотренных им узлов (комплектующих), расположенных на паллетах, отсутствуют какие-либо узлы (комплектующие), указанные в инвойсе C40VR-170719-Soul-Bl от 19.062017.
Экспертиза от 21.03.2019 установила значительные повреждения, как кузовов, так и комплектующих:
Кузова имеют значительные механические повреждения в виде общей деформации панелей, являющихся конструктивными элементами кузовов (двери, крыши, крылья, боковые панели, днища, лонжероны, капоты) и нарушения геометрических форм (смещение плоскостей панелей кузовов, различная ширина зазоров и сопряжений панелей), вмятины различной глубины и площади, сколы и царапины на лакокрасочном покрытии, разрушение остекления кузовов (лобовые стекла, боковые стекла, стекла боковых панелей)
- Комплектующие имеют значительные механические повреждения в виде общей и значительной деформации (вмятины, изгибы с нарушением правильной геометрической формы), значительные вмятины с деформацией рёбер жёсткости, разрушения материала изделия (сквозные трещины), сколы и утраты частей изделий, разрушения полимерных элементов крепления.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 производство по делу N А21-7275/2018 приостановлено до проведения экспертизы ООО "Региональный центр судебной экспертизы" по следующим вопросам:
- Подлежат ли ремонту поврежденные кузова (VIN KNAJP811BJ7540326, VIN KNAJP812BJ7532263, VIN KNAJP812BJ7532860, VIN KNAJP811BJ7540337, VIN KNAJP812BJ7532759, VIN KNAJP812BJ7532810, VIN KNAJP812BJ7532835, VIN KNAJP811BJ7540119) и поврежденные комплекты деталей кузовов автомобилей "КИА Soul", которые находились в контейнерах M MEDU8242472, M BMOU5523541?
- Какова стоимость восстановительного ремонта, необходимого для устранения повреждений вышеуказанных кузовов и комплектов деталей кузовов автомобилей "КИА Soul", с учетом износа и без учета износа?
- Какова стоимость каждого кузова и комплектов деталей кузовов автомобилей "КИА Soul" в поврежденном состоянии при невозможности их восстановления до первоначального состояния?
- Какова стоимость неповрежденных узлов, агрегатов, оборудования и комплектующих 8 машинокомплектов, как находившихся, так и отсутствовавших в контейнерах M MEDU8242472, N BMOU5523541 в соответствии с транспортными товаросопроводительными документами на груз (инвойсы C40VR-170719-SOUL-B1, C40VR-170719-SOUL-P1)?
09.01.2024 в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд поступило заключение эксперта N 142-12/19 от 27.09.2023 по делу N А21-7275/2018, в котором эксперт дал следующие ответы на поставленные вопросы:
1. Ввиду невозможности краткой формулировки ответ на поставленный вопрос изложен в исследовательской части заключения.
2. Ответить на поставленный вопрос не представляется возможным по изложенным в исследовательской части ответа на вопрос N 2 обстоятельствам.
3. Ответить на поставленный вопрос не представляется возможным по изложенным в исследовательской части ответа на вопрос N 3 обстоятельствам.
4. Стоимость неповрежденных сборочных единиц для восьми машинокомплектов с учетом оговорённых в исследовательской части ответа на вопрос 4 условий и допущений, составляет: 2 107 352 рубля 59 копеек.
В исследовательской части заключения экспертом установлено, что с технической точки зрения восстановление сборочных единиц, а именно: кузовов с идентификационными номерами KNAJP812BJ7532810, KNAJP811BJ7540119, KNAJP811BJ7540337 возможно, но практически сводится к изготовлению новых единиц, где одни из самых дорогостоящих деталей (кузова) подлежат замене с перестановкой на них уцелевших частей ранее установленных на поврежденные кузова.
По сборочным единицам, а именно кузовов идентификационными номерами KNAJP811BJ7540326, KNAJP812BJ7532835, KNAJP812BJ7532860, KNAJP812BJ7532759, KNAJP812BJ7532263 можно указать следующее, что с технической точки зрения восстановление сборочных единиц возможно, но требует значительных затрат, как трудозатрат (связанных с разборкой, дефектовкой сборочных единиц, установкой новых составных частей), так и расходов денежных средств (связанных с приобретением новых составных частей, как кузовных, так и не относящихся к кузову, но подлежащих замене).
Экспертом указана целесообразность возмещения ущерба путем возмещения владельцу имущества его полной стоимости.
С учетом указанных обстоятельств, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что убытки в размере 6 502 385 руб. 91 коп., причиненные ответчиком третьему лицу с самостоятельными требованиями относительно предмета спора (ООО "Эллада Интертрейд"), подтверждены материалами дела.
В этой части иск ООО "Эллада Интертрейд" о взыскании с ООО "БСК" 6 502 385 руб. 91 коп. убытков подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, доказательств нахождения спорного имущества у ООО "БСК" в материалы дела не представлено, в связи с чем требование об обязании ООО "БСК" вернуть ООО "Эллада Интертрейд" содержимое разбитых контейнеров оставлено без удовлетворения.
На основании изложенного, решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 08 апреля 2019 года по делу N А21-7275/2018 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Исковые требования ООО "Автотор-Терминал" оставить без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Балтийская Стивидорная Компания" в пользу ООО "Эллада Интертрейд" 6 502 385 руб. 91 коп. убытков и 49 551 руб. 93 коп. государственной пошлины.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7275/2018
Истец: ООО "Автотор-Терминал"
Ответчик: ООО "Балтийская стивидорная компания"
Третье лицо: АО "СОГАЗ", АО "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ", Государственный научный центр Российской Федерации государственного унитарного предприятия "НАМИ", ООО "Европейский центр судебной экспертизы", ООО "Независимое экспертное агентство", ООО "Региональный центр судебной экспертизы", ООО "Фаворит", ООО "КИА МОТОРС РОССИЯ И СНГ", ООО "КИА Моторс Рус", ООО "Эллада Интертрейд", ФБУ Калининградская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ