город Омск |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А75-12615/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Грязниковой А.С., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моториной О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15806/2021) Администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2021 по делу N А75-12615/2021, принятое по исковому заявлению Администрации города Сургута (ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249) к индивидуальному предпринимателю Мурадяну Грайру Мацаковичу (ОГРНИП 304860234500012, ИНН 860200350108), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района", о демонтаже торгового объекта,
при участии в судебном заседании представителя Администрации города Сургута - Кудрявцевой И.Б. (по доверенности N 31 от 12.02.2020),
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сургута (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Мурадяну Грайру Мацаковичу (далее - ответчик, ИП Мурадян Г.М., предприниматель) с требованиями:
- об обязании освободить земельный участок придомовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Сургут, ул. Энтузиастов, д. 63;
- об обязании демонтировать нестационарный торговый объект, расположенный на придомовой территории дома по адресу: г. Сургут, ул. Энтузиастов, д. 63;
- в случае неисполнения решения в установленный срок предоставить Администрации города Сургута право демонтировать некапитальный нестационарный торговый объект собственными силами с последующим возмещением расходов за счет ответчика,
- в случае неисполнения решения суда в установленный срок взыскать судебную издержку в размере 100 000 руб. 00 коп., а также 50 000 руб. 00 коп. за каждый месяц неисполнения решения суда до момента полного исполнения требований.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района" (далее - третье лицо, ООО "УК ДЭЗ ВЖР").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2021 по делу N А75-12615/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований истца в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы администрация приводит следующие доводы: право на иск у администрации вытекает из норм статей 1 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); пунктом 3 части 6 статьи 16 Правил благоустройства запрещена установка, использование и эксплуатация НТО на придомовых территориях; СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (далее - СанПин 2.1.2.2645-10) отменен с 01.03.2021, однако, на дату заключения договора между предпринимателем и третьим лицом являлся действующим; спорный НТО размещен предпринимателем в нарушение требований законодательства Российской Федерации; судом необоснованно отказано в приостановлении производства по делу до разрешения дела N 3а-390/2021 в Суде Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ИП Мурадян Г.М. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ИП Мурадян Г.М. и ООО УК "Запад", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Предприниматель до начала судебного заседания заявил ходатайство в письменной форме о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика и третьего лица по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "УК ДЭЗ ВЖР" управляет многоквартирным домом, расположенным в городе Сургуте по адресу: ул. Энтузиастов, 63.
Управляющая организация на основании пункта 2.11.5 договора управления многоквартирным домом и протокола общего собрания собственников помещений дома N 63 в форме очно-заочного голосования (внеочередное) от 17.11.2020 N 1, заключила договор на право пользования частью земельного участка от 24.12.2020 N 56-20з с ИП Мурадяном Г.М. с дополнительным соглашением от 30.06.2021 N 1 (далее - договор, л.д. 33-39).
Согласно пункту 1.1 договора управляющая организация передает, а предприниматель принимает во временное пользование за плату часть земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Сургут, ул. Энтузиастов, д. 63, для размещения на нем киоска-мастерской "Ремонт обуви", общей площадью 6 кв.м.
Дополнительным соглашением от 30.06.2021 N 1 к договору стороны продлили срок его действия до 31.12.2021.
При осуществлении службой муниципального контроля Администрации города Сургута мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, произведен осмотр территории общего пользования, придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энтузиастов, д. 63 в рамках осуществления муниципального жилищного контроля.
Актом обследования контрольного управления Администрации города Сургута от 03.07.2021 выявлен факт размещения ИП Мурадяном Г.М. некапитального нестационарного торгового объекта - павильона "Ремонт обуви", на земельном участке, расположенном на придомовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Сургут, ул. Энтузиастов, д.63, без разрешения на размещение в порядке, установленном Постановлением Администрации города Сургута от 02.04.2019 N 2188 "Об утверждении порядка выдачи разрешений на установку некапитальных строений, сооружений на территории муниципального образования городской округ город Сургут", в нарушение части 1 статьи 16 Правил благоустройства территории города Сургута утвержденных решением Думы города от 26.12.2017 N 206-VI ДГ "О Правилах благоустройства территории города Сургута".
Полагая, что нестационарный торговый объект подлежит демонтажу, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, при разрешении спора руководствовался статьями 9, 12 ГК РФ, статьями 36, 44, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), СанПин 2.1.2.2645-10, Правил благоустройства, и исходил из того, что при отсутствии нормативно установленного запрета (в федеральном законодательстве и Правилах благоустройства в части, не противоречащей положениям федерального законодательства) оснований для вывода о наличии нарушенного ответчиком публичного интереса при размещении нестационарного торгового объекта на придомовой территории, а также о доказанности нарушения норм законодательства, не имеется, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Повторно рассмотрев дело с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пункта 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Администрация не является стороной договора, на основании которого ответчик разместил торговый павильон, следовательно, обращение истца в суд с настоящим иском должно быть направлено на защиту публичных интересов, а решение суда - приводить к защите таких интересов в случае, если будет установлено их нарушение.
Однако нарушение публичных интересов, также как и нарушение норм федерального законодательства и Правил благоустройства в данном случае отсутствует.
Согласно пункту 2 Постановления N 14-П в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Постановления органы местного самоуправления муниципальных образований, установившие в правилах благоустройства территории муниципального образования такое правовое регулирование, которое полностью исключает размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся в придомовой территории многоквартирного дома, должны привести это правовое регулирование в соответствие с конституционно-правовым смыслом норм федерального законодательства, выявленным в настоящем Постановлении. До истечения указанного срока допускается применение правил благоустройства в действующей редакции в части, не противоречащей иным положениям законодательства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1631 СанПин 2.1.2.2645-10 утратили силу с 01.03.2021.
Следовательно, с указанной даты, исходя из Постановления N 14-П, допускается применение Правил благоустройства только в части, не противоречащей иным положениям законодательства.
В Постановлении N 14-П сделан вывод о возможности воспроизвести в правилах благоустройства территории муниципального образования сохраняющие юридическую силу федеральные обязательные требования и о необходимости привести положения данных правил в соответствие с федеральным регулированием в случае изменения или отмены таких требований. Данный вывод применим к строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и тому подобным правилам и нормативам, которые по смыслу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат соблюдению при использовании земельных участков, как и требования градостроительных регламентов. При этом правила благоустройства территории муниципального образования как муниципальный правовой акт, предусматривающий требования к благоустройству и элементам благоустройства, перечень мероприятий по благоустройству, порядок и периодичность их проведения, не могут самостоятельно вводить такие обязательные требования, установление которых относится к прерогативе уполномоченных в той или иной сфере государственных органов.
Органы местного самоуправления не наделены полномочием устанавливать в правилах благоустройства территории муниципального образования абсолютный (недифференцированный запрет) на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если собственниками этих участков выражено согласие на размещение таких объектов и соблюдены обязательные требования, определенные законодательством Российской Федерации.
Сохранение после 01.03.2021 запрета, который был ранее установлен в СанПин 2.1.2.2645-10, в актах органов местного самоуправления в неизменном виде после указанной даты способно породить вопрос о соответствии их в указанной части нормативным актам большей юридической силы, который может быть разрешен в судебном порядке как при рассмотрении гражданского дела, так и по правилам административного судопроизводства.
В силу статьи 209 ГК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, реализуя свои правомочия, по общему правилу, вправе предоставить принадлежащий им земельный участок (его часть) для размещения нестационарных торговых объектов. При этом размещение таких объектов не должно нарушать интересы иных лиц и противоречить нормативным актам, принятым правотворческими органами в пределах их компетенции.
Таким образом, правила благоустройства должны соответствовать нормам федерального законодательства, их применение в действующей редакции допускается только в части, не противоречащей иным положениям законодательства, в случае их противоречия актам большей юридической силы данный вопрос подлежит рассмотрению судом при разрешении гражданского дела.
В данном случае, с 01.03.2021 Правила благоустройства (пункт 3 части 6 статьи 16) в связи с отменой СанПин 2.1.2.2645-10 противоречат нормативному акту большей юридической силы - статье 209 ГК РФ, в связи с чем в соответствующей части не подлежат применению судом.
Частью 2 статьи 13 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, при отсутствии нормативно установленного запрета (в федеральном законодательстве и Правилах благоустройства в части, не противоречащей положениям федерального законодательства) оснований для вывода о наличии нарушенного ответчиком публичного интереса при размещении НТО на придомовой территории, а также о доказанности нарушения норм законодательства, не имеется.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе судом первой инстанции в приостановлении производства по делу до разрешения судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры дела N 3а-390/2021, в рамках которого оспаривается пункт 3 части 6 статьи 16 Правил благоустройства, судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Положения пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ, устанавливающие обязанность арбитражного суда приостановить производство по делу в случаях, связанных с наличием в производстве иного суда другого дела, результаты разрешения которого подлежат учету арбитражным судом, рассматривающим данное дело, направлено на сокращение возможностей для существования противоречащих друг другу судебных актов, тем самым обеспечивает действие принципа правовой определенности и является гарантией законности и обоснованности судебных актов.
При этом разрешение вопроса о необходимости приостановления производства по делу осуществляется арбитражным судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела.
Между тем, с учетом изложенного выше, принимая во внимание, что пункт 3 части 6 статьи 16 Правил благоустройства не подлежит применении независимо от признания его недействующим судом, результат рассмотрения указанного дела не будет иметь значения для рассмотрения настоящего дела. Соответственно, оснований для приостановления производства по настоящему делу не имеется.
Более того, вступившим в законную силу решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.10.2021 по делу N 3а-390/2021 признаны недействующими пункт 3 части 6, часть 7 статьи 16, часть 16 статьи 29 Правил благоустройства территории города Сургута, утвержденных решением Думы города Сургута от 26.12.2017 N 206-VI ДГ, а действие постановления Администрации города от 02.04.2019 N 2188 "Об утверждении порядка выдачи разрешений на установку некапитальных строений, сооружений на территории муниципального образования городской округ город Сургут" в настоящее время приостановлено постановлением Администрации города Сургута от 08.12.2021 N 10587 до вступления в законную силу решений суда по судебным делам N 3а-414/2021, N 3а-415/2021, N 3а-390/2021.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нарушения норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, отсутствуют.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как администрация освобождена от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации города Сургута оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2021 по делу N А75-12615/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12615/2021
Истец: Администрации города Сургута, Администрация города Сургута
Ответчик: Мурадян Грайр Мацакович
Третье лицо: ООО "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 6", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ДЕЗ ВОСТОЧНОГО ЖИЛОГО РАЙОНА"