г. Тула |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А23-6414/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2022 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., рассматривает в судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания), апелляционную жалобу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 22.11.2021 по делу N А23-6414/2021, принятое по заявлению министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004404080, ИНН 4027064217) к управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001345598, ИНН 4026003620), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Бастион" (Калужская область, с. Перемышль, ОГРН 110400100289, ИНН 4015005016), акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" (г. Москва, ОГРН 1027707000441, ИНН 7707308480), о признании недействительным решения;
в судебном заседании Двадцатого арбитражного апелляционного суда принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Бастион": Бочкарева О.В. (доверенность от 26.03.2021 N 3);
в судебном заседании посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) принял участие представитель управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области: Чуриков М.А. (доверенность от 10.01.2022 N 3д);
УСТАНОВИЛ:
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - управление) о признании недействительными решения и предписания от 19.07.2021 по делу N 040/10/18.1-689/2021.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 22.11.2021 министерству отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что заявка ООО СК "Бастион" (далее - общество) не соответствовала пп. "б" п. 38 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615), а именно: в составе заявки отсутствовали банковские гарантии ко всем представленным контрактам.
Управление и общество в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу министерства - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Отказывая в удовлетворении заявленных министерством требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган уполномочен рассматривать жалобы заявителей на нарушение процедуры торгов, обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на электронной площадке utp.sberbank-ast.ru 25.05.2021 размещено извещение N 013720000092100014 о проведении предварительного отбора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (далее - МКД).
Согласно пп. "б" п. 38 Положения N 615 заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным п. 23 Положения N 615, среди которых - копии не менее 3 исполненных контрактов и (или) договоров, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора, предусмотренного пп. "п" п. 23 Положения N 615, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, в которых указаны установленный срок оказания услуг и (или) выполнения работ и их первоначальная стоимость, копии актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ или иных документов по таким контрактам и (или) договорам, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком услуг и (или) работ, оказанных и (или) выполненных в полном объеме.
Комиссией министерства установлено, что в представленных обществом копиях 4-х договоров отсутствует такое приложение, как банковская гарантия, в связи с чем, ссылаясь на п. 48, пп. "б" п. 53 Положения N 615, комиссия министерства приняла решение об отказе во включении общества в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Не согласившись с решением министерства, общество обратилось в управление, которое признало жалобу общества обоснованной (решение от 19.07.2021 по делу N 040/10/18.1-689/2021), усмотрев в действиях комиссии министерства нарушение п. 28, 53 Положения N 615 и выдав министерству предписание от 19.07.2021 по делу N 040/10/18.1-689/2021 об устранении нарушения путем отмены результатов рассмотрения заявок в части заявки общества и повторного ее рассмотрения, а оператору электронной площадки решением управления указано обеспечить возможность данной отмены и повторного рассмотрения.
Полагая, что решение и предписание управления являются незаконными, министерство обратилось в Арбитражный суд Калужской области с соответствующим заявлением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами Положения N 615, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания недействительными решения и предписания от 19.07.2021 по делу N 040/10/18.1-689/2021.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что доводы министерства сводятся к доказанности факта формального нарушения обществом пп. "б" п. 38 Положения N 615 ввиду того, что в составе представленных обществом копий договоров отсутствовали банковские гарантии, являющиеся неотъемлемыми частями этих договоров.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области о возможности применения в рассматриваемом деле позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2021 N 308-ЭС21-4887: по смыслу устанавливаемых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) дополнительных требований представление участником закупки в составе заявки на участие в закупке контракта (договора) без приложений к нему не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого опыта выполнения работ. Отсутствие в составе заявки на участие в закупке приложений к копии исполненного контракта (договора) при наличии других требуемых документов (копий актов выполненных работ, разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) не может являться формальным основанием для отказа в допуске такого участника к участию в закупке.
Действительно, формальное отсутствие лишь одного приложения (банковской гарантии не препятствует изучению министерством копий договоров, представленных обществом, для установления наличия либо отсутствия опыта, с учетом содержания требований, приведенных в пп. "б" п. 38 Положения N 615: копии договоров, из которых возможно установить сроки и стоимость, и копии актов приема-передачи, из которых возможно установить окончательную стоимость и которыми подтверждается приемка.
Тот факт, что в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2021 N 308-ЭС21-4887 разъясняется применение, в том числе, норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), который, в свою очередь, не распространяется на предварительный отбор подрядных организаций (п. 2 Положения N 615), не имеет значения, так как приведенное толкование положений Постановления N 99 имеет основной своей целью недопущение формального подхода при отборе участников закупки и не противоречит существу отношений, складывающихся между министерством и участниками предварительного отбора, а Закон N 44-ФЗ, Постановление N 99 и Положение N 615 имеют общую направленность - противодействие злоупотреблениям в сфере закупок.
При таких обстоятельствах управление правомерно нашло представленные обществом документы соответствующими требованиям пп. "б" п. 38 Положения N 615, ввиду чего обоснованно признало недопуск общества нарушением п. 53 Положения N 615.
С учетом изложенного, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции, произведя оценку доказательств в порядке ст. 71 АПК РФ, пришел к правомерному выводу о том, что позиция управления не опровергнута, а доводы министерства не доказаны.
Иное толкование апеллянтом положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 22.11.2021 по делу N А23-6414/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-6414/2021
Истец: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Калужской области
Третье лицо: АО "Сбербанк-Автоматизированная система торгов", ЗАО "Сбербанк-АСТ", ООО Строительная компания Бастион