г. Москва |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А41-33540/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ООО "Сергиево-Посадский РО" - Севостьянова С.А. по доверенности от 26.11.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от комитета по ценам и тарифам Московской области - Простова О.И. по доверенности от 27.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сергиево-Посадский РО"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 10 декабря 2021 года по делу N А41-33540/21
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сергиево-Посадский РО"
к комитету по ценам и тарифам Московской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сергиево-Посадский РО" (далее - заявитель, общество, ООО "Сергиево-Посадский РО") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к комитету по ценам и тарифам Московской области (далее - комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 13.04.2021 N 13/01-04-2021.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2021 года по делу N А41-33540/21 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 81-85).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Сергиево-Посадский РО" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Сергиево-Посадский РО" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель комитета по ценам и тарифам Московской области возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.03.2021 в комитет из прокуратуры Московской области письмом N 7/2-50-2021 поступила справка ФАС России о результатах проведенной в отношении ООО "Сергиево-Посадский РО" проверки законности тарифообразования в сфере обращения с ТКО.
31 августа 2020 года ООО "Сергиево-Посадский РО" в комитет подано предложение об установлении тарифов в сфере обращения с ТКО на 2021 год.
В пункте 1.1.1 листа "Операционные расходы" шаблона организацией указана и учтена комитетом в тарифе на 2021 год численность АУП по факту 2019 года в количестве 149,35 чел.
Согласно представленным сведениям, проверкой установлено, что фактическая численность персонала за 2019 год, заявленная ООО "Сергиево-Посадский РО" в тарифном деле на 2021 год, на 38,35 человек выше среднесписочной численности работников, представленной в рамках отчетности в Федеральную налоговую службу.
Завышение показателя "Численность АУП" на 38,35 ед. привело к завышению показателя "Расходы на оплату труда" на 20,915 млн. руб. (38,35 чел. Х 45 448 руб./мес. (средняя заработная плата) х 12 мес.) и завышению показателя "Отчисления на социальные нужды АУП" на 6,32 млн. руб. (20,915 млн. руб. х 30,2% (размер страховых взносов)).
Данное обстоятельство привело к негативным последствиям в виде установления Комитетом экономически необоснованных (завышенных тарифов) и необходимости корректировки расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды за 2019 год.
По факту выявления в действиях общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, комитетом в отношении ООО "Сергиево-Посадский РО" 01.04.2021 составлен протокол N 13 об административном правонарушении.
13 апреля 2021 года по результатам рассмотрения материалов административного дела административным органом в отношении ООО "Сергиево-Посадский РО" вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Сергиево-Посадский РО" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
В качестве объективной стороны ООО "Сергиево-Посадский РО" вменяется представление в комитет заведомо недостоверных сведений, которые должны быть использованы при расчете и установлении тарифов на тепловую энергию для ООО "Сергиево-Посадский РО" на 2021 год.
Субъективная сторона правонарушения заключается в том, что общество, имея обязанность и возможность представить в комитет достоверные сведения для расчета и установления тарифов, представило заведомо недостоверные сведения о своей деятельности.
Согласно Положению о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 N 1321/46, комитет осуществляет установление подлежащих государственному регулированию тарифов, а также региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов).
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" тарифы в сфере обращения с ТКО подлежат государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 6 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Правила регулирования тарифов), регулируемая организация до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов.
Согласно пункту 7 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов. К заявлению об установлении тарифов прилагается, в том числе, расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки с приложением экономического обоснования исходных данных.
31 августа 2020 года ООО "Сергиево-Посадский РО" в комитет подано предложение об установлении тарифов в сфере обращения с ТКО на 2021 год.
Постановлением Правительства Московской области от 29.05.2019 N 304/16 утверждено Положение о государственной информационной системе Московской области "Автоматизированная информационно-аналитическая система Комитета по ценам и тарифам Московской области" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 9 Положения основными функциями автоматизированной информационно-аналитической системы Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее - АИС "Тариф") являются:
- сбор, проверка, обработка и анализ сведений, предоставляемых регулируемыми организациями в процессе оказания государственных услуг по установлению цен (тарифов), в том числе поданных посредством государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области";
- расчет цен (тарифов) для регулируемых организаций; сбор, проверка и обработка сведений, предоставленных регулируемыми организациями, для подготовки отчетности для представления в федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 10 Положения участниками информационного взаимодействия являются оператор АИС "Тариф", пользователи АИС "Тариф", регулируемые организации.
В соответствии с порядком оказания государственной услуги по установлению цен (тарифов) с использованием АИС "Тариф", утвержденным приказом председателя Комитета по ценам и тарифам Московской области от 30.04.2020 N 57 (в ред. приказа от 16.06.2020 N 73) (далее - Порядок), работа комитета с предложением ресурсоснабжающей организации об установлении тарифов осуществляется посредством АИС "Тариф", программного решения "Универсальный шаблон расчета тарифа" (далее - ПР Универсальный шаблон) и программного решения "Смарт-шаблон" (далее - smart-шаблон).
ПР Универсальный шаблон - программное решение комитета, используемое для заполнения и расчета регулируемыми организациями при формировании предложения по тарифному решению, интегрировано и является неотъемлемой частью АИС "Тариф".
Согласно порядку при работе с предложением ресурсоснабжающей организации (далее - РСО) об установлении тарифов и подготовке проекта тарифного решения Комитет использует информационные системы и программные решения, в частности ПР Универсальный шаблон (регистрация тарифной заявки, обоснование расчета тарифов организациями, экспертиза расчета тарифов кураторами, формирование экспертного заключения, формирование отчета по итогам мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, формирование заключения о доступных инвестиционных источниках в тарифах по проектам инвестиционных программ, формирование экспертного заключения, формирование данных для загрузки в АИС "Тариф").
В рамках тарифного регулирования в составе предложения об установлении тарифов организацией представлен ПР Универсальный шаблон "Расчет единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО" (далее - шаблон).
Прокуратурой Московской области проведена проверка установления цен (тарифов) регулирующим органом в сфере обращения с ТКО, в ходе которой установлены нарушения порядка ценообразования.
По результат проведенной проверки Прокуратурой Московской области комитету внесено представление об устранении нарушений с указанием на допущенные нарушения.
Так, в пункте 1.1.1 листа "Операционные расходы" шаблона организацией указана и учтена комитетом в тарифе на 2021 год численность АУП по факту 2019 года в количестве 149,35 человек.
Однако фактическая численность персонала за 2019 год, заявленная ООО "Сергиево-Посадский РО" в тарифном деле на 2021 год, на 38,35 человек выше среднесписочной численности работников, представленной в рамках отчетности в Федеральную налоговую службу.
Вместе с тем, по данным отчета по форме КНД 1110018 "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год", утвержденной приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@, представляемого до 2021 года в ФНС России, среднесписочная численность работников организации за 2019 год составляет 111 чел., что в действительности превышает аналогичный показатель, представленный на тарифное регулирование, на 38,35 чел.
Кроме того, согласно форме 5.4.1 "Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности организации, включая структуру основных производственных затрат", размещенной в свободном доступе посредством Федеральной государственной информационной системы "Единая Информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - ФГИС ЕИАС), среднесписочная численность ООО "Сергиево-Посадский РО" за 2019 год составляет 111 человек.
Организация, заполняя шаблон тарифной заявки в части фактически сложившихся показателей 2019 года умышленно исказила сведения о фонде оплаты труда и указала численность по штатному расписанию, что не может рассматриваться как фактическое значение.
Отклонение сведений о фактической численности работников по данным сайта ФНС России и ФГИС ЕИАС от сведений о фактической численности, представленных в шаблоне при подаче заявки об установлении тарифов, свидетельствует о представлении ООО "Сергиево-Посадский РО" в комитет заведомо недостоверных сведений.
Представление в комитет недостоверных (завышенных) сведений о численности работников привело к включению в необходимую валовую выручку экономически необоснованных расходов и соответственно к завышению показателя "Расходы на оплату труда" и, как следствие, показателя "Отчисления на социальные нужды АУП", рассчитанного автоматически от расходов на оплату труда.
Так, завышение показателя "Численность АУП" на 38,35 ед. привело к завышению показателя "Расходы на оплату труда" на 20,915 млн. руб. (38,35 чел. х 45 448 руб./мес. (средняя заработная плата) х 12 мес.) и завышению показателя "Отчисления на социальные нужды АУП" на 6,32 млн. руб. (20,915 млн. руб. х 30,2% (размер страховых взносов)).
Данное обстоятельство привело к негативным последствиям в виде установления комитетом экономически необоснованных (завышенных тарифов) и необходимости корректировки расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды за 2019 год.
Факт представления в комитет в составе тарифной заявки недостоверных сведений о фактической численности работников подтвержден материалами административного дела, а также материалами тарифного дела.
Кроме того, согласно письму от 13.04.2021 N 2060 (возражения на протокол) организация признает, что в тарифной заявке в подтверждение расчетных значений было представлено именно штатное расписание организации, а не фактическая численность за 2019 год. Организацией при заполнении сведений о фактическом значении за 2019 год использована численность согласно штатному расписанию, в то время как численность согласно штатному расписанию является плановым показателем.
В соответствии с Порядком создана Группа для осуществления первичного взаимодействия с организациями по вопросу приема заявлений об установлении цен (тарифов), регистрации заявлений об установлении цен (тарифов), контроля ведения тарифных дел в целях предоставления Комитетом государственной услуги по установлению цен (тарифов) с использованием информационных систем и решений комитета (далее - Группа "одного окна").
В соответствии с пунктом 3.1. Порядка Группа "одного окна" обеспечивает поддержку "Горячей линии Комитета" в рамках своих полномочий:
- техническая поддержка при формировании предложений регулируемых организаций об установлении тарифов;
- консультации по заполнению ПР Универсального шаблона и порядку подачи заявки на Портале государственных услуг Московской области.
В течение периода подачи тарифных заявок осуществлялась техническая поддержка при формировании предложений регулируемых организаций об установлении тарифов посредством отдельно выделенной электронной почты kct_forms@mosreg.ru, на которую обращались организации для устранения технических ошибок в ПР Универсальный шаблон.
ООО "Сергиево-Посадский" не обращалось на "Горячую линию Комитета" для получения разъяснений по возникающим при заполнении шаблона вопросам относительно фактической численности.
Таким образом, действия общества, выразившиеся в представлении в комитет в составе тарифной заявки по фактическим расходам данных, необходимых для анализа понесенных в 2019 году затрат, штатной численности работников вместо фактической численности за 2019 год свидетельствуют о представлении заведомо недостоверных сведений и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1. КоАП РФ.
Установленные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении обстоятельства свидетельствуют о наличии субъективной стороны состава вмененного административного правонарушения.
Объективная сторона состава вмененного обществу административного правонарушения подтверждается представленными материалами административного дела, протоколом по делу об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения; данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания, а также в исключительных случаях (п.18.1 Постановления).
Каких-либо особых, исключительных обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о малозначительности совершенного обществом правонарушения в данном случае, с учетом обстоятельств дела, не имеется.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Санкция части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В рамках оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое постановление является законным и отмене не подлежит.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2021 года по делу N А41-33540/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33540/2021
Истец: Комитет по ценам и тарифам Московской области, ООО "СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ