г. Санкт-Петербург |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А56-80602/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: предст. Гуркина М.Ю. - доверенность от 01.09.2021
от заинтересованного лица: предст. Свайкина Т.Г. - доверенность от 30.12.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43030/2021) общества с ограниченной ответственностью "Альянс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2021 по делу N А56-80602/2021 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании недействительным предписания от 01.07.2021 N 02/21/1060-р
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - заявитель, Общество, ООО "Альянс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 01.07.2021 N 02/21/1060-р.
Решением суда первой инстанции от 18.11.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Альянс" просит решение суда первой инстанции от 18.11.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Податель жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не дал оценку представленному в материалы дела протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 09.05.2021, которым собственники приняли решение не утверждать результаты корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за 2019-2020 годы с учетом распределителей, исключить показания распределителей при расчете платы и производить расчет платы за отопление в соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Податель жалобы также ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка доводам Общества о том, что установленные в квартирах распределители не введены в эксплуатацию.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основания, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 30.06.2021 N 02/21/1060-р Инспекцией в отношении ООО "Альянс" была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Парковая, д. 14, корп. 3, стр.1 (далее - МКД), управление которым осуществляет Общество на основании лицензии от 29.05.2015 N 78-000302 и договора управления от 28.06.2018 с целью проверки фактов, изложенных в обращении собственника помещения от 07.06.2021 вх.NОБ-10548-17/21-0-0, от 07.06.2021 вх. NОБ-10548-18/21-0-0 в части начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 2019-2020 годы.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 01.07.2021 N 02/21/1060-р.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что проектным решением строительства МКД предусмотрена вертикальная разводка внутридомовых трубопроводов системы централизованного отопления; МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии; индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета ни одно жилое или нежилое помещение в МКД не оборудованы. Всего в МКД 247 квартир, общая площадь которых составляет 10973,40 м2, из них 147 квартир, площадь которых составляет 6962,5 м2, оснащены распределителями тепла, что составляет более 50 % общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
ООО "Альянс" произведен расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за отопительный период 2019-2020 годов с учетом показаний распределителей, однако собственникам помещений в МКД в счета-квитанции для оплаты не представлен.
Полагая, что Обществом допущено нарушение пункта 42(1) Правил N 354, Инспекция выдала ООО "Альянс" предписание от 01.07.2021 N 02/21/1060-р об устранении в срок до 30.08.2021 выявленных нарушений, в соответствии с которым Обществу предписано представить по лицевому счету квартиры N160 в МКД, помещения которой оснащены распределителями тепла, произведенный расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за отопительный период 2019-2020 годов.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением суда первой инстанции от 18.11.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 18.11.2021 ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка заполнения акта" техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Жилые, нежилые помещения в МКД с вертикальной разводкой системы отопления могут быть оборудованы распределителями тепловой энергии.
Как определено в пункте 2 Правил N 354:
"распределитель" - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители;
"индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Таким образом, распределитель тепловой энергии, которым могут быть оборудованы помещения в МКД, оборудованном общедомовым прибором учета, независимо от способа разводки инженерных систем отопления МКД (горизонтальная, вертикальная), имеет отличный от индивидуального прибора учета тепловой энергии принцип работы, не определяет конкретный объем ресурса, потребленного в помещении, а только его долю, и не приравнивается по смыслу Правил N 354 к индивидуальному прибору учета тепловой энергии.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что проектным решением строительства МКД предусмотрена вертикальная разводка внутридомовых трубопроводов системы централизованного отопления; МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии; индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета ни одно жилое или нежилое помещение в МКД не оборудованы. Всего в МКД 247 квартир, общая площадь которых составляет 10973,40 м2, из них 147 квартир, площадь которых составляет 6962,5 м2, оснащены распределителями тепла (в том числе квартира N 160), что составляет более 50 % общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 (в редакции, действовавший в спорный период) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) Приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта и подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 Приложения N 2 к настоящим Правилам. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в указанном в настоящем абзаце многоквартирном доме, в случае осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода.
Таким образом, поскольку жилые и нежилые помещения в спорном МКД, площадь которых составляет более 50 % общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, то в силу пункта 42(1) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 Приложения N 2 к Правилам N 354.
Как установлено Инспекцией в ходе проверки, ООО "Альянс" произведен расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за отопительный период 2019-2020 годов с учетом показаний распределителей, однако собственникам помещений в МКД в счета-квитанции для оплаты указанный перерасчет не внесен (то есть фактически перерасчет платы не произведен), что является нарушением пункта 42(1) Правил N 354.
Судом апелляционной инстанции отклоняются ссылки подателя жалобы на протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 09.05.2021, которым собственники приняли решение не утверждать результаты корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за 2019-2020 годы с учетом распределителей и исключить показания распределителей при расчете платы.
В силу положений статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома не относится установление или изменение порядка расчета платы за коммунальные услуги, который определен Правилами N 354. Общее собрание собственников помещений не вправе изменять императивно установленный Правилами N 354 порядок расчета и корректировки платы за коммунальные услуги; пунктом 42(1) Правил N 354 обязанность исполнителя по проведению минимум один раз в год корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом показаний распределителей не поставлена в зависимость от решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Доводы подателя жалобы о том, что установленные в квартирах распределители не введены в эксплуатацию со ссылками на положения пунктов 81, 81(1), 81(4), 81(6) Правил N 354 также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанные положения Правил N 354 касаются ввода в эксплуатацию индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, в то время как распределитель не является индивидуальным прибором учета тепловой энергии. Доказательства выхода из строя или наличия факта нарушения целостности пломбы на распределителе квартиры N 160 заявителем в материалы дела не представлены.
Учитывая изложенное, оснований для признания недействительным предписания от 01.07.2021 N 02/21/1060-р не имеется, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 18.11.2021 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере по 1500 руб. подлежат оставлению подателе жалобы.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. (платежное поручение от 23.11.2021 N 1110) подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2021 по делу N А56-80602/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Альянс" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 23.11.2021 N 1110.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80602/2021
Истец: ООО "АЛЬЯНС", ООО "АЛЬЯНС" представитель Гуркина М.Ю.
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА